Burger
Течет река. Девять фильмов, снятых на Волге
опубликовано — 01.08
просмотры — 1431
logo

Течет река. Девять фильмов, снятых на Волге

Казань, Нижний Новгород, Астрахань в фильмах Германа, Чухрая, Балабанова и других отечественных режиссеров

ПАРТНЕРСКИЙ МАТЕРИАЛ

26 июля в Нижнем Новгороде завершился фестиваль нового российского кино «Горький fest». Год назад «Инде» писал о городе в рубрике «Радиус 500». C тех пор в Нижнем Новгороде появился новый стадион, открылись Нижневолжская набережная, уличный кинотеатр с видом на Волгу и собственный ежегодный кинофестиваль, показывающий новейшие премьеры отечественного кино. «Инде» поздравляет Нижний Новгород с «Горький fest’ом» и надеется, что скоро город станет значимой точкой на кинематографической карте России. А пока вспоминаем краткую историю появления поволжских городов в фильмах прошлых лет.

Фестиваль нового российского кино «Горький fest» впервые прошел в Нижнем Новгороде в 2017 году. Главная особенность фестиваля — жюри оценивает коротко- и полнометражное кино, документальное и художественное в рамках единой конкурсной программы. В программе первого фестиваля участвовала документальная работа казанского режиссера Салавата Юзеева «Кукморские парни». Как сообщают СМИ, в первый год фестиваль посетили всего 1000 зрителей, что не устроило организаторов. Поэтому в 2018 году они расширили количество площадок и фильмов. В конкурсе второго «Горький fest’а» участвовало 26 картин, среди них фильмы «Война Анны» Алексея Федорченко, «Подбросы» Ивана И. Твердовского, «Календарь» Игоря Поплаухина (все три работы ранее демонстрировались на фестивале «Кинотавр»). Вне конкурса показывали фильмы Алексея Балабанова, Киры Муратовой, Сергея Соловьева, Станислава Говорухина, Михаила Угарова, а также громкие релизы отечественного кино последних двух лет — «Довлатов», «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов», «Лето», «Аритмия» и «Собибор». Гран-при фестиваля в 2018 году получил фильм Алексея Федорченко «Война Анны».

«Мать»

(реж. Всеволод Пудовкин, 1926)

Всеволод Пудовкин — один из главных советских кинорежиссеров эпохи немого кино. Экранизация повести Максима Горького — его первая самостоятельная режиссерская работа. Фильму, как и другим лучшим советским фильмам этой эпохи, свойственны динамичный монтаж, регулярные смены планов, высокий революционный символизм, драматичная работа со светом и яркие крупные планы. На берегу Волги в Ярославле снимали ключевую сцену ледохода — плывущие льдины символизировали уход «сковывавших» народ старорежимных сил и скорый приход спасительной «красной» весны.

«Булат-батыр»

(реж. Юрий Тарич, 1928)

«Булат-батыр» — первый игровой полнометражный фильм, снятый в Казани. Сценарий картины о крестьянском бунте под предводительством Емельяна Пугачева на территории Татарии написал драматург Натан Зархи (он же, к слову, сценарист фильма «Мать» Всеволода Пудовкина). Кино в духе времени демонстрировало страдания народа под гнетом царизма, иллюстрацией которого стали сцены с карательными отрядами и насильственной христианизацией татар. Съемки фильма проходили в Казани — в Старо-Татарской слободе (в фильме можно увидеть Апанаевскую мечеть), на Арском поле, у стен Казанского Кремля и на берегах Казанки и Волги.

«Тимур и его команда»

(реж. Александр Разумный, 1940)


Знаменитый советский приключенческий фильм для детей стал первым художественным фильмом, снятым в Самаре (с 1935-го по 1991 год — Куйбышев). В поисках места для съемок режиссер Александр Разумный отправился в путешествие по Волге на пароходе и остановился на дачном пригороде Куйбышева — Поляне имени Фрунзе (нынешней Барбошиной Поляне). В кадре часто мелькает Волга, кроме того, местные жители активно снимались в массовых сценах. Продолжение картины, вышедшее на экраны в 1942 году, снимали также на Волге, но уже не в Куйбышеве, а в селе Белый Яр Ульяновской области.

«Чистое небо»

(реж. Григорий Чухрай, 1961)

«Чистое небо» повествует об эпохе послевоенного сталинского террора. Главный герой — летчик-испытатель Астахов во время войны попадает в немецкий плен, а по возвращении домой его исключают из партии, лишают наград и увольняют с работы. Герой начинает спиваться. Чухрай снимает картину с критикой сталинского периода в самый разгар хрущевской оттепели — признаком нового времени в фильме служат кадры первого весеннего ручейка и ледохода. Однако в 1970-х годах происходит смена политического курса, и его картина попадает на полку. Фильм снимался в Ярославле, в кадре мелькают улица Суркова, Волжская набережная, речной вокзал, Стрелка. Часть эпизодов снималась на Ярославском моторном заводе.

«На Волге»

(реж. Игорь Гелейн, 1965)

Девятиминутная документальная зарисовка о путешествии на теплоходе из Астрахани вверх по Волге, в которой патетичный закадровый голос рассказывает об историческом величии «великой русской реки». По версии фильма, ценность реки определяется тем, что на ее берегах родился и жил Владимир Ильич Ленин, «река-труженица» вырабатывает электроэнергию для советской промышленности и «воды реки нашей славы алели от крови в битве при Сталинграде». Из-за этого нелогичное географическое путешествие из Астрахани в Волгоград с заездом в Казань превращается в ментальное путешествие по истории СССР — через рыбацко-арбузную крестьянскую дикость стартовой точки к символу исторического возрождения государства из пепла войны. Герои заодно заезжают на родину основателя этой идиллии, Владимира Ленина, и осматривают промышленные объекты, пришедшие на смену древним памятникам.

«Посмотри на город»

(реж. Юрий Беспалов, 1963)

Документальный фильм о Нижнем Новгороде (Горьком). Фильм впервые показали по международной телевизионной сети «Интервидение» в 1963 году. В 1967 году его демонстрировали в советском павильоне Всемирной выставки в Монреале. Ориентированность на западную публику диктует настроение фильма — он становится своеобразным рекламным роликом советского государства. Кроме того, «Посмотри на город», также как и «На Волге», сохраняет патетику советских документальных киножурналов — здесь и сравнение города с героиней «Матери» Максима Горького, и восхищение советскими топонимами, рабочим народом, древним Кремлем и новыми заводами. Вместе с тем фильм изобилует наблюдениями за повседневной городской жизнью (то в кадре проедет поливальная машина, то оператор ловит крупные планы беззаботно гуляющих людей), снятыми в духе фильмов «Я шагаю по Москве» и «Июльский дождь».

«Мой друг Иван Лапшин»

(реж. Алексей Герман, 1984)

Большая часть знаменитого фильма Алексея Германа, действие которого разворачивается в 1930-е годы в выдуманном городе Унчанске, снимали в Астрахани. В нем запечатлены набережная Варвациевского канала, Успенский собор, церковь Златоуста, старый речной вокзал. Будущее место съемок режиссер Алексей Герман нашел в архиве: увидел вырезку из газеты начала 1930-х годов со снимками деревянной арки, гипсовых пионеров у фонтана, с сообщением, что такие сооружения воздвигнуты в Астрахани. Ко времени съемок в 1980-х годах объекты еще не успели снести — художнику-постановщику Юрию Пугачу оставалось только украсить арку гирляндой и развесить на домах портреты вождей.

«Жмурки»

(реж. Алексей Балабанов, 2005)

Нижегородская область часто становилась местом для съемок кино. Здесь, к примеру, снимали различные эпизоды из фильмов «Волга-Волга», «Овсянки», «Адмирал», «Сибирский цирюльник», «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» и других. Действие фильма «Жмурки» Алексея Балабанова происходит в Нижнем Новгороде в середине 1990-х годов, поэтому фильм практически полностью снят здесь. В «Жмурках» засветилось множество нижегородских локаций: многие улочки узнают только местные жители, но набережную Волги и Кремль определят даже те, кто видел Нижний только на открытках.

«День выборов — 2»

(реж. Александр Баршак, 2016)

Продолжение комедии про пиарщиков на региональных выборах с участием «Квартета И» режиссер Александр Баршак снимал в Астрахани. Так, по воле киношников зал Центрального отдела ЗАГСа превратился в кабинет губернатора Цаплина, а на набережной Волги сняли сцену гей-парада — в массовке участвовали местные жители.

Редакция «Инде» благодарит компанию Теle2 за предоставленную возможность посетить «Горький fest» в Нижнем Новгороде. Компания, являясь партнером фестиваля, в рамках реализуемой ею стратегией lifestyle enabler открыла на Нижневолжской набережной города онлайн-парк, где предложила нижегородцам иной способ просмотра видеоконтента с обзором в 360 градусов — с технологией 4G и с помощью VR-очков. Парк работал на протяжении всего фестиваля. А в конце июля в Парке Горького Казани Tele2 совместно со Всемирным фестивалем уличного кино показала лучшие короткометражные фильмы страны этого года. Благодаря 4G посмотреть последние новинки киноискусства можно было прямо на улице.

Фото: трейлер YouTube, kinozon.tv