Burger
Герб-a-life. Как могли бы выглядеть гербы Елабужского, Камско-Устьинского и Спасского районов
опубликовано — 31.03
просмотры — 822
комментарии — 0
logo

Герб-a-life. Как могли бы выглядеть гербы Елабужского, Камско-Устьинского и Спасского районов

Дизайнер Денис Дмитриенко перепридумывает муниципальную символику

В пятом выпуске рубрики «Герб-a-life» мы увеличили число переосмысленных районных гербов до 15 и отказались от дятла, сражающегося с трухлявым пнем.

Денис Дмитриенко

арт-директор Программы развития общественных пространств Республики Татарстан

В последнее время в Татарстане много говорят об айдентике — в прошлом году у республики появились логотип и фирменный стиль Visit Tatarstan. Но у айдентики и геральдики разные задачи. Герб — это исторически сложившийся символ, элемент какой-то национальной памяти. Айдентика направлена на позиционирование и узнавание региона. В целом не думаю, что герб сегодня — это что-то жизненно необходимое. Если у какого-то населенного пункта есть символика, отражающая историю места, это здорово, но если ее по каким-то причинам нет, не вижу смысла создавать герб искусственно.

Елабужский район

Оригинал принят 8 августа 2006 года

Описание: «В серебряном поле с черной оконечностью на зеленой земле — черный пень, имеющий две отходящие влево ветви с зелеными листьями; на нем сидит с воздетыми крыльями червленый дятел, имеющий золотые глаза и клюв».

Расшифровка: Главная фигура герба — дятел, традиционный символ трудолюбия, неутомимости, упорства. Композиция герба Елабуги представляет аллегорию борьбы добра со злом.

Вариант Дениса Дмитриенко: «Думаю, то, что дятел на трухлявом пне олицетворяет борьбу добра со злом, понимают только какие-то гуру геральдики. Еще говорят, что этот символ — аналог Георгия Победоносца, который сражается со змеем, но чем дятлу не угодило срубленное дерево, я не понимаю, и лично у меня пни со злом никогда не ассоциировались. Мне кажется, людей, которые живут в Елабуге, замучила ассоциация с мертвой поэтессой. Ты приезжаешь в город, а там — памятник, дом, в котором она недолго пожила и повесилась, таблички на улицах — все про нее. Разумеется, Цветаева — великий автор, но сам город вообще не про нее, это просто роковая случайность. Еще я знаю, что там родился Шишкин, но ему, кажется, уделяют куда меньше внимания. При этом в Елабуге безумно красивая природа. Я был там летом и решил подняться на холм, на котором стоит Чертово городище. Долго карабкался по лестнице и на вершине сел отдохнуть на лавочку рядом с башней. Оттуда видно реку, долину, Нижнекамск и Набережные Челны. Кто-то рассказывал мне, что, когда Набережные Челны стали Брежневом, у властей был амбициозный план объединить эти три города в мегаполис. Не знаю, насколько это достоверный факт, но помню, что, когда сидел на лавочке и смотрел вниз, думал: „Как у кого-то могла возникнуть мысль покуситься на такую красоту?“».

Камско-Устьинский район

Оригинал принят 21 июня 2006 года

Описание: «В лазоревом поле над возникающим справа зеленым берегом с золотыми откосами — серебряная, с черными концами крыльев, летящая вправо с воздетыми и распростертыми крыльями чайка».

Расшифровка: Голубое поле герба символизирует красоту и величие речных просторов района, расположенного на слиянии Волги и Камы. Серебряная чайка символизирует важное народно-хозяйственное и природно-географическое значение региона. В Камско-Устьинском районе находится самая высокая точка побережья — гора Лобач (Обач), которая также отражена в гербе.

Вариант Дениса Дмитриенко: «В Камском Устье я тоже был и тоже в восторге от местной природы: река, откосы, штольни. В случае с этим районом оригинал герба мне очень нравится — во-первых, на него приятно смотреть, во-вторых, он действительно отражает специфику местности. Я читал, что в Камском Устье хорошая рыбалка и люди едут туда чуть ли не со всей России, поэтому мне захотелось добавить к синей глади воды рыб».

Спасский район

Оригинал принят 20 августа 2005 года

Описание: «В золотом поле на зеленой земле серебряная башня о двух зубчатых ярусах с черной аркой ворот и таким же окном в верхнем ярусе».

Расшифровка: Композиция герба указывает на богатую историю Спасской земли: на территории современного района в X−XIV веках находилась древняя столица Волжско-Камской Булгарии (X−XIV века). Башня в геральдике — символ надежности, крепости духа. Золото символизирует уважение, богатство, стабильность, интеллект. Серебро — символ чистоты, совершенства, непорочности, мира и взаимопонимания.

Вариант Дениса Дмитриенко: «Графически оригинальный герб с башней выглядит приемлемо — особенно на контрасте с тем же елабужским. В Спасском районе я не был, но очень много о нем слышал: туда настойчиво рекомендуют отправиться все рекламные щиты на трассах и все туристические журналы. Моя первая ассоциация с этим местом — гигантский Коран, самый большой из напечатанных. Думаю, это яркий символ, который ни у кого не вызывает вопросов, и он отражает связанную с исламом историю главного города района. Гигантский размер книги я постарался отразить, вынеся поля за пределы герба».


Комментарии — 0
Войдите, чтобы добавить комментарий
ФейсбукВконтакте