Burger
Что снимают молодые татарстанские режиссеры II
опубликовано — 08.02
просмотры — 2580
logo

Что снимают молодые татарстанские режиссеры II

Дед Мороз — Шаймиев, русский нуар и «Астерикс и Обеликс» на татарском языке

Бесславно прошедший год кино не принес ощутимого рывка отечественной киноиндустрии, хотя на местах градоначальники по-прежнему мечтают переплюнуть Голливуд. Веру в будущее вселяют молодые режиссеры, продолжающие, вопреки всем сложностям, реализовывать самые смелые идеи. В Татарстане их набралось так много, что «Инде» решил сделать сиквел материала о молодых специалистах местной киноиндустрии. В этом выпуске: историческая комедия, смелая анимация и русский нуар на английском языке.

Владимир Болжеларский

33 года

продюсер, автор проекта по переводу мультфильмов («38 попугаев», «Винни-Пух», «Малыш и Карлсон») для глухих и слабослышащих детей на русский жестовый язык. Автор идеи мультфильма «Давай дружить. Начало», в котором герои разговаривают на языке жестов

Сейчас я занимаюсь производством сказочного мультфильма о первом президенте Татарстана Минтимере Шаймиеве. Замысел появился в 2010 году, в год его отставки. Тогда казалось, что это навсегда — о фонде «Возрождение» и должности госсоветника еще никто не говорил. Как известно, Шаймиев примерно с 2007 года начал развивать в республике тему благотворительности: появилось множество программ, фондов, подключился крупный бизнес (так появился фонд «Ак Барс Созидание»). А что же сделал народ для Шаймиева? Мне показалось, что мы должны как-то отблагодарить его. В основе сценария — восьмистраничная книжка-брошюра со сказкой, которую мы задумывали как подарок на день рождения Минтимеру Шариповичу. Рисунки создал художник Валентин Кейль. Мы пытались подарить книжку Шаймиеву, но не вышло до него дотянуться. Хотя всем, кто ее видел, она нравилась. Постепенно я понял, что благодарность в виде печатной брошюры не так хороша и задумка требует доработки. У меня уже были хорошие рисунки Кейля, и мне не нравилось, что они лежат мертвым грузом на полке. Подумав, дошел до того, что логичнее всего сделать из этого концепта мультфильм.

Действие мультфильма происходит на улицах Казани и на территории республики. Главному герою, Минтимеру Шаймиеву, предстоит на день заменить Деда Мороза. Хронометраж картины — семь минут, снимем его в Full HD качестве. Техника анимации — перекладка, то есть все рисунки будут отсканированы и оживлены на компьютере. По нашим расчетам, изготовление мультфильма займет восемь месяцев плотного рабочего процесса. Но первым этапом станет сбор средств — на это мы отводим четыре месяца. Наш мультфильм — это благодарность, поэтому для нас принципиально, чтобы он был снят на деньги, полученные через краудфандинг. На днях запустим кампанию на платформе Planeta. Премьера запланирована на 20 января 2018 года — день рождения Шаймиева. Продакшн осуществляет АНО «Продюсерский центр „Эффективные коммуникации“». Постоянно в работе над мультфильмом заняты пять человек. Я выполняю продюсерские функции, Валентин Леонидович — художник. Кроме нас над проектом работают сценарист Алина Ксенадохова, режиссер анимации Артур Шамшатдинов и программист Максим Межаков. По мере реализации команда разрастется до 25−30 человек: нужны будут аниматоры, специалисты по звуку, цвету и так далее.

У нас есть большой сценарий, но я понимаю, что народных средств на большую франшизу не хватит. До этого я тратил на мультфильм личные средства. Честно говоря, я пока не знаю, как все пойдет, и как руководителю проекта мне, конечно же, страшно. Во-первых, сложно планировать на год некоммерческий проект, во-вторых, Шаймиев для меня очень большая, во многом безупречная личность, поэтому хочется сделать все хорошо.

Валерия Духанина

29 лет

дебютантка, заканчивает первый короткометражный фильм «#ТакихНет». Студентка ВГИКа

Мое первое образование — экономическое. Профессии режиссера я начинала учиться на курсах Алексея Александровича Барыкина в КазГИКе, далее продолжила в Москве во ВГИКе. Но кино не основная моя деятельность. Я работаю в сфере рекламы — сотрудничаю с компаниями как фрилансер, помогаю им продвигать свой бренд. Периодически работаю стейдж-менеджером (тот, кто за сценой координирует выход артистов) на крупных фестивалях и мероприятиях.

Я большой фанат русского кино. Не знаю, как так вышло, но любая российская картина мне предпочтительнее западной. Из русских режиссеров мне нравятся Федор Бондарчук, Ренат Давлетьяров, Валерий Тодоровский, Юрий Быков. Не могу сказать, что есть такие, кому я подражаю. Думаю, у каждого должен быть свой язык, и сейчас я ищу свой.

Мой путь в кино начался с простых репортажных съемок с мероприятий, мне нравилось снимать бэкстейдж и монтировать из этого клипы. Мысль взяться за кино всерьез и пойти учиться пришла, когда я принимала участие в поздравлении одного из своих любимых актеров — Данилы Козловского. Нужно было снять точь-в-точь отрывок из одной его роли. Это должен был быть подарок от его фан-клуба. Я сняла эпизод из сериала «Простые истины», где Даня сыграл свою первую роль. Буквально через пару дней я увидела в Facebook объявление о наборе в киношколу Алексея Барыкина.

Прошлой осенью я сняла свой первый короткий метр. Это история о том, как незатейливое знакомство с соседом по лестничной клетке смогло перевернуть жизнь одинокой девушки, ищущей любовь в мегаполисе. На ее пути встает множество преград и проблем. И она еще не знает, какую цену придется заплатить за пресловутое счастье. Фильм основан на реальных событиях — на истории из моей личной жизни. Сейчас идет долгий процесс цветокоррекции. Работу планирую завершить в этом году.

Основная сложность с кино — решиться на него. Передо мной была пропасть. В кино я вложила свои средства, часть средств была собрана на краудфандинговой платформе. Я искала и находила людей, известных и не очень, чтобы моя задумка осуществилась. Кино можно снять за весьма скромный бюджет, но нужно понимать, что многое ляжет на твои, как идеолога, плечи. Так, на площадке я была и режиссером, и директором, и локейшн-менеджером. Я же буду монтировать фильм и продвигать его в массы. Далее буду получать прокатное удостоверение.

Влада Васильева

22 года

студентка четвертого курса факультета кино и телевидения КазГИКа, участница студенческих кинофестивалей. В мае 2015 года получила два первых места на Международном студенческом кинофестивале «Иди и смотри» за телевизионный фильм «Рарака» (2014) и социальную рекламу «Удивительное рядом» (2014). Ее музыкальный фильм «Гора» (2015) участвовал в программе фестивалей Videolike film festival (Санкт-Петербург, 2015), «Точка в бесконечной вселенной» (Крым, 2015), «Видение» (2015), «ВКРАТЦЕ» (2016), а также взял первое место на Международном фестивале «Твори-Гора» (Красноярск, 2015). Документальный фильм «Радик Салимов» взял первое место на международном студенческом фестивале кино «Иди и смотри» в номинации «Документальный фильм»

О факультете кино и телевидения я узнала еще в старших классах, а попав на подготовительные курсы, поняла, что пришла в правильное место. При поступлении я была «чистым листом». В самом начале казалось: хочешь снимать — бери понравившийся сценарий, своих друзей, камеру Canon, и вперед. Сейчас чувства те же, но подход более обстоятельный. В такой форме в 2014 году я сняла свой первый фильм «Рарака» по рассказу моей любимой писательницы Виктории Токаревой. Потом был новогодний фильм «Нахал», позднее, уже по своему сценарию, сняла клип на песню Земфиры «Гора». Какими бы ни были несовершенными эти работы, я не могу забыть те первые ощущения: хотелось снимать без остановки, из головы — и прямиком на экран! На третьем курсе мы с оператором-пятикурсником Алексеем Глушковым снимали мой первый документальный фильм. Это был фильм-портрет о казанском композиторе Радике Салимове. Тогда я первый раз в жизни увидела, как творится музыка. Это действо кажется мне чем-то неземным. С картинками в голове я была знакома, но как можно слышать там музыку?

Потом перед нами встала задача снять операторский диплом. Так появилась «Центровка», в которой я была режиссером и автором сценария. Пожалуй, это была моя первая взрослая работа. Каждый выполнял отведенную ему роль: оператором-постановщиком был Алексей Глушков, продюсером — Мария Макарова, звуком занимался Артем Батанин, техники — Камиль Шаймарданов и Максим Гредюшко. Это был огромный опыт. Было сложно, но я рада, что встретилась с этими людьми. Позже этот фильм показали на Международном фестивале мусульманского кино.

Сейчас готовлю новый проект. Мне нравится поднимать социальные вопросы, и если в «Центровке» были показаны отношения взрослых людей, то в этом проекте главным героем станет ребенок. Но проблемы там будут совсем не детские. По задумке, мальчик по воле судьбы оказывается в мире кино. Ослепленному софитами ребенку предстоит с достоинством пройти через множество испытаний, что, конечно, оставит на нем след. На сегодняшний день нахожусь в стадии пре-продакшна: ищу актеров, локации. В Казани, к сожалению, нет единой актерской базы, детишек смотрим по актерским студиям, ходим на выступления различных детских коллективов. Когда задаешь вопрос «Хотите сняться в кино?», у ребят загораются глаза и они в один голос кричат: «Хотим!». Но подходящий типаж найти непросто. Основная проблема — это бюджет. Вкладываемся в фильм сами, если хочешь снимать фильм — работай и копи. А вот с командой все в порядке, заинтересованных людей в Казани очень много.

Никита Зубков

20 лет

студент второго курса КазГИКа. Один из авторов студии GiantCockMedia, в рамках которой с коллегой и соратником Игорем Мавлютовым планирует выпускать анимационные и кинофильмы для западной аудитории. Одна из последних работ — сатирический анимационный ситком «Аносград»

Я учусь на втором курсе КазГИКа. Уже в школе я занимался съемками: клепал небольшие новостные и развлекательные сюжеты для школьного телевидения. Затем начал снимать короткий метр. Так получилось, что я работаю в тандеме с Игорем Мавлютовым, моим однокурсником и соратником. Все проекты за последние два года мы сделали вместе. Игорь с детства мечтал снимать кино, затем учился в киношколе в Калифорнии.

Сейчас мы работаем над киносериалом под названием Russian noir. Это история про двух детективов, которые открывают агентство частных расследований в вымышленном российском городе, после чего в их жизни многое меняется, как и в жизни всего города. Это ироничная приключенческая история, но в то же время она затрагивает важные социальные вопросы. Идея пришла больше года назад, когда мы работали в одной казанской киностудии. В перерывах мы с Игорем создавали историю, писали сценарий, начинали подыскивать актеров и места съемок. Russian noir — это смесь «Мальтийского сокола», «Индианы Джонса» и популярных научно-фантастических фильмов 1950-х годов. Мы снимаем полностью на английском языке. Нам пришлось найти не просто хороших актеров, а таких, кто знает иностранный язык. Фильм снимаем в Казани, выдавая ее за вымышленный российский город Дэмсбург. Мы очень надеемся, что после просмотра нашего кино у западных зрителей появится желание приехать в город, где проходили съемки Russian noir. Планируем отправить фильм на американские и европейские кинофестивали. В идеале попытаемся продать (или отдать бесплатно) сервису вроде Netflix.

Russian noir делаем полностью за свой счет, хотя нам много кто помогает. В первую очередь это ребята из Kinokrut laboratory. Они выделили нам самый большой казанский кинопавильон под строительство декораций и дали профессиональную аппаратуру для съемок. Мы даже не предполагали, что такое может быть. Помогает руководство вуза: выручает со стройматериалами и декорациями. На проекте огромное количество административной работы, и мы рады тому, что у нас есть мощный тыл с продюсерскими способностями. В целом все, кто вовлечен в проект, полны энтузиазма.

Конкуренция есть в Голливуде — там люди борются за бокс-офис. В Татарстане бороться не за что: кино снимают либо любители, либо профессионалы за выделенные государством деньги. У любого кино есть свой зритель. Можно снять непрофессиональный фильм, у которого внезапно появится армия поклонников в сети (вроде «Кунг Фьюри»), а можно потратить пару миллионов рублей, выделенных Министерством культуры, на профессионально снятую кинокартину, про которую все завтра же забудут.

Айдар Габдрахманов

28 лет

выпускник факультета кино и телевидения КазГУКИ. Автор множества клипов для исполнителей татарской эстрады. Четыре видео были отмечены премией «Алтын Барс» в номинации «Лучший клип». Автор полнометражных документальных фильмов «Живая вода» и «Сила воды» о чемпионате мира по водным видам спорта FINA 2015

Еще ребенком я попал на телевидение своего родного города Стрежевого на севере Томской области. Там меня обучили основам профессии журналиста, операторскому мастерству и законам монтажа. Я постоянно что-то снимал — уже в школе появились первые заказы. Тогда же купил свою первую камеру. Родители хотели, чтобы я стал адвокатом, поэтому я проучился один год на юридическом факультете ТГУ. Но потом я все же решил поменять специальность: перебрался из Сибири в Казань и поступил на режиссера в КазГУКИ. Жажда знаний периодически забрасывала меня в Москву, я ходил вольным слушателем во ВГИК. Своим мастером я считаю Александра Наумовича Митту. В его киношколе я прошел курсы по режиссуре, сценарному мастерству, работе со светом. Там был мощный преподавательский состав: режиссер Николай Лебедев («Легенда № 17» и «Экипаж»), Александр Носовский, преподаватель Голливудской киноакадемии Ричард Креволин. Параллельно с учебой я создал студию AIDARGA.RU, которая занимается съемкой фильмов и презентационных роликов. Несколько лет назад я разработал проект единой киноплощадки Казани — KINOLIFE.ME. На сайте можно собрать команду для своего фильма — режиссеры, операторы, сценаристы. Попасть в базу может каждый, достаточно иметь портфолио. Также на сайте можно подобрать необходимое кинооборудование для съемок.

Переломным моментом стало предложение снять полнометражный фильм «Человек-легенда» — историю жизни разведчика. Я познакомился с очень интересными людьми, элитой советской разведки, и многому у них научился, это потрясающие люди с позитивной энергетикой и невероятным кругозором.

Сейчас совместно со сценаристом и продюсером Альбертом Шакировым снимаем историческую комедию под рабочим названием «Караван-сарай». Действие разворачивается в XIV веке. Казанское ханство успешно развивается, и у хана появляются недоброжелатели. Один из них, астраханский хан, завидуя успехам соседа, отправляет наемников с целью отравить его. Главные герои фильма — те самые наемники Азамат и Батыр. Они невероятно глупы и потому постоянно попадают в неприятности. Основной эпизод фильма разворачивается во время пира в Казанском ханстве. Мы ориентируемся на такие фильмы, как «Астерикс и Обеликс» и «Флинстоуны», — хотим снять легкую юмористическую картину для массового зрителя, но в то же время с определенной моралью и смыслом. Четко работаем над структурой истории и тщательно думаем над каждым эпизодом, так как комедия — сложный жанр.

В проекте нет государственного финансирования. Сейчас нам предстоит сложный этап — съемки сцены пира в Казанском ханстве. Мы потратили много времени на поиск подходящей локации. Нашли банкетный зал с интерьерами, близкими к XIV веку, но нашим художникам предстоит довести его до ума.

Голливуд стал центром мирового кинематографа, потому что там 360 солнечных дней в году, рядом океан, горы, пустыня, каньон, есть вся павильонная инфраструктура. Даже единственное кинокладбище в Голливуде, которое работает исключительно для съемок, не справляется — даты расписаны на месяцы вперед. Главная причина, по которой у нас индустрия в спящем режиме, — это климат: четыре месяца морозов и еще четыре — дожди и слякоть. И отсутствие павильонов, конечно. От этого весь продакшн уходит в интерьеры, а их в Казани крайне мало. Также большая проблема — отсутствие сети проката татарстанского кино. Все, что сейчас снимается на бюджетные средства, чаще всего ориентировано на фестивали, а не кинотеатры. Один показ по ТНВ — предел мечтаний. В итоге десятки миллионов выделенных бюджетных средств на производство кино не доходят до конечного потребителя — зрителя. Разумеется, о контроле качества и окупаемости таких проектов вообще нельзя говорить. Нет проката — нет кино.