Burger
Швейцарский дизайнер Клаус Фромхерц — о любимых работах участников резиденции плакатного дизайна
опубликовано — 12.08
просмотры — 2595
logo

Швейцарский дизайнер Клаус Фромхерц — о любимых работах участников резиденции плакатного дизайна

Шрифт для музея гражданской войны, цветные стихи Хлебникова и очень простой слон

В эти выходные в Лядском саду — выставка плакатов. Авторы работ — участники резиденции плакатного дизайна, которая проходила в июле в ЦСК «Смена» в рамках фестиваля искусства и краеведения «Искра». Молодые дизайнеры из Казани, Набережных Челнов, Москвы и Ижевска посетили городские музеи, прослушали лекции о локальной визуальной культуре и, консультируясь с казанскими краеведами и дизайнерами из Польши и Швейцарии, создали плакаты по трём большим темам: музеи Татарстана, мероприятия, которые пройдут в регионе до конца года, и локальные культурные и исторические феномены и сюжеты. «Инде» попросил дизайнера швейцарской студии Peng Peng (Люцерн) Клаусом Фромхерцем, который приехал в Казань при поддержке Швейцарского совета по культуре «Про Гельвеция» и провёл для резидентов несколько воркшопов, рассказать о самых удачных работах.

Клаус Фромхерц

дизайнер люцернской дизайн-студии Peng Peng, профессор графического дизайна в университете Люцерна. На резиденции он читал лекции о швейцарском плакатном дизайне, вёл воркшоп и консультировал участников в процессе работы

Дисклеймеры

  • Клаус подчёркивает, что среди плакатов, которые он не перечислил, тоже были качественные и удачные. Он благодарит всех участников резиденции и уверен, что совместная работа была полезна молодым дизайнерам и способствовала их профессиональному росту.
  • Клаус не видел финальных версий плакатов, о которых пойдёт речь ниже. «Надеюсь, за то время, что мы не виделись, дизайнеры их только улучшили», — говорит он. «Инде» уверяет, что эскизы плакатов, которые прокомментировал Клаус, максимально близки к финальным версиям.

Клаус Фромхерц

«Многие работы, которые мне показывали участники, были хорошими экспериментами, но при этом недотягивали до хороших плакатов. Когда ты делаешь плакат о чём-то, у тебя должна быть чёткая цель, а в конце пути ты должен быть уверен, что она достигнута и что идея, которую ты заложил, очевидна. Если всё совпало, получается плакат, если получается интересно, но неочевидно — всё ещё эксперимент. Когда ты ищешь правильное направление, ты должен постоянно экспериментировать — это, возможно, самая важная часть работы. Нужно уметь отказываться от того, что сделано, если понимаешь, что это ведёт не туда».

Плакат для спектакля «Ходжа Насретдин»

Автор: Софья Лигостаева

Как я понял, это пьеса про парня, который веселит людей и пытается вывести слона из города. Мне кажется, для дизайнера это отличный поворот в карьере, очень полезный. В плакатном дизайне важно в какой-то момент понять, что просто — не значит плохо. Проблема в том, что, если ты делаешь что-то простое, ты должен быть уверен в себе и в своей работе и точно понимать, что это уместно в данном случае. Потому что всегда найдутся те, кто спросит тебя: «Зачем ты это сделал? Так ведь может каждый!». Этот плакат мне нравится за его простоту, ясность, уместность. Дизайнер начала очень просто, потом углубилась в детали, накрутила, но в итоге снова вернулась к простоте. И, кстати, слоны — отличные животные.

Плакат для музея гражданской войны в Свияжске

Автор: Костя Богач

Автор действительно много трудился, и мне по-настоящему нравится эта работа. Плакат простой, но в нём столько энергии — очень удачная комбинация формы и цвета. Когда мы с участниками резиденции разбирали их портфолио, почти во всех работах я видел неумение работать со шрифтами, с надписями. Как правило, дизайнеры просто лепят надпись поверх изображения, в итоге результат выглядит искусственно, статично, надпись не вписывается в сюжет, она застыла, у неё нет развития, произведение раздроблено. В случае с первым плакатом баббл, отходящий от хобота, смотрится уместно и здорово, но это не всегда работает. Плакат Кости — тот пока редкий для участников резиденции случай, когда текст сам становится картинкой. Он не где-то на заднем плане, он и есть плакат, и это здорово.

Плакат для инсталляции Ильгизара Хасанова «Птицы»

Автор: Костя Богач

Эта работа Кости мне тоже очень нравится. Как я понял, она посвящена какому-то поэту, который увлекался птицами, и мы будто бы видим голоса птиц на природе, чувствуем динамику момента. Автор работал с юмором, это свежая идея, свежая речь, свежий шрифт. Композиция очень близка мне эстетически.

Плакат для фестиваля средневекового боя «Великий Болгар»

Автор: Елизавета Копай-Гора

Это эксперимент со шрифтом, с формой, с кистью. Это свежо, нетрадиционно. Получились отличные большие буквы. Хотя, мне кажется, это пока ещё скорее эксперимент, чем уже законченный плакат, но до плаката тут осталось совсем чуть-чуть.

Плакат для музея Каюма Насыри

Автор: Гузель Гарипова

Мне очень нравится, как дизайнер совместила две истории. С одной стороны, мы видим тут сказку про Бабу Ягу, которая живёт в избушке на куриных ногах, очень похожей на дом Насыри, и это — олицетворение народной культуры. С другой — это история грамотного, одарённого человека, который занимался просвещением своего народа, пытался пробить научным знанием броню народной культуры и сталкивался с постоянной подозрительностью. Я был в музее Насыри; как я понял, он не получил при жизни должного признания. У него была идея — нести знание, и была стратегия, и он делал своё дело очень методично, играл в открытую, но встречал постоянное сопротивление. Хотя, наверное, тот страх, с которым он столкнулся, был совершенно нормален: меняться и открываться новому знанию всегда трудно, особенно когда не знаешь, куда тебя это заведёт.

Плакат для музея Максима Горького

Автор: Елизавета Таранина

Очень поэтичный плакат. Он рассказывает, что за музейными предметами, которые что-то говорят о жизни этого человека, стоит гораздо большее. Известный автор допускает нас в свой интимный мир и говорит: «Да, у меня были плохие времена». Они у всех бывают, поэтому это очень близко и понятно потенциальным посетителям. Плакат отличный, а вот сам музей мне не очень понравился. У нас был экскурсовод, но ни от него, ни из экспонатов я не узнал ничего о творчестве Горького, не встретил ни строчки из его произведений. В музее вообще не было поэзии, это скорее про пекарню, чем про литературу. Я понимаю, что писатель никогда не жил в этом доме, что всё фейк. Но фейк — это нормально, если наполнить его содержанием. А ещё, как я понял, в музее говорилось про композитора… или певца? В общем, он тоже отличный парень, но за всю экскурсию я ни разу не услышал его голоса — нам не поставили ни одной записи! Может, я не прав и чего-то не заметил, но мне кажется, что идти в музей писателя и певца и не встретить там произведений первого и голоса второго — очень странно.

Плакаты про красные автобусы и зелёные троллейбусы

Авторы: Ольга Ковалёва, Татьяна Печёнкина

Очень простые и очень классные работы. Отличная шутка, классная игра слов, замечательный дизайн.

Фото предоставлено Центром современной культуры «Смена»