Burger
Хейт-пост. Жители Казани — о том, что им не нравится в городе
опубликовано — 11.10
просмотры — 13071
комментарии — 11
logo

Хейт-пост. Жители Казани — о том, что им не нравится в городе

Местный акцент, хамство на дорогах, беспорядок во дворах, бабушки в Казгражданпроекте и еще десяток вещей, которые раздражают казанцев

С некоторых пор Казань — завсегдатай новостей из серии «Быстрее, выше, сильнее». За последние пять лет в городе провели Универсиаду и чемпионат мира по водным видам спорта, построили развязки, отремонтировали дороги, сделали велодорожки, обновили парки и скверы и даже замахнулись на проведение Летней Олимпиады. От Казани в восторге высокопоставленные гости и простые туристы, но об истинном лице города знают только те, кто здесь живет. «Инде» поговорил с бывшими и нынешними жителями Казани о том, с чем они не могут смириться в городе, — от нехватки клубов и манеры укладывать асфальт до равнодушных полицейских в метро и необоснованного самохвальства.

Айрат Шафигуллин

44 года, сотрудник рекламного агентства

Живет в Казани 40 лет

Мне кажется, следующий год в Казани должен быть объявлен Годом тротуаров. Их везде не хватает. Идешь пешком — и тротуар может внезапно закончиться. Никто не заботится о том, где его начало и где конец, как должен идти пешеход и куда он придет. Я пару раз писал по этому поводу в «Народный контроль», но мне приходили отписки: у города нет денег на тротуары или их строительство запланировано на 2025 год. Значит, не Чашу нужно строить, а тротуар. Еще меня раздражает, что в Казани отсутствует автомобильная и пешеходная разметка.

Меня возмущает общественный транспорт. Взять, к примеру, метро: зазор между платформой и вагоном метро — высотой в пять сантиметров. Люди вынуждены подниматься, хотя можно сделать так, чтобы уровень был одним и тем же. Как выкручиваются в этом случае? Устанавливают на платформах металлические пандусы для колясок. Когда метро еще только возводили, строители должны были понимать: если закупили такие вагоны, надо повысить уровень платформы на пять сантиметров. Проблема в том, что люди не хотят об этом думать. Или, к примеру, автобусы. Снаружи их еще моют, но внутри они очень грязные. Автобусы почему-то никогда не заезжают в свой карман. Они подъезжают и останавливаются на расстоянии метра-полутора от остановочной площадки, хотя автобусы низкопольные и люди с колясками могут заехать даже с тротуара.

«У города на первом месте должна быть безопасность — пешеходов, водителей, собственных граждан. А уже потом надо думать о туризме».

В последнее время на проспекте Победы — огромные пробки из-за ремонта дороги. Почему? Потому что новое асфальтовое полотно красиво уложено на проспекте, а при съезде на поперечные улицы — ступенька из асфальта. Горожане берегут машины и аккуратненько переезжают этот перекресток, преодолевая четыре ступеньки — две на въезде, две на выезде. Если бы у начальника Каздорстроя или у того, кто занимается дорогами, были мозги, рабочие прошлись бы экскаватором, сделали плавный заезд, и жители города проезжали бы этот перекресток быстрее. В общем — «двойка» за транспорт, дороги, тротуары, метро.

Почему я обо всем этом говорю? Потому что это базовые вещи, они связаны с безопасностью. Если на дороге есть пешеходный переход, он должен быть разлинован: в темное время суток, в мокрую погоду люди одеваются мрачно, потому что везде грязно. Пешехода можно просто не заметить, а водителя — сделать виновным в уголовном преступлении. У города на первом месте должна быть безопасность — пешеходов, водителей, собственных граждан. А уже потом надо думать о туризме.

Генри

30 лет, программист

Живет в Казани 12 лет

Глядя на новые строительные объекты, я часто задаюсь вопросом: как согласовали такую безвкусицу? Еще и в центре города, где каждый второй — турист. За примерами далеко ходить не надо: «Кольцо» — верх убогости архитектуры. Его давно пора снести и сжечь все чертежи, чтобы кто-нибудь опять не построил. Там же неподалеку, как пятно зеленки, виднеется здание Пенсионного фонда. Элитные дома на набережной — дичайшая эклектика: тут тебе и колонны, и гаргульи, и наличники на окнах как в русских избах. Театр кукол — аляпистая коробка, и тут же неподалеку среди невысоких домов и аккуратной бревенчатой «Туган авылым» воткнули громоздкий уродливый ЖК «Барселона». Это ж не установку биотуалета согласовать, который в случае чего за день вывезти можно. Эти объекты десятилетиями будут портить вид.

Думаю, причина тут в том, что все упирается в людей, не имеющих достаточных знаний в своей области. Было бы логичнее привлекать специалистов разных форматов с богатым опытом при проектировании новых объектов. Нужно сделать процедуру планирования прозрачнее для обычных людей. Пусть все видят, какие варианты проектов рассматриваются, какие макеты согласовали. Нужно активнее распространять эту информацию в местных СМИ, чтобы не было ситуаций, когда на знакомой улице пустырь внезапно обнесли забором и повесили план строительства нового торгового центра, а ты только и думаешь: «Ух ты, какое говно тут построят, оказывается!».

«„Кольцо“ — верх убогости архитектуры. Его давно пора снести и сжечь все чертежи, чтобы кто-нибудь опять не построил».

Если не брать в счет Москву и Петербург, Казань заметно современнее многих городов России в плане автомобильных дорог, общественного транспорта, системы парковок. Но черпать опыт всегда есть у кого. Хотелось бы, чтобы при строительстве новых кварталов город уходил от системы спальных районов, где высотки стоят вплотную друг к другу, а двор проектируется так, словно люди для покупки квартир продали машины и парковка им больше не нужна. Можно посмотреть в сторону Барселоны с их районом Эшампле. Тот же Хельсинки в последнее время старается создать для жителей все условия, чтобы они отказались от личного транспорта в центре города. Проблема российских реалий в том, что условия создаются в последнюю очередь, а запреты — первым делом.

В целом в Казани есть все условия для комфортной жизни. Если не быть особо требовательным, проживать тут сможет любой. Но если с барами в последнее время ситуация меняется и в Казани уже можно устроить рейд по барам в центре, то с клубами все плохо. Есть только пара стоящих мест с определенным форматом, а андеграунда или неформатных заведений в столице республики нет. Чтобы убедиться в этом, стоит взять турне популярной в узких кругах группы: в списке часто найдутся соседи — Самара или Нижний Новгород, а вот Казани не будет.

Аскар Гатиятуллин

31 год, научный сотрудник КФУ

Живет в Казани с рождения

Основная проблема Казани — в низкой компетентности чиновников мэрии. Отсюда же вытекает и провинциальность: пока что-то новое не появится на улицах Москвы, этого не будет и у нас — как, например, это было с автобусными полосами или трехсекционными трамваями. Хотя, учитывая неповоротливость огромной Москвы, это мы могли бы подавать им пример.

Сами казанские чиновники не могут придумать ничего нового в силу объективных причин. Я общался с Казгражданпроектом по поводу плана развития центра. Там средний возраст сотрудников — 65 лет! Одна бабушка отвечала за весь транспорт в центре и не знала, что радиус поворота трамвая не зависит от длины вагона, что даже длинные трамваи могут легко пройти по узким улицам, как везде в Европе. Как итог, Казань сейчас без трамвая в центре и с кучей красных автобусов. Город получает ежедневное превышение предельно допустимой концентрации по вредным выбросам и давку в часы пик. Другая бабушка отвечала за концепцию экономики и тоже не была знакома с современной экономической географией. Я ей показал культовые научные труды, а она английского не знает. Ну как тут не критиковать. Намедни я общался с одной женщиной в транспортном комитете по поводу неудобных надземных переходов. Оказалось, что она все это время считала надземными переходами в Европе траволаторы, а что такое траволатор, даже не знала. Я часто общаюсь по транспорту и вижу компетентность чиновников ниже плинтуса.

«Я общался с Казгражданпроектом по поводу плана развития центра. Там средний возраст сотрудников — 65 лет!»

Если вдаваться в детали, то в Казани раздражает большая доля автобусов в сравнении с электротранспортом. Автобусы — это самый плохой вид общественного транспорта: вибрация мотора, запах бензина и масла, тесные салоны, резкие метания между рядами. Неспроста в крупных развитых городах основу общественного транспорта составляет рельсовый транспорт, а у нас всего по одной линии трамвая и метро.

Еще одна беда — это пешеходная среда. Никто из ответственных людей не ходит пешком по улицам и не видит неудобные тротуары с ямами, грязью и лужами. По ГОСТу в городе каждые 300 метров должны быть переходы через дорогу, а у нас даже в центре, на Пушкина, почти километр между переходами на Кольце и у Ленинского садика. Люди незаконно перебегают дорогу или вынуждены делать крюк в 10 минут ходьбы. Особая тема — подземные и надземные переходы, которые неудобны даже молодым здоровым людям, а для пожилых и родителей с коляской вообще стали проклятием.

Рустем Абдуллин

45 лет, директор малого предприятия

Живет в Казани с рождения

Казань — очень злой город, здесь стрессовая, тяжелая, депрессивная атмосфера. Это можно понять даже если прожить тут всего два месяца. Я бывал во многих российских городах, но нигде не встречал таких злых людей, как у нас. Так было и в 1980-е, и в 2000-е, так есть и сейчас. Если посмотреть на то, как в Казани ведут себя на дорогах, в общественных местах, как общаются в магазинах, больницах, образовательных учреждениях, то это просто кошмар.

Я не знаю другого российского города, где ездят хуже, чем в Казани. Лет 15−20 назад это была Самара, но Казань догнала и перегнала ее. Года четыре назад я случайно столкнулся с журналистами, которые объездили весь мир. Они со мной согласились насчет нашей манеры вождения. Нет другого показателя доброты кроме того, как ты относишься к незнакомому человеку.

«У нас любят похвалиться, мол, мы крутые, давайте нас на купюры. Возможно, везде так, но глупо хвалиться тем, чего нет».

В Казани все пытаются пролезть без очереди любым, самым наглым образом. И если кто-то пытается на это указать, в ответ обязательно получает не извинения, а агрессию. Если водитель пропустит автомобиль, который незаконно пытается влезть, он не получит в ответ «спасибо, что дал мне проехать». Другой водитель, наоборот, ему нахамит, обматерит и всячески покажет свое превосходство. В Казани никто никогда не может извиниться.

Раньше я часто уезжал из Казани. Когда возвращался в город, мне резала слух манера общения жителей. В Казани она очень специфическая. Ты не сможешь ее уловить, пока не уедешь и не вернешься. У любого человека, от бабушки — божьего одуванчика до гопника, очень характерные хамоватость и нагловатость. Причем они были испокон веков. Это как местный акцент, в других регионах так не говорят. В 1990-х я понял, что особенность манеры — в протягивании окончаний слов. В Казани говорят не «да», а «дааа». Это создает элемент наезда.

У нас низкий уровень зарплат. Казань в среднем город бедный. Ладно он был бы бедный, бедных городов полно. Он обманчиво бедный. У нас на протяжении лет 20 очень красиво и качественно делают вид, что мы богато и хорошо живем. Но это, конечно, не так. Возьмите любой регион, посмотрите средний уровень зарплат. Мало городов-миллионников, в которых люди зарабатывают меньше, чем у нас. Я не говорю о средних зарплатах, которые рассчитали по принципу «богатые плюс бедные». В Казани очень много богатых людей. Я говорю про среднюю прослойку и ее возможности покупок-продаж. У нас в целом люди не могут тратить такие же деньги, как в Самаре — аналогичном городе-миллионнике, расположенном неподалеку. Там зарабатывают гораздо больше, чем у нас. А мы сравнимы с Ижевском или Воронежем, может, чуть лучше. У нас любят похвалиться, мол, мы крутые, давайте нас на купюры. Возможно, везде так, но глупо хвалиться тем, чего нет.

Ольга Храмова

36 лет, переводчик

Живет в Казани с рождения

Я стала мамой два года назад. С материнством восприятие города меняется. Ты понимаешь, что ходить с коляской не то же, что одной пешком. Что, оказывается, никто не думает о том, чтобы сделать твою жизнь легкой. Российское общество пока не заботится о доступности пространств для мам с колясками. Абсурдность ситуации состоит в том, что, несмотря на законы, пандусы при входе в здания установлены издевательским образом и неприемлемы для применения: угол их расположения не подразумевает использование ни инвалидной, ни детской коляской. Пандусы делают для отмазки и все об этом знают. Это откровенное хамство с точки зрения города. Нормальный пандус наконец-то сделали на Черном озере. Хотя тоже: возможно, есть нормы или так задумано, но он очень длинный и узкий, там невозможно разъехаться двум коляскам.

«Казань вроде цивилизованное место, мы на что-то претендуем, но точно не на удобство города для детей».

Я живу в центре Казани. Ближайший ко мне «Бахетле» находится у парка Горького. Там почему-то нельзя воспользоваться корзинками. Представьте: молодая мама должна ходить с коляской и еще тележкой в руке! Я говорила об этом персоналу, но они только пожимали плечами. Напротив Лядского сада, где мамы часто гуляют с детьми, есть кафе «Трюффо». Когда ты пытаешься пройти туда с коляской, персонал смотрит на тебя очень зло, будто ты пришла с десятью собаками. Сотрудники говорят о том, что в кафе не предусмотрено ходить с коляской, и просят оставить ребенка в коридоре, даже если хочешь взять навынос кофе и круассаны. С материнством я будто стала недочеловеком.

К счастью, я не пользуюсь общественным транспортом. Но из разговоров с другими мамами я знаю, что полицейские, следящие за порядком на станциях метро, отворачиваются, когда видят женщину с коляской, чтобы им не помогать.
В городе могут магическим образом заканчиваться тротуары. Например, идешь по тротуару в сад «Эрмитаж», вдруг он прерывается зданием ТАИФа, и ты вынуждена выходить на проезжую часть. Вдобавок в Казани очень любят парковаться на тротуарах. Это боль, когда идешь не одна. Мы фотографируем эти машины и отправляем снимки в «Народный контроль», но, по-моему, это не очень работает.

Попасть на Кремлевскую набережную с коляской можно только если ты идешь вдоль Кремля. И тут тебе нужно исхитриться, пройти через шлагбаум. Если ты хочешь сходить в ресторан, нужно тащить коляску с парковки. Если хочешь спуститься из ресторана на набережную, нужно преодолеть крутой спуск по лестнице. Спуститься на набережную после прогулки у НКЦ невозможно из-за очень длинной лестницы. Рядом есть вертолетная площадка, но пройти с коляской здесь невозможно. В этот момент ты думаешь: Казань вроде цивилизованное место, мы на что-то претендуем, но не на удобство города для детей.

Саша Алексеев

23 года, студент

Прожил в Казани 6 лет

Казань сильно изменилась за последние годы. Деньги — сначала на тысячелетие, затем на Универсиаду и разнообразные чемпионаты — сделали свое дело. Инфраструктура серьезно улучшилась. Но проблем по-прежнему много.В Казани, как и в подавляющем большинстве постсоветских городов, преобладает разделение на центр, где расположены практически все точки притяжения в городе, и безликие, депрессивные коробчатые спальные районы, которые у меня ничего кроме аналогий с гетто не вызывают. Добавьте сюда типично российские архитектурные приемы типа усеянных кондиционерами фасадов домов, бесконечных запутанных клубков проводов на столбах и безвкусных трехметровых заборов, буквально выталкивающих пешехода на проезжую часть, и вы получите адскую смесь, способную испортить облик любого города.

«Казанцы банально не проявляют интереса к прошлому, настоящему и будущему своего города. Люди не знают своих депутатов в Казанской городской Думе, не слышали фамилий глав своих районов, не приходят на общественные слушания по важнейшим вопросам городского планирования».

К казанским проблемам я бы отнес равнодушие к прошлому, в том числе к архитектурному облику города, и неумение грамотно вписать новый элемент в уже сложившиеся ансамбли. Например, знаменитая «двойка» — трамвай, ходивший от Кольца вверх по улице Бутлерова, — была для меня одним из символов Казани. Жаль, что его отменили, теперь трамвай исчез из центра города. Вспомним историю с переименованием улицы Эсперанто в Назарбаева. Это же была уникальная в своем роде улица! Как можно вычеркивать целые пласты истории города под весьма надуманным и не особо уместным предлогом? Или возьмем «реставрацию» зданий в историческом центре, когда сносится все кроме фасада, а затем рядом с ним строят абсолютно новое здание, не имеющее ничего общего с историческим памятником. И бывшая гостиница «Казань» на Баумана в этом плане далеко не самый плохой пример. Будущих архитекторов нужно учить, как не следует проектировать и строить, на примере откровенно безвкусных зданий Пенсионного фонда и торгового центра «Кольцо», которые портят облик сердца города. Отдельная сага — это высотные новостройки, особенно в историческом центре, вроде гостиницы «Гранд Отель Казань» или треугольного здания Clover House Kazan, которые совсем не вписываются в панораму города и видны отовсюду.

К сожалению, такое положение дел во многом объясняется равнодушием и потребительским отношением людей к их среде обитания. Казанцы банально не проявляют интереса к прошлому, настоящему и будущему своего города. Люди не знают своих депутатов в Казанской городской Думе, не слышали фамилий глав своих районов, не приходят на общественные слушания по важнейшим вопросам городского планирования — то есть на низовом, муниципальном уровне ключевые решения принимаются без учета мнения тех, кто здесь живет и, казалось бы, должен быть наиболее требовательным в таких случаях. Это приводит не только к злоупотреблениям на местах и росту коррупции, но и к отсутствию ясного вектора развития города. Преобладание местечковых вкусов при реализации крупных градостроительных инициатив и отсутствие ясных представлений о будущем Казани обезличивают город, убивают его уникальный архитектурный стиль и выразительность. Изменить ситуацию могут лишь сами казанцы. Создание инициативных групп по надзору за состоянием памятников архитектуры, ходом ремонтных работ на улицах города, широкое общественное участие в обсуждении градостроительных инициатив — то немногое, что с ходу приходит в голову. Наконец, важно просто любить город, в котором ты живешь: донести мусор до урны, даже если до нее еще идти и идти, уважительно относиться к чужому труду, даже если это труд дворника, и самому делать свое дело так, чтобы потом не было мучительно стыдно.

По моему глубокому убеждению, город служит человеку, город строится для человека, а не наоборот. Отсюда логично вытекает концепция полицентричности современного города: нужно включать окраины и обитателей в живую ткань города, отказываться от концепции спальных районов советских времен. Для этого на окраинах должны появиться центры притяжения — музеи, театры, стадионы, офисы, зеленые зоны, — прочно связанные транспортными артериями с центром города. Так, например, «Стад де Франс» в пригороде Парижа Сен-Дени соединен с центром городской электричкой.

Нужно отказываться от советского представления о парковках и гаражах в городе, внедрять европейский опыт, когда дома в новых кварталах уже сразу строятся с подземной парковкой, а на границах исторического центра появляются паркинги. Сам центр при этом становится открытым, в первую очередь, для пешеходов и велосипедистов. При этом акцент переносится на электрический общественный транспорт, в частности на трамвай. Так, во Львове и Страсбурге трамвайная сеть густо опутывает центр города, делая сам трамвай одной из визитных карточек этих городов.

Казани определенно не хватает культурных пространств. В последние годы деньги массово вкладывали в спортивную инфраструктуру, а культура постоянно ускользала из центра внимания городских властей. Дело может исправить только содействие организации выставок и мастер-классов художников и скульпторов с мировым именем, гастролей театральных трупп и наиболее качественных исполнителей, организация новых культурных пространств за пределами исторического центра и меценатство. Вообще, Казань имеет потенциал стать полноценным культурным центром России наряду с Москвой и Петербургом.

Данис Гараев

33 года, научный сотрудник Амстердамского университета

Прожил в Казани 21 год

Я переехал в Амстердам около трех лет назад, чтобы участвовать в большом исследовательском проекте двух крупнейших нидерландских университетов. Не могу сказать, что на мое решение повлияло именно качество среды Казани. Скорее это вопрос возможностей, которые я получил на новом месте работы.

На мой взгляд, один из самых больших минусов Казани — это состояние дворов. У нас заботятся о фасадах, привлекательности города для туристов, но такую важную составляющую, как порядок во дворах, упускают. Двор — это то, с чем каждый житель ежедневно имеет дело. По состоянию двора у него порой и складывается впечатление о собственном городе. Во многих дворах качество асфальта такое, что не только машинам ездить, но даже пешеходам ходить крайне сложно.

«Казани необходимо быть, насколько это возможно, самодостаточной, а не стремиться углядеть: а что там в столицах?»

И, мне кажется, дворы — это еще и показатель довольно глубинных процессов: это желание хорошо выглядеть перед внешним наблюдателем, показушность, а свои жители — ничего, могут потерпеть. Оно проявляется также, например, в уровне зарплат или отношении к местным кадрам, потенциал которых раскрывается только в соответствующих условиях. В итоге многие уезжают в Москву, Питер или за рубеж, а могли бы раскрыться в Казани и приносить пользу своему региону. Если Казань хочет быть европейским городом, то во главе угла должен быть местный житель, а не турист или заезжий командировочный. Вообще, Казани необходимо быть, насколько это возможно, самодостаточной, а не стремиться углядеть: а что там в столицах?

Метрополия отличается от периферии тем, что она порождает стандарты, тренды — в искусстве, науке, то есть в культурной сфере, — а периферия их потребляет. Предлагаю задаться вопросом: Казань производит эти стандарты или потребляет? Я не говорю о международном уровне, где даже Москва, в целом, провинция. Но удается ли Казани быть таким центром, например, на общероссийском уровне — не декларативно, а на практике? Какие культурные тренды и стандарты, за которыми следуют в России, придумали здесь в последние годы? Наверное, что-то можно вспомнить, но не многое.

Постиндустриальный век уже наступил, а в нем определяющее значение имеет информация, гуманитарное знание. У региона огромный потенциал, но он может быть реализован только в определенных условиях, а не в условиях жесткой бюрократизированной командно-приказной системы, которая в современном мире губит и отпугивает людей, желающих творить. Это касается как системы образования, так и создания на ее базе прорывных проектов.

По Казани я, конечно, скучаю. Стараюсь приезжать сюда минимум каждые полгода. Несмотря на все минусы, это мой родной и любимый город.

Фото: Настя Ярушкина


Комментарии — 11
Войдите, чтобы добавить комментарий
ФейсбукВконтакте

Damir Minnegalimov
11 октября, 13:08
Насчет колясок. Я из дома выхожу не в час пик, а днем, когда все мамы гуляют с детьми. Я к этому не стремлюсь, но за неделю я помогаю поднять/опустить/перенести колясок 10.

Из подъезда, на лестнице, в переходах, через грязь и лужи.
Елена Рябцева
11 октября, 13:35
Очень хороший и важный материал. Последнее время только хвалим, хвалим и гордимся, а о проблемах как-то не принято. Спасибо, что сделали это. В статье перечислены практически все основные проблемы. Дворы - боль и ужас. Летом еще ничего, а в межсезонье и зимой просто стыд. Для мам с детьми городская среда не дружественная, это точно. Про пандусы, как издевательство и очковтирательство, очень точно. Они вроде бы есть, но пользоваться ими не представляется возможным, в большинстве случаев. Современная городская архитектура, как правило, вызывает единственную эмоцию - за что вы так с городом? Тротуары без начала и конца, конечно же стыд, учитывая на что претендует город.
Askar Gatiatulin
11 октября, 14:00
По поводу зазора в метро - здесь Айрат необъективен. Вагоны на рессорах, и уровень их пола прямо связан с загрузкой. Если вагон пустой - то он выше платформы, если полный - то ниже. Так что «Mind the gap» объективен. С остальным согласен.
Булат Идиятуллин
11 октября, 14:51
Больше таких статей, пожалуйста! Полностью согласен с Рустемом Абдуллиным.
Lena Sadrtdinova
11 октября, 15:01
Читала отзыв Генри и как будто читала свои мысли. Абсолютно согласна с оценкой некоторых зданий Казани, явно портящих общий облик и выбивающихся из городской композиции.
Данис Ахметшин
11 октября, 15:04
Отличный материал и соглашусь с Аскаром: корень проблем города лежит в некомпетентности ответственных людей на всех уровнях, живущих, видимо, в каком-то своем уютном мирке устаревших нормативов.
Лично для меня "маленьким шагом для человека и огромным скачком для всего человечества" в масштабах Казани станет отказ от использования песка и соли против гололеда в пользу каменной крошки или другого цивилизованного метода, а там глядишь и подземные переходы начнут закапывать, и дворы начнут приходить в себя, и хорошие архитекторы будут строить больше годноты, а у казанцев наконец появится нормальный город, а не карикатура.
Дмитрий Егорычев
12 октября, 09:34
Взять, к примеру, метро: зазор между платформой и вагоном метро — высотой в пять сантиметров. / Сам являюсь проектировщиком метро, для тех кто не в теме : Вагоны поставляются новые и у них есть запас на усадку пружин, поэтому такой перепад допускается, он исчезнет со временем. То же самое в Московском метрополитене на ветках, где используют новые вагоны.
Кирилл Терёшкин
13 октября, 21:14
Позвольте мне вставить свои "пять копеек". Я - не казанец, но в вашем прекрасном городе бывал и бываю, начиная с 1989 года и, конечно, прогресс - колоссальный. Я сам - из Нижнего Новгорода, 6 лет прожил в Москве, а последние 5 лет - в Уфе. И я наблюдаю схожие проблемы (некоторую местечковость вкуса, низкие у большинства зарплаты, неумение продуцировать образцы и стандарты для других городов, равнодушие к исторической застройке) и здесь, в Уфе. Плюс у меня в Уфе выросло несколько поколений родственников - опираюсь и на их опыт. И у меня возникли определенные умозаключения, которые, могут затронуть несколько болезненный вопрос. Заранее прошу прощения, если кого-то немного заденет. Мне кажется, что отчасти проблемы Казани (как и Уфы) - в подчеркнуто национальном статусе регионов. Современные города конкурируют за людей, причем, за "лучших" людей, социально-активных. А в Казань (и в Уфу) многие такие люди из других регионов боятся ехать именно в силу статуса национальных республик. Боятся стать "людьми второго сорта". Понятно, что это - на 80% стереотипы, но, увы, они в такой "ассиметричной" федерации, как наша, работают. Конечно, привлекательный образ Казани в последние несколько лет несколько поколебал этот тренд - потянулись, вот, айтишники в технопарки. И все же. Многих, многих это останавливает. Когда я по соображениям бизнеса переезжал в Уфу, многие знакомые в Москве так и говорили: "Куда ты едешь? Ты - русский, тебе там будет трудно". Мне здесь (в Уфе) нормально, но оставаться ли здесь навсегда я, например, задумываюсь. А что будет, если опять в Москве "заваруха" и здесь, в Уфе опять начнут ускоренными темпами строить суверенное национальное государство? Каково здесь будет жить моим детям? А моим внукам? Из этих соображений, к сожалению, многие русские из республик уезжают. Да, сейчас вроде все нормально, а через 10 лет? И получается вымывание: люди уезжают, а татары, например, из Москвы ведь обратно в Казань не переезжают (и слава Богу). Получается, что социум Уфы и Казани (наверное, в меньшей степени) как бы закукливается. А это ни к чеему хорошему не ведет. Поэтому надо как-то снять страхи людей из других регионов, чтобы люди из "русских" регионов почувствовали, что Казань и Уфа - это тоже ИХ города, это часть нашего большого дома и что их будущность в этих городах защищена не менее, чем в Ни.Новгороде, Рязани или Екатеринбурге. Если этого не сделать, сколько денег не вливай, другие миллионники со временем будут обгонять Казань. В Уфе, кстати, эти процессы (отставание) острее чувствуются - потому что меньше денег было влито. Еще раз, не хотел никого обидеть - примите как еще один взгляд, еще одно мнение.
Кирилл Терёшкин
13 октября, 21:56
Маленькое алаверды. Если бы все эти страхи и предубежденности остальных россиян удалось сняять, то Казань действительно очень быстро бы превратилась в настоящую третью столицу - альтернативный Москве и Питеру центр финансов, культуры, образования. Пока же немалая часть россиян, к сожалению, не воспринимает Казань как неотъемлемую часть страны, как часть своей естественной среды обитания. И это плохо для всех - и для "остальных" россиян и для казанцев и Казани. Может быть, конечно, это каким-то образом радует апологетов "независимого Татарстана", но вряд ли при такой географии отгороженный от остальной России Татарстан может быть сколь-нибудь экономически успешным. Поэтому в долгосрочном плане всем было бы выгодна реальная интеграция Казани в общее культурное, экономическое, социальное пространство. Грубо говоря, нынешняя Казань перерастает статус столицы национальной республики. Казани выгодна глобализация - хотя бы в пространстве России. И это - серьезная задача, которую придется решать. ДУмаю, что есть варианты "win-win", пи которых и преимущества национальной республики не будут потеряны, и будут сняты страхи и барьеры для включения Казани в общероссийские человеческие потоки.
Stas Syritsyn
Кирилл Терёшкин, так а какие есть, как вы говорите, преимущества национальной республики, которые были бы не за счет тех, кто этими преимуществами не располагает?
Azat Hai
Кирилл Терёшкин, Зачем становится "третьей столицей"?) Куда еще дальше интегрироваться уже? Итак никто татарского не знает. Наоборот, русским надо изучать народы населяющие Россиию!)Вот тогда и никто никого боятся не будет.