Burger
15-минутный путеводитель: история мирового цирка в 10 великих номерах
опубликовано — 02.03.2018
logo

15-минутный путеводитель: история мирового цирка в 10 великих номерах

Затопленный Колизей, Гудини, сбежавший из Бутырки, и артисты, объятые огнем

Партнерский материал

С 23-го по 27 мая в Казани пройдут гастроли «Цирка дю Солей». На этот раз канадцы привезут в город шоу Ovo: в переводе с португальского слово значит «яйцо»; действие происходит в мире насекомых — акробаты, клоуны, эквилибристы и музыканты наденут костюмы сверчков, божьих коровок, бабочек, мух и скарабеев. Несмотря на явный интерес «Дю Солей» к природе, в канадских шоу никогда не задействуют животных. Этот принцип — итог многовековой эволюции циркового искусства. В ожидании гастролей «Дю Солей» публикуем новый выпуск рубрики «15-минутный путеводитель», посвященный десяти номерам, навсегда изменившим историю цирка.


Навмахия-86

Цирк начался в Древнем Риме, но это были не те представления, к которым привыкли мы. Словом Circus со времен Цезаря называли огромные арены, где ради удовольствия публики гладиаторы отрубали друг другу конечности, рабы дрались с дикими животными, а лучшие возницы соревновались в гонках колесниц (тоже, разумеется, смертельно опасных). Но самым грандиозным зрелищем были навмахии — инсценировки морских сражений на суше. Если верить историку Диону Кассию, в 86 году н.э. император Домициан устроил навмахию прямо в римском Колизее. Площадку наполнили водой и запустили туда две флотилии, состоявшие из настоящих военных кораблей, которыми управляли рабы. Для пущей сюрреалистичности в Колизей завезли водных животных — от морских львов до бегемотов. Кассий писал, что в тот день в городе случился ураган и все участники шоу утонули вместе со зрителями из нижних рядов (а это, между прочим, были ВИП-места). Источников, подтверждающих рассказ историка, нет — впрочем, современные исследования подтверждают: техническая возможность устроить навмахию в Колизее действительно существовала.

Филип Эстли едет по кругу

Цирк, к которому мы привыкли, оформился в конце XVIII века, и придумал его англичанин Филип Эстли. Во время Семилетней войны он служил в кавалерии, а вернувшись домой, открыл школу наездников, параллельно выступая перед публикой с конными трюками. Подобных мастеров тогда было много, но Эстли первым придумал скакать не по прямому треку вдоль трибуны, а по кругу на специальной арене. Смотреть было невероятно удобно, поэтому конкурентов у его шоу вскоре не осталось. Однако на этом Эстли не остановился. Он объединил лучших наездников Англии в труппу, которую потом расширил за счет клоунов, жонглеров, акробатов и дрессировщиков. Конные трюки по-прежнему составляли ядро программы — остальные артисты развлекали зрителей, пока очередной наездник готовился к своему номеру. С небольшими изменениями такой формат представления дожил до наших дней.

«Золотое яйцо»

Клоуны, которые веселили народ у Эстли, изображали деревенских дурачков. Эта плоская одномерная роль была единственно возможной до тех пор, пока революцию в клоунаде не совершил другой англичанин — Джозеф Гримальди. В начале XIX века вместе со своим персонажем по имени Джоуи он сформировал доминирующий и сегодня канон: белый грим с красными щеками, цветастая мешковатая одежда, дурацкая прическа и сложное, хаотичное поведение, как правило, высмеивающее пороки реальный типажей. Вероятно, самая успешная пантомима Гримальди называлась «Арлекин и Матушка Гусыня, или Золотое яйцо». В ней он играл сразу две роли: сексуально разнузданного аристократа-алкоголика и собственно клоуна Джоуи, который копировал повадки первого персонажа в гиперболизированной манере. Гримальди отдавался ролям настолько исступленно, что очень быстро подорвал здоровье, ушел на пенсию и пропил все свои деньги. Тем не менее после «Золотого яйца» еще долго никто не решался вносить даже мелкие изменения в образ, а у британских клоунов почти 100 лет не было других имен кроме Джоуи.

Человеческий зоопарк Барнума

В США середины XIX века ни один успешный цирк не мог функционировать без собственного человеческого зоопарка. Карлики, гиганты, сиамские близнецы и бородатые женщины иногда просто демонстрировали свою внешность за плату, а иногда имели собственные номера. Главным антрепренером в этом секторе считался Финеас Барнум, у которого были свой «музей» в Нью-Йорке и гастролирующая цирковая труппа. Успех ему принесли рекламные трюки, в том числе не самые честные: Барнум частенько врал публике о фактах из жизни своей труппы и даже фальсифицировал аномалии. Его главной звездой был карлик, известный как Генерал Том-Там, которого Барнум позиционировал как самого маленького человека на Земле. Том-Там развлекал публику достаточно грубыми по сегодняшним меркам представлениями: пил вино и курил сигары (зрители умирали со смеху), танцевал в образе Амура или пародировал Наполеона. Несмотря на то что Барнум приучил своего подопечного к алкоголю, когда тому было всего пять лет, Том-Там дожил почти до 50 и даже женился.

Гудини сбегает из Бутырки

В американских гастролирующих цирках начинал карьеру и иллюзионист Гарри Гудини. Сначала он показывал карточные фокусы, но довольно быстро разработал собственный жанр — самоосвобождение. Гудини удивлял публику тем, что быстро выбирался из запертых сейфов, освобождался от наручников и кандалов, причем зачастую в экстремальных ситуациях — например, находясь в резервуаре с водой. Быстро прославившись, Гудини отправился гастролировать по миру и в 1908 году оказался в Москве. Он показывал свою стандартную программу в одном из ресторанов, когда, согласно легенде, к нему обратился высокопоставленный полицейский, предложивший на спор попробовать сбежать из Бутырской тюрьмы. Выбраться из обычной камеры для иллюзиониста не составило большого труда, после чего его поместили в металлический ящик, который использовался для конвоирования особо опасных заключенных. Несмотря на то что ящик поставили замком к стене, Гудини выбрался и оттуда. Ему понадобилось 28 минут.

Карандаш и Гитлер

В России цирк любили всегда, а в эпоху СССР манеж и вовсе был единственным местом, где допускалась публичная политическая сатира. Клоуну Карандашу (в миру — Михаил Румянцев) прощали многое, в том числе за его выдающиеся номера, придуманные во время Великой Отечественной войны. Сразу после Битвы за Москву Карандаш вышел на арену столичного цирка и (оцените постмодернистский прием!) по-детски попросил режиссера представления разрешить ему показать Гитлера. Получив публичное одобрение, клоун переоделся в фюрера, сел на бочку на колесах и со свастикой на боку и, грозя зрителям топором, ехал «нах Москау». Потом бочка взорвалась, а Карандаш убежал прочь, сделав себе костыль из деревянных обломков. Или вот еще одна юмореска из 1940-х: клоун выходил на арену, доставал из сумки небольшую собачку и ставил ее на трибуну перед микрофоном. Несколько минут животное истерично лаяло, после чего Карандаш убирал собаку обратно и объявлял: «Речь министра Геббельса окончена».

«Величайшее шоу на земле»: человек-ядро

Первые люди-ядра появились в цирке еще в конце XIX века. Тогда артистов помещали в дуло исполинской пушки и с помощью пружины катапультировали в воздух. «Заряд» пролетал несколько десятков метров и приземлялся в заранее натянутую сетку или (реже) в бассейн с водой. Уже в XX веке эмигрировавшая в США итальянская семья Дзаккини переизобрела трюк, создав пушку, использующую сжатый воздух, — человек-ядро стал разгоняться до невероятных 100 километров в час. Их представление называлось «Величайшее шоу на земле», и, судя по рецензиям в прессе и коммерческому успеху, это было недалеко от правды. Журналисты окрестили их занятие «самой опасной профессией на планете», чему тоже имелись подтверждения: Уго Дзаккини, который чаще всего был «ядром», ломал ноги целых пять раз, хотя ни разу за свою карьеру не пролетел мимо сетки — за точные расчеты ему стоило благодарить брата Эдмондо. Во время войны оба отправились добровольцами на фронт, но шоу не прекратилось — братьев подменили сестры. Подражателей у Дзаккини было множество, но повторить «величайшее шоу» было невозможно — секрет конструкции пневмопушки семья так и не раскрыла.

Исчезновение статуи Свободы

Технически американский иллюзионист Дэвид Копперфильд никогда не выступал в цирке, но без него список величайших цирковых номеров был бы неполным. Во-первых, он с 1980-х практически монополизировал жанр телевизионных фокусов, по сути сделав своим цирком все медиапространство. Во-вторых, он самый богатый фокусник в мире (по оценке Forbes, Копперфильд зарабатывает более 63 миллионов долларов в год). В-третьих, он еще и легенда российского телевидения 1990-х — тогда его шоу крутили чуть ли не круглосуточно. Самый масштабный трюк Копперфильда датируется 1983 годом, и это исчезновение статуи Свободы в Нью-Йорке. Иллюзионист поднял перед статуей огромный занавес, а когда опустил, сооружения больше не было видно. Затем Копперфильд произнес пафосную речь о необходимости свободы в мире и вернул статую на место. Вживую фокус видели всего несколько десятков туристов (скептики говорят, что нанятых актеров), зато для телевидения его снимали одним длинным планом, чтобы иллюзиониста не заподозрили в хитрых монтажных склейках. Секрет фокуса официально не раскрыт, но самая популярная версия — манипуляции с освещением.

«Колесо смерти»

Принципиально новую концепцию циркового представления в конце XX века придумали канадцы из Cirque du Soleil: их шоу сочетают акробатику, хореографию, музыку и сценический дизайн. Фактически синтез лучших цирковых идей в истории помножили на технологии будущего, исключив все сомнительные практики, — к примеру, компания принципиально не использует в своих шоу животных. Среди главных номеров «Дю Солей» — «Колесо смерти». На сцене устанавливается конструкция, поддерживающая две лопасти, на конце каждой из которых — колесо. Внутри колес — акробаты, которые без страховки раскручивают всю махину, а в какой-то момент выбираются на внешнюю поверхность обода и даже прыгают через скакалку. В общем, лучше просто увидеть. У казанцев, к слову, такая возможность была — «Дю Солей» давали бесплатные представления во время Универсиады, и летом 2013-го «колеса смерти» крутились под Казанским Кремлем.

У самого грандиозного шоу античности — римской навмахии — есть миролюбивый современный аналог. Представление называется «O» (по созвучию с французским словом eau — «вода») и делает его тоже Cirque du Soleil. Размах у него вполне императорский: гигантский бассейн вместо традиционной цирковой арены, 85 артистов, среди которых есть олимпийские спортсмены, действие, происходящее одновременно и в воздухе, и на поверхности воды, и под водой, и костюмы, отражающие чуть ли не все наследие человеческой цивилизации — от индийских и арабских традиций до барокко и дальше. Всей техникой в шоу в режиме реального времени управляют артисты — никаких запрограммированных элементов. И да: где присутствует вода, там должен быть и ее антипод: в какой-то момент один из персонажей оказывается полностью охваченным огнем.

Шоу Ovo пройдет в «Татнефть Арене» с 23-го по 27 мая 2018 года
Билеты доступны на сайте