Антифейк: учимся отличать татарский национальный костюм от подделки
Бережное отношение к истории своего народа начинается с мелочей — например с корректного использования национальных мотивов в костюме и с понимания того, за какой чертой начинается откровенная «матрешка», то есть, конечно же, «эчпочмак». Алмаз Загрутдинов собрал самые распространенные случаи применения татарских тюбетеек и орнамента и попросил этнографа Дину Гатину-Шафикову оценить степень их соответствия реальным историческим прототипам.
Официальные мероприятия
Встречи, проводы и прочий официоз. Девиз этого костюма: «Татарский дух с первого взгляда!». Заграничный чиновник, лауреат национальной награды, на худой конец, работник аэропорта — сердце каждого — цель, которую нужно поразить стрелой национальной исключительности. Полный ансамбль невозможен без чак-чака и застывшей дружелюбной улыбки — в идеале, даже Ким Чен Ын должен расплакаться и купить контрольный пакет акций завода по производству тюбетеек.
Дина Гатина-Шафикова
научный сотрудник отдела этнологии Института истории им. Ш. Марджани АН РТ
Официальные мероприятия транслируют вовне узнаваемый образ республики: их адресат, как правило, — это гости, не знакомые с местной культурой. Поэтому в одежде используют стилизованные собирательные мотивы: в одном комплекте могут соседствовать и головной убор периода ханской Казани, и одежда второй половины XIX века. Сегодня нельзя точно сказать, как выглядела средневековая татарская одежда, — опираясь на археологические, визуальные и письменные источники, можно лишь ее реконструировать (к примеру, работы Михаила Викторовича Горелика). Однако есть широко известные и мифологизированные исторические фигуры, чей образ влияет на одежду, — например царица Сююмбике. С ней связаны такие визуальные маркеры, как головной убор в виде высокой конусообразной шапки с жесткой основой, по типу уборов золотоордынской знати, и длинные рукава, доходящие практически до пола (они служили признаком высокого сословного статуса). На моделях на официальных приемах мы видим платье в пол с длинными рукавами, чаще всего с воротником-стоечкой, иногда с нашитым нагрудником изү. В качестве украшений используются хаситә (нагрудная перевязь), броши, серьги и прочее. И, конечно же, высокий головной убор.
Сабантуй
Концентрат татарской хтони, бескрайний океан национального бессознательного, общероссийское нарицательное для полного балагана и легитимная причина сказать столичному товарищу: «Что ты знаешь о Татарстане, если не ставил жизнь на коня?». Сабантуй — сбывшаяся татарская мечта, где даже Басков скажет «исәнмесез» и Путин спляшет под баян.
Дина Гатина-Шафикова
научный сотрудник отдела этнологии Института истории им. Ш. Марджани АН РТ
Современный Сабантуй для татар не столько праздник, который ознаменовывает окончание полевых работ, сколько место, где они могут познакомиться с традициями. Хореографические коллективы и певцы, выступающие на Сабантуе в национальных костюмах, — своего рода проводники народной культуры. Их одежда характерна для сельского населения первой трети ХХ века. Почему именно этот период? Возможно, это связано с советским прошлым, когда празднование Сабантуя было идеологизировано. В стране утвердилась рабоче-крестьянская власть, поэтому востребованным стал образ сельского татарина, да и из-за процессов урбанизации исчез городской татарский костюм.
Мужской костюм на таких мероприятиях представлен рубахой, тканевым поясом, штанами, тюбетейкой и кожаными сапогами. Женский — отрезным по линии талии платьем с длинными рукавами, фартуком и платком, повязанным на два противоположных угла. В целом это соответствует действительности. Но меня удивляет любовь современных дизайнеров к шароварам в мужском и женском костюме. Татары носили «штаны с широким шагом», но никак не шаровары по типу турецких. В наши дни что ни ансамбль, то все в укороченном платье, с виднеющимися штанами. Сложившийся сельский образ, постоянно тиражируемый на общественных мероприятиях, часто утрирован — это и использование многочисленного декора, и синтетические ткани, и укороченные платья и тому подобное. Хотя встречаются исключения.
Современные дизайнеры
Где та фэшиониста, что подружит свитшот с ичигами? Местные дизайнеры надеются в одну счастливую ночь увидеть фланеров в бомбере с татарским узором в инстаграме Jam Bar, но до победы еще далеко: пока что самое расхожее проявление дизайна a la tatar — футболки с надписью «Нам, татарам, лишь бы даром» у торговцев с Баумана.
Дина Гатина-Шафикова
научный сотрудник отдела этнологии Института истории им. Ш. Марджани АН РТ
Никто не согласится ходить полностью в национальном костюме (к тому же его сложно изготовить), поэтому распространение получают только отдельные детали. Многие с удовольствием наденут украшение по национальным мотивам или стилизованный головной убор, а кто-то будет не прочь надеть платье с татарским растительным узором. Раньше национально окрашенный костюм был прерогативой девушек, практикующих ислам. Сейчас такая одежда стала универсальной, и в Казани элементы традиционной одежды могут носить девушки разных национальностей и культур. Так, в метро, рядом с учебным заведением или просто на улице можно встретить китаянку-студентку в серьгах с татарским узором или просто увлекающуюся этнической модой гостью города с брошкой, украшенной традиционным татарским декором. Для современных дизайнеров маркером «татарскоcти» в одежде стал орнамент. Всего в татарском орнаменте выделяют три основных типа: цветочно-растительный, геометрический и зооморфный. Последний наиболее редкий, в связи с запретом в исламе на изображение людей и животных. Исторически так сложилось, что в вышивке и кожаной мозаике преобладает цветочно-растительный орнамент. В ткачестве и некоторых видах ювелирной техники — скань, зернь — наоборот, геометрические узоры. У современных дизайнеров популярен именно растительный вариант орнамента. Один из наиболее известных мотивов орнамента — тюльпан. Изображение этого цветка было популярно еще в булгарском искусстве домонгольского и золотоордынского периодов. При этом, конечно же, общий вкус сдвинулся в сторону минимализма, поэтому дизайнеры используют орнаменты и декор в сдержанном варианте. Не могу сказать, что возвращение к корням и увлечение традиционными формами — чисто татарское явление. Рецепция как процесс поиска и переосмысления корней всегда была свойственна человеку. А в нынешних условиях всеобщей глобализации человек сильнее нуждается в осознании групповой идентичности и принадлежности к определенной культуре.
Татарская эстрада
Салават поет — краеведы плачут. Впрочем, петь не обязательно — ведь звезды татарской эстрады, судя по костюмам, каждый — соперник Киркорова, восклицание «матур! аж глаз режет» — высшая похвала, а концертный бренд «Татарча солянка» — лучшее обозначение эстетических ориентиров локальных светских львов. В войне за первые места чарта канала «Майдан» все средства хороши. А клип в татаро-цыганском костюме на фоне Биг-Бена по местным меркам тянет разве что на предупредительный выстрел в воздух — видали и не такое.
Дина Гатина-Шафикова
научный сотрудник отдела этнологии Института истории им. Ш. Марджани АН РТ
Эстрадные исполнители часто обращаются к татарскому костюму. Безусловно, сценический костюм отличается от народной одежды, но, к сожалению, слишком часто доходит до китча. Исторические торговые и культурные связи с Востоком позволяли татарам использовать дорогие и богато украшенные ткани — шелк, парчу, меха. Татары любили и умело применяли в костюме сочетание тканей и кожи разнообразных цветов. На нынешних артистах мы видим одежду, перегруженную различными декоративными элементами. Дизайнеры используют детали костюма разных периодов и народов. За таким дизайном стоит избыток фантазии, а не аналитическая работа с источниками. Безусловно, татары заимствовали у других народов привычки в одежде, но это исторический факт, поэтому сегодня нет необходимости додумывать что-то еще. Например, чапан (длинный кафтан) пришел из Средней Азии, турецкая феска повлияла на тюбетей, на который какое-то время нашивали по ее подобию кисточки, турнюр сначала полюбился русским модницам, а чуть позднее и татарским. Увы, аутентичную одежду можно увидеть лишь придя в музей, а эстрада формирует искаженные представления о традиционном костюме. Остается только надеяться на благоразумие зрителя.
Фото: tatcenter.ru, katyaborisova.ru, vk.com/kazan_egetlare