Четыре факта о фасаде нового торгового центра KazanMall
В конце мая на Павлюхина достроили торговый центр KazanMall — самый большой в Татарстане. На площади 138 тысяч квадратных метров расположатся магазины, кафе, развлекательные площадки, кинотеатр и зоны отдыха. Фасад здания украшает декоративная накидка, нетипичная для оформления торговых центров. «Инде» поговорил с авторами проекта фасада и узнал, почему он заслуживает внимания.
Это первый пример параметрической архитектуры такого масштаба в Казани
Автором проекта KazanMall стало Blank Architects — международное архитектурное бюро, среди работ которого «ВТБ Арена Парк», редевелопмент московского торгового центра «Афимолл Сити» и редизайн ТЦ «Авиапарк». Генеральным проектировщиком выступила компания Solev.
— Заказчика (UD group. — Прим. «Инде») устроили внутреннее насыщение и функционал торгового центра, но не понравился фасад: он был хорошим, но заурядным. Ему хотелось уникального, непровинциального решения, чего-то эффектного и запоминающегося. Тогда нас попросили сделать новые фасадные решения, — рассказывает казанский архитектор Артур Айтбагин. Вместе с ним над новым дизайном внешнего облика KazanMall работали Радик Валиахметов и Тимур Шигапов.
Судя по проекту казанского торгового центра на сайте Blank Architects, изначально KazanMall получил главный фасад, центральная часть которого выполнена из цветного стекла, а боковые — из решетки с флористическим узором. Казанские же архитекторы предложили обратиться к параметрической архитектуре — направлению, сформулированному в 2008 году директором бюро Zaha Hadid Architects Патриком Шумахером.
— В сути параметрической архитектуры, или алгоритмического дизайна, лежит формообразование на основе заданных алгоритма и параметров. Так или иначе все окружающее нас, искусственно созданное или природные образования, содержит в себе алгоритмическую структуру и подчиняется определенной логике. Алгоритмический дизайн подчеркивает эту структуру, выявляет ее и делает основой визуального стиля, — объясняет Айтбагин.
Новый фасад здания (по сути декоративную накидку) создавали в программе алгоритмического проектирования Rhinoceros — Grasshopper. Архитекторы вдохновлялись работами международных бюро — Zaha Hadid Architects, UNStudio, Foster + Partners.
— Мы много лет присматривались к программе. В этом фасаде удалось применить самые современные технологии проектирования, которые используют международные бюро, — говорит Радик Валиахметов.
— Мы хотели использовать новые возможности проектирования, потому что понимали: такие методы дают эффект, — говорит Айтбагин. — Такой фасад спроектировать вручную, наверное, невозможно. Он имеет искривление в двух плоскостях — вертикальной и горизонтальной. Каждая «сота» отличается от предыдущей, у них нет унификации. В этом случае без параметрического проектирования не обойтись: если бы мы попытались сделать фасад вручную, было бы заметно, что ощущения перетекания нет. Мы не первооткрыватели этого метода, но первыми в городе воплотили фасад такого масштаба. До этого параметрику в Казани можно было увидеть только в мебели.
Прообразом фасада стало полотенце — символ татарского гостеприимства
— Современная архитектура интернациональна. Наша задача состояла в том, чтобы фасад отражал национальные черты и место, — рассказывает Валиахметов.
По словам Артура Айтбагина, первые предложенные решения (о них спикеры умолчали) заказчику не понравились. Тогда архитекторы решили спроектировать металлическую ленту, опоясывающую фасад здания, с тремя вариантами элементов паттерна — треугольниками (отсылка к эчпочмакам), ромбами и сотами. По словам Радика Валиахметова, плавные формы также помогли вписать крупный торговый центр в городскую среду.
— Лента отсылает к полотенцу и караваю, которые встречаются в фольклоре татар, — теме гостеприимства. Нам хотелось добавить пластики и сделать цельный элемент, — говорит Айтбагин.
Сотовый орнамент конструкции отсылает к арабеске
Из трех предложенных вариантов паттерна заказчик выбрал соты — его и дорабатывали архитекторы.
— Нам также хотелось добавить восточности. Соты в том числе связаны с темой меда, а это татаро-башкирская тема. Издалека сотовая структура похожа на арабеску — сложный восточный орнамент. Думаю, этот фасад будет очень популярным для фотографий, — говорит Артур Айтбагин.
Созданием конструкции и изготовлением фасада занималась компания, работавшая над «Стеклянной корой» в парке «Зарядье»
Конструкторскую документацию и изготовление фасада поручили новосибирской компании «Несущие системы» во главе с Алексеем Кашиным (среди их проектов — фасад стадиона «Открытие Арена» и «Стеклянная кора» в «Зарядье») совместно с казанской «Декарт Инжиниринг».
— Сложность состоит не только в том, чтобы нарисовать такой проект, но и в том, чтобы реализовать его правильно. Прежде чем перейти в рабочую стадию, мы с заказчиком ездили искать подрядчика — доехали даже до Минска. В итоге генеральным подрядчиком стала компания «Несущие системы», которая разработала все инженерные решения. Они взяли наш эскиз и проверили его на конструктивную устойчивость. Лепестки с сотами сделали в Казани. Каркас фасада произвели в Новосибирске с помощью ЧПУ-резки (резки с использованием технологии числового программного управления. — Прим. «Инде»), а собирали его в Казани, — рассказывает Радик Валиахметов.
Фото: Даша Самойлова