Burger
«Лучший способ защиты от нечисти — просто не верить в неё». Биолог Александр Панчин комментирует «Мифологию казанских татар»
опубликовано — 31.08
просмотры — 1688
комментарии — 0
logo

«Лучший способ защиты от нечисти — просто не верить в неё». Биолог Александр Панчин комментирует «Мифологию казанских татар»

Шурале, Бичура и татарский сонник с позиций науки и здравого смысла

Завтра в баре «Соль» пройдёт хоррор-алко-лекция кандидата биологических наук, старшего научного сотрудника Института проблем передачи информации РАН и публичного сторонника ГМО Александра Панчина. Тема — «Сон рождает чудовищ: нейробиологические основы мифов о паранормальном». Предчувствие смерти, фантомные боли и злые двойники — всё это Панчин объяснит с точки зрения происходящих в человеческом мозге физиологических процессов. Перед лекцией «Инде» попросил учёного прокомментировать героев и суеверия татарской мифологии.

В материале использованы фрагменты книги писателя и этнографа Якова Коблова «Мифология казанских татар» (1910, переиздана издательством «Смена» в 2015 году). Автор иллюстраций — Антон Черняк.

Бичура

Бичура — это баснословное существо, то же, что у русских кикимора или «соседка». Бичура представляется татарину в виде женщины — ростом от полутора до двух аршин; на голову у неё надет «ирпак» (старинный женский татарский головной убор). Бичура живёт в жилых помещениях — на подволоке (чердак), в подполье и в банях, но не у всех, а только у некоторых хозяев. Некоторые отводят для неё особую комнату, где её поят и кормят.

<...> А если рассердится за что-нибудь на хозяина, то разбивает чашку, в которой ей подаётся пища, и раскидывает всё, что попадёт ей под руку. Бичура нередко во сне давит человека, любит внезапно пугать его и вообще озорничает над людьми.

Александр Панчин

кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Института проблем передачи информации РАН

Во многих культурах верят в существо, которое давит человека во сне, вызывает у него удушливое ощущение, чувство тяжести, панический страх. Самый известный такой персонаж — демон скандинавской мифологии Мара, который приходит к спящим и душит их. По-видимому, такое ощущение появляется в момент, когда человек ещё не до конца проснулся. Во время фазы быстрого сна, когда нам обычно снятся сны, возникает защитный механизм: нервные клетки на какое-то время перестают передавать сигналы мускулатуре, чтобы мы не воплощали в реальности движения из снов. Иногда человек просыпается, но ещё какое-то время не может пошевелиться. Это состояние называется сонным параличом. Не до конца проснувшийся мозг может проинтерпретировать паралич так: тело сковывает какая-то нечистая сила. При этом человеку может привидеться силуэт — я сам переживал состояние сонного паралича и действительно смутно видел фигуру, которая запрыгнула мне на грудь и пыталась душить. Расплывчатому силуэту можно приписывать самые разные образы: выросшему на мифах о демонах будет казаться, что это демон, те, кто верит в инопланетян, подумают, что это гуманоид, а казанские татары, очевидно, считали, что паралич и сопутствующие явления — проделка Бичуры.

Шурале

Шурале имеет жительство в дремучих лесах. По внешнему виду он похож на человека; у него очень длинные, крепкие пальцы до трёх вершков длины <...> и необычайно длинные сосцы, которые он закидывает через плечо. По рассказам некоторых, Шурале любит уводить человека в самый глухой лес, где некоторые неопытные люди погибают.

<...> Показываются людям Шурале большей частью весной и летом во время восхода и захода солнца. При встрече с человеком Шурале называется по имени, иногда притворяется сбившимся в лесу с дороги и просит о помощи.

<...> Никогда не следует ему показывать зубы во рту. Как только Шурале увидит зубы у человека, начинает его щекотать и щекочет до смерти. Имея длинные, крепкие, как бы оловянные пальцы, Шурале очень любит это занятие.

<...> Умудрённые опытом люди говорят, что для спасения от Шурале нужно бежать к ручью или реке и перескочить через неё. Шурале боится воды и, не имея возможности перейти ручей или речку, спрашивает: «Где начало речки?». Нужно показывать ему не начало реки, а низ [наиболее полноводное и широкое русло]. Шурале, желая найти начало реки, бросится бежать по берегу вниз по течению, дойдёт до моря и вынужден бывает возвратиться ни с чем. Если же ему показать правильно начало реки, он быстро обежит кругом неё и, поймав человека, защекочет его до смерти.

Некоторые мифы возникают не для объяснения действительности, а как интересные или поучительные истории. Тут речь идёт о лешем из дремучей чащобы — вероятно, эту историю рассказывали детям, чтоб у них даже в мыслях не было идти гулять в лес, то есть прямиком к страшному Шурале. Плюс их предупреждают, что с незнакомыми лучше не разговаривать, хотя из-за такой травмирующей мысли ребёнок может вырасти с ощущением, что вокруг сплошь опасные люди, которые только и думают о том, чтобы его похитить или как-то ему навредить. Возможно, нечисть, которая умеет щекотать, как-то связана с народным объяснением эпилептических припадков, но эта мысль кажется мне маловероятной.

В этом поверье есть более специфические детали: Шурале, например, нельзя показывать зубы во рту. Почему — загадка. Думаю, забавные странные подробности помогают истории лучше запомниться и, следовательно, шире распространиться. Просто леший — скучно, леший, которому нельзя показывать зубы, — в этом уже что-то есть. Есть замечательная книга антрополога Паскаля Буайе «Объяснённая религия» — просветительский фонд «Эволюция» в ближайшее время выпустит её на русском языке. В ней как раз поднимается вопрос о том, почему некоторые из огромного количества придуманных людьми историй становятся настолько популярными, что со временем обретают статус религии. Буайе полагает, что, если история интересна, если она фантастична и в ней есть какая-то удивительная деталь, мы с большей вероятностью перескажем её знакомым.

Значение некоторых снов

Деньги медные видеть во сне — несчастье.

Дом строить во сне — смерть.

Жениться или выходить замуж — смерть.

За грибами ходить в лес — бедствие.

Картины видеть — печаль.

Новый колодезь рыть — печаль.

Маленьким себя видеть — болезнь.

Брать во сне ребёнка на руки — болезнь.

Лапти надеть — беду нажить.

Ленивым видеть себя — печаль.

Во сне увидишь зелёную траву, горох — слёзы.

Во сне отдашь покойнику что-нибудь — покойник.

Если от покойника возьмёшь — польза будет.

Люди давно и упорно пытаются интерпретировать сны. Многие верят, что между сюжетами снов и грядущими событиями существует связь, но интересного и надёжного научного исследования, подтверждающего эту народную гипотезу, до сих пор нет. Очевидно, что сны связаны с обработкой существующих у человека воспоминаний и переживаний — вероятно, они могут сказать что-то о состоянии психики, но точно не являются надёжным способом прогнозирования будущего. Если все эти анекдоты про Менделеева, который увидел таблицу химических элементов во сне, имеют под собой историческое основание, то увидел он её только потому, что очень много работал над темой, думал, как упорядочить имеющуюся у него информацию. При этом таблица Менделеева вряд ли приснилась бы Исааку Ньютону.

Можно предположить, что попытки людей связывать образы из снов с событиями будущего — проявление апофении. Этот термин ввёл немецкий нейропсихолог Клаус Конрад: в ходе исследований он обнаружил, что склонность видеть закономерности в случайных данных — свойство человеческой психики, которое присуще всем, но у разных людей имеет разную степень выраженности. Есть известный пример с парадоксом дней рождения. Интуитивно нам кажется: вероятность того, что в классе из 23 учеников хотя бы у двоих совпадут дни рождения, очень мала. В году 365 дней и дети с одинаковой вероятностью могли родиться в каждый из них. На деле в такой группе почти гарантированно будут совпадения дат рождения, и у этого есть математическое доказательство. В строгом смысле это случайность с заданной вероятностью, но склонные к апофении люди могут интерпретировать такие совпадения как проявление закономерности. Может быть, какому-то человеку действительно приснилось, что он строил дом, и после этого он умер. Соседям этого человека история показалась такой интересной и захватывающей, что они стали её пересказывать, и это укоренилось в мифологии в статусе приметы.

С другой стороны, не стоит забывать об эффекте ноцебо. Если увидеть во сне, скажем, медные деньги и не переставая думать, что теперь с вами точно случится что-то плохое, ваше самочувствие и настроение действительно могут ухудшиться. Классическая экспериментальная работа, иллюстрирующая этот эффект, выглядела так: одной группе людей показали фильм о том, что беспроводное излучение очень опасно, а другой — о том, что беспроводное излучение совершенно безвредно. После сеанса и тем, и другим сказали, что в помещении активируют беспроводное излучение, хотя на самом деле wi-fi был выключен. В первой группе у многих участников действительно наблюдалось ухудшение самочувствия — люди сообщали, что им плохо, а некоторые даже просили прекратить эксперимент. Так что вера в чёрную магию и сглаз во многих традиционных культурах — в некотором смысле самосбывающийся прогноз. Если всё племя верит, что человек, на которого шаман направил кость, умрёт, то бедняга может перенервничать, перестать есть и пить, у него случится обострение какой-нибудь хронической болезни, сердечный приступ. Так что, если вам приснилось, что вы сходили за грибами, просто не расстраивайтесь, иначе у вас действительно будет «печаль». К счастью, есть и обратный эффект (плацебо): если думать, что сон приносит счастье, вера в свои силы повышается, а качество жизни может улучшиться. Но это не значит, что сны на самом деле что-то предвещают.

Способ избавиться от нервного расстройства

В человека, страдающего нервами, по поверью татар, вселялся бес. Чтобы излечить человека, нужно выгнать беса. Для этого следует неожиданно для больного в его присутствии сделать выстрел из ружья. Бес напугается и тотчас же выскочит из человека.

Идея о том, что нервные болезни возникают из-за одержимости бесами, очень опасна. Многие нервные болезни со стороны действительно выглядят странно: одни ходят во сне, другие страдают от синдрома Туретта — генетически обусловленного расстройства нервной системы, при котором люди выкрикивают табуированные слова. Окружающим кажется: если человек ругается матом без видимых причин, значит, в него вселился бес и ему непременно нужен сеанс экзорцизма. Но человеку нужно другое — медицинская помощь и понимание. Есть масса диких историй, когда родственники вредили людям, которым нужно было квалифицированное лечение: мать зарезала дочь, которая ходила во сне, потому что была уверена, что в ней живёт дьявол, а молодой человек, заподозривший свою подругу в бесноватости, засунул ей в нос крест и повредил мозг. Есть сайт what’s the harm, на котором перечислены жертвы заблуждений — религии, псевдомедицины, теорий заговора, детского вегетарианства, — и там пострадавшим от экзорцизма посвящён целый раздел. В общем, если ваш близкий человек ведёт себя странно, не обливайте его святой водой, а отведите к врачу.

Способ заставить себя любить

Когда соловей кончит петь и тут же отлетит с дерева, нужно отломить ещё качающийся сучок дерева, на котором он сидел. Кого этим сучком ударишь, тот будет тебя любить.

Ударить человека палкой — это смело, этим как минимум можно привлечь его внимание. Видимо, этот способ помогал стеснительным, но верящим в приметы людям познакомиться — такой средневековый пикап. Сейчас, наверное, должна появиться примета «если хочешь, чтобы кто-то тебя полюбил, сделай с ним селфи».

Приметы

Лошадь испражняется — путь будет благополучный.

Раз лошадь испражняется, значит, её покормили. Сытая лошадь точно дойдёт куда надо.

Звон в ушах — зимой оттепель, летом ненастье.

Замечательный психолог Беррес Скиннер изучал поведение животных и показал, что, если посадить голубя в клетку и кормить после случайных действий, со временем у него могут возникнуть ритуалы. Он, к примеру, вдруг решает, что биться головой о прутья или крутить шеей — к еде, и отныне постоянно повторяет эти действия. В мышлении людей тоже нередко возникает логическая ошибка post hoc ergo propter hoc — «после — значит вследствие». Петух кричит перед тем, как восходит солнце, но это не означает, что без петуха оно не взойдёт. Я предполагаю, что у какого-то человека просто звенело в ушах, потом случилась оттепель, потом он всем об этом рассказал, и его деревня стала в это верить. Не думаю, что эти явления как-то связаны с атмосферным давлением.

Цыплята собираются в одно место — к дождю.

Если они сбиваются в стаю, значит, им холодно и они пытаются согреться. Но по одной температуре предсказать дождь проблематично: синоптики используют данные о погоде на соседних территориях, силе ветра, скорости перепадов давления и так далее. То же самое с кошкой, которая ложится на печь к холоду, а на полу у двери — к теплу. Ну да, кошке стало холодно, и она забралась на печь. Может быть, люди сидели в избах в тёплой одежде и были менее чувствительны к изменению температуры, но это только гипотеза.

Перед несчастьем тараканы начинают сильно шуметь, переходя с места на место, а то и совсем уходят из избы; в этом доме будет пожар или наступит бедность.

Думаю, если все крошки уже съедены голодающими людьми, бедность действительно очень близка и тараканам в таком доме делать нечего.

Если после заката солнца петухи запоют, жди государева указа о войне.

Я честно пытался рационализировать этот тезис. Самое забавное, что пришло мне в голову, — петухов забивают, чтобы из их мяса наделать солдатам фрикаделек в дорогу. Естественно, при этом они истошно кричат.

На ногтях появится белое пятно — обнова будет.

Если имеются в виду белые пятна, которые возникают из-за нехватки микроэлементов или нарушения обмена веществ, то это совсем непонятная ситуация. Но если речь о белых грибковых наростах, то от них стоит лечиться, а обувь — менять. Вот вам и обнова.

Если в деревне кукушка кричать будет — будет пожар.

Если в лесу пожар, я не удивлён, что птицы кричат. Но если пожар ещё не начался, не вижу кукушечьих причин для криков. Можно предположить, что кукушки чаще подают голос в сухую погоду, — я пытался найти зоологические исследования на подобную тему, но у меня не вышло. Связь между влажностью и частотой криков птиц кажется мне самым рациональным объяснением этой приметы, но вполне возможно, что это тоже простая выдумка.

Совет от Александра Панчина тем, кто сомневается

Если вам показалось, что вы столкнулись с чем-то сверхъестественным, помните: научных доказательств существования демонов, леших и других паранормальных существ пока нет. Отнеситесь к этому как к глюку мозга, любопытному опыту. Я сам испытал сонный паралич — в процессе было страшно, но после пробуждения я осмыслил произошедшее, и теперь это просто красивая история, которую можно рассказывать на научно-популярных лекциях. В общем, лучший способ защиты от нечисти — не верить в неё. Вспомните гоголевский «Вий»: в какой-то момент главный персонаж просто сдался, а если бы не верил до конца, возможно, остался бы жив.


Комментарии — 0
Войдите, чтобы добавить комментарий
ФейсбукВконтакте