Burger
Герб-a-life. Как могли бы выглядеть гербы Дрожжановского, Пестречинского и Лениногорского районов
опубликовано — 05.05
просмотры — 1537
комментарии — 0
logo

Герб-a-life. Как могли бы выглядеть гербы Дрожжановского, Пестречинского и Лениногорского районов

Сооснователь и арт-директор дизайн-бюро «Щука» Иван Величко объясняет, почему айдентика должна быть агрессивной

Гербы — продукт воинственного европейского средневековья, когда дома делили между собой власть, землю, людей и контроль над торговыми городами. Но, глядя на геометричный фонтан лениногорской нефти, милые кукморские валенки или чистопольскую хлебную меру, поверить в это нелегко. «Инде» продолжает рубрику «Герб-a-life», в которой дизайнеры и иллюстраторы со всей России предлагают свои варианты гербов для татарстанских районов. На этот раз местную муниципальную символику переосмыслял глава московского дизайн-бюро «Щука» Иван Величко.

Иван Величко

сооснователь и арт-директор дизайн-бюро «Щука»

Айдентика — способ присвоения, атрибут войны, поэтому нейтральность в ней неуместна. При этом все, что мы видим в современной геральдике, особенно в российской, — продукт выхолащивания, вымывания этого военного смысла. Империя блюдет имперскую идентичность, оставляя своим провинциям кастрированные, беззубые символы. Я считаю, что символ важен целиком — и то, что изображено, и манера изображения, и коннотации, которые это изображение порождает. Поэтому, когда на гербе видишь нелепого золотого петушка, очень трудно поверить, что он — символ бдительности и отваги.

Пока я работал над тремя татарстанскими гербами, думал про музыку и обложки своего любимого лейбла Young God Records (это группа Swans и так далее). Меня всегда поражало, как у них работает этот самый магический символизм, в который в обычной жизни так же сложно поверить, как и в то, что золотой петушок обозначает что-то важное. Эти изображения были моим референсом. Еще я оставил на гербах слова, потому что мне кажется, что изображения со словами работают намного сильнее, чем изображения сами по себе. Названия районов я решил писать по-татарски — для всего остального мира это выглядит, уж простите, примерно как надписи «ГОША РУБЧИНСКИЙ» на его толстовках.

Дрожжановский район

Оригинал герба принят 9 марта 2006 года

Описание: «В серебряном, зеленом и золотом поле, повышенно пересеченном и рассеченном внизу, поверх всего — золотой каравай с серебряной солонкой, поставленный на серебряном рушнике с красным шитьем на концах; позади каравая в серебре — выходящий червленый шар».

Расшифровка: Дрожжановский район находится на западе Татарстана, что отражено в гербе красным диском-солнцем. Символика поля герба, состоящего из зеленой и золотой частей, указывает на смешанное население района: здесь компактно проживают татары и чуваши; об этом же говорит изображение узоров на концах рушника. Рушник с национальными узорами также аллегорически символизирует жителей района, внесших огромный вклад в развитие культуры, науки, искусства и литературы республики: здесь родились и работали основоположник чувашской драматургии Николай Ефремов, народный артист Республики Татарстан Хидият Султанов, поэты и писатели — Шараф Мударис, Тал-Морза и другие. Каравай с солонкой показывают сельскохозяйственную направленность экономики района, который обеспечивает республику зерном, бобовыми культурами, сахарной свеклой. Рушник, каравай и солонка вместе символизируют радушие и гостеприимство местных жителей.

Вариант Ивана Величко: «Я сохранил примерно те же символы, что были в оригинале, — мне даже понравились эти множественные натужные аллегории. Там на рушнике с одной стороны татарский тюльпан, а с другой — что-то чувашское, и таким образом показана дружба народов. У меня красный кружок — это солнышко, золотой — хлебушек, белый прямоугольник — рушник. Дружба народов тоже на месте, а белый круг с перекладиной — это символ соли.
Я использовал круглую форму гербов, потому что татарские щиты были круглыми, и если уж мы играем в реконструкторство (а геральдику я считаю совершеннейшим реконструкторством), давайте играть до конца. Европейские гербы — треугольные, татарские — круглые».

Пестречинский район

Оригинал герба принят 23 мая 2007 года


Описание: «Поверх червленого поля с зеленой оконечностью золотой кувшин, полный такового же зерна, со стоящим на нем золотым петухом, поддерживаемый двумя серебряными сообращенно сидящими и обернувшимися норками с хвостами у лап».

Расшифровка: Пестречинская керамика с XVI века хорошо продавалась на ярмарках Казани, Москвы, Санкт-Петербурга, Астрахани и других городов России и до сих пор известна по всей стране, так что кувшин олицетворяет богатую историю края и его ремесел (в особенности гончарного). Зерно в кувшине указывает на сельскохозяйственную основу экономики района. Петух — символ бдительности и отваги, а еще — птицеводства и животноводства, которые в районе хорошо развиты. Норки, поддерживающие кувшин, символизируют одно из развитых направлений экономики региона — производство пушнины. В целом животные символизируют бережное отношение к богатствам края, охрану его материального и духовного наследия.

Вариант Ивана Величко: «С Пестречинским районом все несколько запутанней, чем с Дрожжановским. Мне показалось, что кувшин в моей воинственной концепции — заведомо проигрышный символ, поэтому я оставил петуха, и он у меня оседлал норку. Не знаю, что бы это могло значить, но думаю, что средневековые гончары вполне могли иметь такое клеймо для своих кувшинов. Животные всегда украшают, но три объемных объекта — петух, норка и кувшин — слишком сложно для знаковой вещи. А герб, как мне кажется, обязан быть знаком».

Лениногорский район

Оригинал герба принят 4 июля 2005 года

Описание: «В зеленом поле вогнутое и сужающееся к острию опрокинутое черное стропило, тонко окаймленное серебром, заполненное червленью и в червлении сопровожденное зеленым, окаймленным золотом цветком тюльпана, а в зелени — двумя отклоненными в стороны, с сообращенными цветами, золотыми тюльпанами (на стеблях и с листьями)».

Расшифровка: Современная история юго-восточной части Татарстана и, в первую очередь, Лениногорского района связана с началом разработки в 1940-х годах богатейшего Ромашкинского месторождения нефти. Очертания черных полос напоминают струи нефтяного фонтана, два зеленых холма указывают на своеобразный ландшафт района. Сужающаяся кайма аллегорически показывает развилку плавно расходящихся дорог — в районе развита транспортная сеть, здесь проходит несколько железнодорожных линий и автомобильных трасс республиканского и областного значения.

Вариант Ивана Величко: «Тут долго думать не пришлось — если у кого-то на гербе тюльпан, который исторгает фонтан нефти, сложно не быть саркастичным. Этот герб сам себя семантически критикует, насколько это вообще возможно, а я просто усилил эффект идиотическим кроссвордом. Оригинальный герб, пусть он и такой же напыщенный, как остальные два, выглядит на их фоне более или менее пристойно. Хотя он тоже плох и в нем не хватает конкретики: все очень расплывчато и в итоге смотрится как эскиз какого-то спортивного костюма. Вот конкретику я и добавил».


Комментарии — 0
Войдите, чтобы добавить комментарий
ФейсбукВконтакте