Burger
Комьюнити. Игровые сообщества Казани
опубликовано — 27.01.2016
logo

Комьюнити. Игровые сообщества Казани

Сто тысяч рублей на солдатиков для взрослых, споры между путаной и хакером, битва миров на картах: чем живут казанские игроки в настолки

В идеальном мире городские сообщества определяют, как выглядит город, что с ним происходит и как он живёт. В России городские сообщества только начинают оформляться и знакомиться друг с другом, объединяя усилия для изменения городской среды снизу, без участия власти и бизнеса. После прошедшей 18 октября прошлого года «Ночи городских сообществ» 60 казанских комьюнити появились на карте российских городских сообществ. «Инде» расскажет о каждом из них — что объединяет участников, где их можно встретить и как к ним присоединиться. Мы будем наблюдать, как по их инициативе появятся новые общественные пространства, фестивали, тематические ночи и дни, как изменится город.
Журналист «Инде» Айгуль Сабирова побывала на турнире Warhammer 40,000, Magic the Gathering и «Мафии» питерского варианта и узнала, зачем взрослые люди собирают космических пиратов, что удерживает за одним столом 16-летнего школьника и 35-летнего владельца паба и почему 23 человека в одной комнате орут друг на друга и получают от этого кайф.

Warhammer 40,000

Основание:


2010 год



Количество и возраст участников:


Костяк составляют 4–5 человек, регулярно играют ещё человек 20. Их возраст ― 16–30 лет

Как часто играют:


Расписание встреч и турниров вывешивается в группе «Аквила»


Как присоединиться:


Написать администраторам группы «Аквила» о своём желании играть

Обложка книги правил,
первая редакция (1987)

Настольная игра-варгейм Warhammer 40,000 была разработана и издаётся британской компанией Games Workshop. Действия в ней происходят в мрачной технофэнтезийной вымышленной вселенной. Игра была создана Риком Пристли и Энди Чамберсом в 1987 году как переработка в духе science fantasy более старой настольной игры Warhammer: Fantasy Battles. Для правил Warhammer 40,000 периодически выпускаются дополнения, описывающие новые армии или необычные формы игры, такие, как осада городов или сражения более многочисленных армий, чем допускаемые обычными правилами. Последняя, седьмая редакция основных правил, была выпущена в 2014 году.

Игра изображает сражения между армиями вымышленной вселенной 41-го тысячелетия с помощью миниатюрных фигурок воинов, чудовищ и боевой техники. Армии выставляются на настольном игровом поле, которое дополнено элементами ландшафта. Перед началом партии игроки определяют сценарий сражения. Это может быть как простая схватка между армиями до полного уничтожения одной из сторон, так и сложный набор регулируемых правилами заданий. Книга правил описывает взаимодействие отрядов и основные моменты игры. У каждой стороны есть свой кодекс ― свод правил, который описывает свойства солдат этой армии и правила ее набора. Для правил Warhammer 40,000 периодически выпускаются дополнения, которые описывают нестандартные формы игры, такие, как осада городов, десант с орбиты или крупномасштабные сражения.

Как правило, игры проходят в специализированных клубах или помещениях при магазинах. В разных странах проходят крупномасштабные съезды поклонников игры и соревнования.

В дальнем зале ДК Ленина в воскресный день двадцать парней и одна девушка расставляют столы. Каждый стол ― игровое поле двух «дуэлянтов», которые выполняют боевую задачу. На разных ландшафтах расставлены армии с ассасинами, космодесантниками, инквизиторами, хаоситами, эльдарами и сотней других бойцов популярного варгейма «Вархаммер 40К». Турнир по «Вархаммер 40К» продолжается три тура и восемь часов. Всё это время человечество, стоящее на грани уничтожения, противостоит могущественным космическим расам. Действие происходит в 40 000 году.

― В самой игре есть несколько этапов, ― рассказывает Дмитрий, руководитель клуба «Аквила» и евангелист «Вархаммера» от магазина Hobby Games, в котором работает. ― На первом ты определяешься с типом войск, которые будешь собирать, и начинаешь их потихоньку покупать. Затем ты их раскрашиваешь. Многие, кстати, довольствуются только этим, не выходят на турниры.

Интересуюсь, сколько денег надо вложить до того, как придёшь на турнир.

― Это недешёвое хобби. Если считать с начала, то я потратил порядка 70 тысяч рублей, ― говорит Дмитрий.
― У меня дома на полках стоят миниатюры на 100 тысяч, но надо понимать, что это сумма, которую я потратил за семь лет увлечения игрой, ― делится Михаил, преподаватель информатики в лицее при МГТУ им. Баумана, игрок из Москвы, который приехал на турнир. ― Если поделить сумму на время коллекционирования, то получится не больше, чем многие россияне ежемесячно тратят на сигареты и алкоголь.

Большинство игроков, с которыми я общалась, признаются, что их привлекает интеллектуальная составляющая в варгейме. Практически у всех в анамнезе ― серьёзное увлечение шахматами. Три года назад 19-летний Рустем, студент Института химии КФУ, был самым младшим игроком в клубе. Он сравнивает шахматы с Warhammer 40,000, и счёт не в пользу первой игры:

Рустем

студент Института химии КФУ, игрок Warhammer 40,000 с трёхлетним стажем

«„Вархаммер“ не просчитан на сто процентов, невозможно угадать его ход, поэтому присутствует азарт. В шахматах вариантов шагов ― как звёзд во Вселенной, но их конечное количество. В варгейме они только увеличиваются. Игроки получают удовольствие от разного ― кто-то от бросания костей, кто-то от победы, кто-то от составления армии. Для меня самый кайф ― это составление армии перед турниром. Я часами сижу и думаю, как её лучше собрать. В этом как раз и проявляется её интеллектуальная составляющая, потому что, когда ты уже в игре, времени на подумать не остаётся, всё делаешь быстро, на автомате».

Спрашиваю его, сколько он тратит денег на своё увлечение.

― Всё заработанное. У меня есть ещё одно достаточно дорогое хобби ― страйкбол, так что приходится делить. Но большие финансовые вливания нужны только на начало. Когда есть большая коллекция фигур, техники, всегда можно порыться в своих коробках и собрать ещё один отряд.
Марта, аспирант-филолог, оптимизатор сайтов и единственная девушка на турнире, собирает эльдаров. Переводя на более или менее знакомый язык фэнтези ― тёмных эльфов.
― Они злобные садисты, космические пираты, всех убивают. Но выбрала я их потому, что мне они показались самыми красивыми. Как истинная девочка, выбрала не по боевым характеристикам, не по тому, как они умеют воевать, а исключительно за внешность, ― смеётся она. С того момента как друг рассказал ей об игре, она начала собирать эльдаров и вышла на первый турнир, прошло два года.
― Меня устраивает сам процесс подготовки, здорово успокаивает. Раньше я вязала, теперь крашу. Было бы проще, если бы кроме меня играла хотя бы ещё одна девушка.

Дмитрий признаёт, что игроки в «Вархаммер» ― в основном студенты и парни до 30 лет, которые ещё не настолько загружены бытовыми проблемами и могут добрую часть своего времени отдавать на хобби. Несмотря на то что во время игры сложно разговаривать о чём-то ином, так как происходит погружение в игровую ситуацию, приходится концентрировать всё внимание на партии, «Вархаммер» здорово сближает. В процессе происходит много взаимодействия между игроками, и залог приятной и запоминающейся партии ― хорошее отношение людей друг к другу.

Magic the Gathering

Основание:

Август 2015 года


Количество и возраст участников:

Около 10 человек. Возраст игроков ― 16–35 лет

Как часто играют:

Каждую пятницу


Как присоединиться:

Каждый вторник в GG Pub проходит день новичка. Специально к этому дню присылают колоду карт для новичка и по ней учат играть

Рубашка игральных карт MTG

Первая в мире коллекционная карточная игра Magic the Gathering была изобретена американским математиком Ричардом Гарфилдом в 1991 году. Все издаваемые карты Magic объединены общим сюжетом. В основе изданий с 1995-го по 2002 год лежал цикл литературных произведений в жанре фэнтези, повествующих о событиях в мультивселенной, состоящей из миров Доминария, Фирексия, Мирродин и других. Эти миры населены людьми и другими живыми и механическими существами. Как во многих произведениях в жанре фэнтези, здесь действуют герои и злодеи, волшебники и изобретатели. Каждая игра ― это противостояние двух игроков, которые становятся волшебниками и используют арсенал заклинаний, артефактов и магических существ, которые есть в их колодах. Каждый игрок собирает собственную 60-карточную колоду из доступных ему карт. Обилие ресурсов позволяет выбрать одну из множества стратегий победы или придумать собственную.

Штаб-квартира комьюнити официального клуба MTG в Казани ― GG Pub на Пушкина, созданный геймерами специально для геймеров. Спрашиваю у соседа за столом, который пришёл на турнир, сколько ему лет:
― Шестнадцать.

По словам Игоря Краснодымова, основателя паба и игрока в настолки, средний возраст игроков в MTG всё же выше ― 24 года. Профессиональный состав участников тоже разный ― есть айтишники, дизайнеры, юристы, те, кто ещё учится в школе или вузе. Только здесь они собираются, чтобы поиграть.

― Мы ― официальный клуб, который пользуется поддержкой издателей игры. Перед тем как новый сет появляется в общем доступе в продаже, мы успеваем поиграть с бустерами (набор с картами для игры. ― Прим. авт.). Каждому клубу отправляют лимитированное количество наборов. Чем больше людей играли в прошлый раз, тем большее количество наборов поддержка пришлёт в следующий, ― говорит Игорь.

По его словам, костяк сообщества ― десять человек ― уже сформирован. Бывает, что новички залетают на одну игру, но редко кто задерживается.

― Что приводит людей в эту игру?

Школьник, аккуратно раскладывающий на столе перед собой карточки из базовой редакции и текущего блока, быстро реагирует:
― Азарт.
― Ты уверен в этом? ― спрашивает его Игорь. ― Нет. Желание победить. Играют для того, чтобы отвлечься, чтобы провести время с друзьями.
― Вы разговариваете друг с другом во время игры?
― Конечно, говорим, но в основном об игре ― какую колоду собрать, кто какую колоду играет.

Маф-клуб в «Циферблате»

Основание:

2010–2011 годы


Количество и возраст участников:

Около 30 человек. Возраст ― 20–35 лет

Как часто играют:

Вечер каждой среды


Как присоединиться:

Приходите к 20:00 в «Циферблат» на Щапова, 47

Студент факультета психологии МГУ Дмитрий Давыдов разработал «Мафию» весной 1986 года. Суть игры в любой вид «Мафии» состоит в противостоянии двух команд ― «организованного меньшинства» (мафии) и «неорганизованного большинства» (мирных жителей). В питерском варианте в игру помимо мафиозников, комиссара и доктора вводятся путана (проститутка, девочка), маньяк и другие персонажи на усмотрение игрового сообщества.

В девять часов вечера среды в дальней комнате «Циферблата» в кругу на разношёрстных стульях, диванах, сундуках и креслах сидят 23 человека с закрытыми глазами. Несколько из них настойчиво изображают в воздухе крест и погоны, пока ведущий объявляет:
― Просыпается путана.

Путана делает своё благое дело, засыпает, а через несколько минут просыпается со всем остальным городом. Микрокомпания, которая пропускает текущую игру, обсуждает рядом на диванчике, где быстро почистить пуховик в начале декабря, что делать на новогодние каникулы и стоит ли ехать в Иорданию.

В игре началось свободное обсуждение, и у ведущего есть минуты две.

― Артур, зачем сюда приходят люди?
Артур Адилов играет в мафию в «Циферблате» около четырёх лет.
― Видишь, как они спорят, как выплёскивают эмоции? ― В этот момент один из участников отстаивает свою невиновность так, как будто от этого зависит его реальная жизнь. ― Вот за этим они сюда и приходят.
У Артёма Антипова, организатора мафиозных разборок в «Циферблате» на Щапова по средам и «Сопротивления» в «Циферблате» на Университетской по пятницам своя версия:
― Я думаю, больше половины приходят просто пообщаться с уже знакомой им компанией и неплохо провести время, а игра ― это небольшой фактор, который их всех объединяет. Есть порядка тридцати человек, которые регулярно посещают мероприятия уже несколько лет, кто-то присоединился чуть позже, кто-то чуть раньше. Регулярно появляются новые люди, из них кто-то сыграет один раз и потом изредка приходит и поигрывает, а некоторые становятся как раз теми постоянными игроками, которые вне зависимости от погоды и прочих мешающих факторов будут заглядывать к нам каждую неделю.
Всё началось пять лет назад с разных игротек, которые тогда проводились при поддержке «Мосигры» в клубах и кафе Казани. Толчком к развитию сообщества стало открытие первого «Циферблата» на Университетской. Тогда начались регулярные еженедельные игротеки по московской «Мафии». «Циферблат» дал приток новых людей для настольных игр, и количество регулярно посещающих всё увеличивалось. Скоро на Университетской стало тесно для проведения «Мафии» ― на игру приходило по сорок человек. Как раз к этому времени открылся более просторный и вместительный «Циферблат» на Щапова, и мафиозники переместились туда.

В большую комнату, где 23 человека никак не могут решить, кто из них мафиозник, а кто добрый горожанин, постоянно заходят участники. Женщина лет 40 наблюдает с дивана за игрой, в которой участвует её приятельница:
― Я здесь впервые, никак не могу решиться поиграть. Мы прочитали, что здесь играют в «Мафию» и учат танцам. Решили сначала прийти посмотреть на игру, танцы ― в следующий раз.

На вопрос, кто приходит играть, Артём отвечает:

Артём Антипов

организатор Маф-клуба в «Циферблате», игрок в «Мафию» с пятилетним стажем

«Здесь собираются „свободные алкоголики“, то есть те, кто не употребляет алкоголь. В городе для них не так много вариантов досуга. Если говорить о возрасте и занятиях, то в одном круге могут находиться и школьник-десятиклассник, и 45-летний бизнесмен. Люди здесь абсолютно разношёрстные, но все всегда находят общий язык и свободно общаются между собой без барьеров. Для тех, кто в сообществе давно, это уже не просто люди, с которыми можно поиграть. Это дружная компания, с которой можно хорошо провести время: сходить в кино, съездить на сплав».

И съездить в Иорданию, например.

Фото: Даша Самойлова
Карточки «Мафия»: Дмитрий Же (Kak.ru)