Четыре хороших места. Светильники из бетона, кольца из пластичного серебра, глиняные артишоки и декоративные домики из дерева в мастерских Казани
Ярмарки выходного дня и Instagram дали толчок для развития городских хендмейд-мастерских разного профиля ― от кулинарии до гончарного дела. «Инде» поговорил с основателями самых заметных казанских малых производств, которые прошли путь от рукодельников-любителей до профессионалов, известных за пределами города, и выяснил, как найти клиентов и помещение под мастерскую и не прогореть в первый же год работы.
Мастерская Pulya silver
Ювелирные изделия из японского пластичного серебра
Мастерская, где бывшая банковская служащая Елена Шайхутдинова работает с японским пластичным серебром, находится в стандартном офисном центре в Вахитовском районе Казани. Девяти квадратных метров хватает для рабочего места ювелира, проведения мастер-классов и размещения всего необходимого оборудования (для изготовления изделий из японского серебра нужна муфельная печь, а для классических ювелирных изделий ― прокатные вальцы, на которых из серебра или золота делают тонкий лист или проволоку, и изложница для отливки расплавленного металла).
Елена Шайхутдинова
основатель казанского ювелирного бренда Pulya silver
Я окончила КФЭИ по специальности «Бухучет», работала в банке, но после рождения первой дочери поняла, что не смогу вернуться к стандартному девятичасовому рабочему дню. Начала преподавать в одном из казанских вузов, а вскоре родила вторую дочь. Мне всегда хотелось делать что-то руками — я пробовала заниматься гончарным делом, акварелью, мозаикой, батиком, вязанием. Все это было для меня чистым увлечением и развлечением, которое помогало отвлечься от быта и работы. Еще меня влекло к ювелирному искусству, я читала профессиональные форумы, рисовала эскизы, хоть и понимала, что эта мечта, скорее всего, навсегда останется мечтой, потому что учиться в училище или профессиональном колледже мне уже поздновато. Я пыталась общаться с ювелирами, но все очень ревностно охраняли свои секреты и очень неохотно делились информацией.
В 2014 году на одном из форумов, посвященных ювелирным украшениям, Елена нашла информацию о пластичном серебре. Для работы с ним нужна была всего лишь муфельная печь — обжигать изделия. Елена начала экспериментировать: заказала серебро на eВay и первое изделие обожгла над конфоркой домашней газовой плиты. Снабдив украшениями себя и ближайшее окружение, она стала искать информацию о профессиональной работе с таким металлом и познакомилась с организатором ювелирной школы в Москве Женей Семиз. Обучившись у нее, Елена стала проводить мастер-классы по изготовлению ювелирных изделий в Казани.
Елена Шайхутдинова
основатель казанского ювелирного бренда Pulya silver
В январе 2015 года я стала давать мастер-классы в коворкингах и продолжала делать кольца, кулоны, серьги на заказ дома. С одной стороны, это было просто ― я платила небольшую сумму за день в коворкинге и не думала о том, что надо содержать мастерскую. С другой стороны, в какой-то момент я очень устала возить оборудование с места на место и поняла, что пора арендовать помещение. Мне было важно, чтобы оно было в центре города и чтобы там было окно. В итоге в начале 2016-го я переехала в небольшую комнату в обычном офисном центре, быстро оборудовала ее мебелью из IKEA и начала работать. Со временем на стенах появились акварели и масляная живопись ― старушка от москвички Аксиньи la Paloma, рука от Евгения Годило из Ростова-на-Дону, волна Аси Маренковой из Вильнюса. Сюда же переехали результаты моих экспериментов с гончарным кругом: ваза и жираф.
На рабочем столе Елены ― бормашины с разными насадками, шприцы с раствором для изготовления перегородок, между которыми заливается эмаль, эскизы будущих ювелирных изделий.
— Техническое оснащение стоматологов и ювелиров очень схоже. Я часто покупаю стоматологические инструменты в «Медтехнике» на Ершова, ― говорит создательница Pulya silver.
В последнее время Елена экспериментирует: пытается соединить технику японского пластичного серебра и классического ювелирного искусства. Для этого приходится работать с открытым огнем и использовать бензин, поэтому ювелир мечтает переехать в новое помещение в городском арт-кластере, которое было бы оборудовано по всем требованиям техники безопасности. Но в Казани таких пока нет.
— В Москве работать было бы проще. У меня есть подруги-ювелиры, с которыми я могла бы снять помещение, например, на ВДНХ. В Казани такими местами могли бы стать Alafuzof loft или «Мелита», но, пока условия не созданы, переезжать туда не хочется.
Стоимость мастер-классов по изготовлению изделия из пластичного японского серебра зависит от веса изделия:
3 грамма | 3800 ₽ |
5 граммов | 4300 ₽ |
7 граммов | 4800 ₽ |
Instagram @pulyavgolove
тел. +7 (917) 280-02-02
Мастерская LuLe ceramic
Посуда, предметы интерьера и плитка ручной работы из керамики
Олеся и Илья Лукашенко, из чьих имен сложено название бренда LuLe ceramic, по образованию архитекторы. Олеся заинтересовалась керамикой во время декретного отпуска: сначала посетила несколько мастер-классов в Казани, затем они вместе с Ильей прошли обучение в Питере. Там же купили первое необходимое оборудование. Олеся отвечает за производство и мастер-классы, а Илья в основном занимается организационными вопросами.
Олеся Лукашенко
сооснователь LuLe ceramic
Мы вернулись из Питера и сняли первую мастерскую на Шмидта — всего 17 квадратных метров. Я дала себе установку: за месяц научиться гончарить и работать с глазурями. День и ночь проводила в мастерской, и это дало результат: я не только научилась работать с глиной и глазурью, но и провела свой первый мастер-класс. В апреле мы стали учить людей на постоянной основе, а в июне уже участвовали в Open Space Market в парке «Черное озеро».
Первый маркет принес заказы и записи на мастер-классы. Создатели мастерской не вкладывались в рекламу — сработало сарафанное радио, пошли заказы из Москвы и Питера.
— В первый год было тяжело. У меня нет профессионального образования керамиста, все технические нюансы приходится изучать на практике методом проб и ошибок, а это долго. С другой стороны, у нас незамыленный взгляд, который позволяет делать оригинальные вещи, ― делится Олеся.
Через год после открытия Олеся и Илья решили расшириться и переехать в новую мастерскую, сместив при этом акцент с производства на организацию мастер-классов и праздников. LuLe ceramic стал одним из первых арендаторов помещений в новом жилом комплексе на Павлюхина, и им досталось большое (136 кв. м) угловое светлое пространство, которое они поделили на зону отдыха, зону мастер-классов и производственные помещения с печами для обжига.
В начале 2017-го создатели LuLe ceramic сделали ремонт в стандартном офисном помещении с персиковыми обоями: перекрасили стены, заказали столы и лавочки по эскизам Ильи, сколотили стеллажи для готовой продукции и расходных материалов. Дополнительно купили два гончарных круга. Вместе с оборудованием, ремонтом и арендой в новый офис вложили около 2,5 миллиона рублей. Теперь на мастер-классы могут одновременно приходить до трех человек, и у каждого будут свой наставник и свой гончарный круг. На тематические дни рождения принимают до 20 человек — гости работают за кругом по очереди. В зоне отдыха во время дней рождения играют в твистер и «шляпу» и смотрят мультфильмы.
Стоимость мастер-классов:
Однодневный | 1100 ₽ |
Однодневный с росписью изделия | 2200 ₽ |
Романтическое свидание | 3500 ₽ |
Курс «Новичок» | 10 000 ₽ |
День рождения в мастерской | 750−1000 ₽ с человека |
Instagram @lule_ceramic
тел. +7 (952) 040-95-05
Garage Factory
Предметы дизайна из бетона
Дамир Аитов и Тимур Закиров основали мастерскую предметного дизайна в 2014 году в гараже на Большой Красной. Garage Factory стала первой российской компанией, которая производит бетонные светильники серийно, но вручную. За три года работы Дамир и Тимур увеличили территорию производства до 140 квадратных метров (теперь они занимают все помещение бывшего гаража), сняли отдельный офис в историческом здании в этом же дворе и выросли до команды из 15 человек. Их бетонный светильник Trapeze получил «серебро» на международном конкурсе A’ Design Award в Милане.
Сейчас на производстве работают восемь человек. Единственный автоматизированный процесс ― перемешивание бетона специальным миксером. Шлифуют и окрашивают поверхности вручную. Бетон, из которого производят предметы в Garage Factory, темно-серый и гладкий, в отличие от светлого и шероховатого, который обычно используют в строительстве зданий.
— Все ингредиенты для нашей смеси есть в открытом доступе — дело в пропорциях, ― говорит Дамир.
В ассортименте мастерской — светильники, кашпо, офисные принадлежности, док-станции и часы.
— Предметы из наших коллекций чаще берут в офисы, общественные и коммерческие пространства, — говорит Тимур Закиров. — Но в ближайших планах — увеличение ассортимента, работа над формами, цветом, материалом, который лучше бы подошел для дома или квартиры.
Офис Garage Factory отправляет заказы по всей России, но самый большой спрос — в Москве. Предметы мастерской представлены в шоурумах Archpole, Cosmorelax, скоро появятся на Artplay. Как правило, к конечному пользователю светильники и кашпо из бетона приходят от дизайнера, который работает над его интерьером.
Тимур Закиров
сооснователь Garage Factory
Мы практически не ощущаем конкуренции. В таких масштабах, как мы, производством и популяризацией изделий из бетона не занимается никто. Мы посещаем все профильные выставки, общаемся с дизайнерами, участвуем в телепередачах, посвященных переделке интерьера, ― «Квартирном вопросе», «Дачном ответе». Мы видим, что эта тема набирает обороты, что появляются новые имена, но бетону еще очень далеко до того момента, когда им пресытятся.
Стоимость изделий:
Светильник Trapeze | 4950 ₽ |
Светильник Loona | 4950 ₽ |
Торшер Arma | 45 000 ₽ |
Кашпо Pentagon S | 690 ₽ |
Кашпо Iceberg 2 | 3000 ₽ |
Органайзер «Флагман» | 2290 ₽ |
Instagram @garage_factory_kzn
тел. +7 (927) 249-54-85
Мастерская Joojooka
Багеты и рамы, ящики и таблички из дерева
История мастерской Joojooka Инны Стрыхарь, дизайнера одежды по образованию, началась 15 лет назад в первой багетной мастерской отца Инны, Валерия Стрыхаря, на Товарищеской. Тогда отцу из-за состояния здоровья понадобилась помощь, Инна проявила инициативу и постепенно втянулась в работу с деревом.
Инна Стрыхарь
основатель Joojooka
Мы занимались багетами, делали рамы. В то время не было такого разнообразия материалов, как сейчас, не хватало знаний. После окончания вуза я вышла замуж, у меня родилась первая дочь, и в какой-то момент я поняла, что очень скучаю по своей работе, что мне надо продолжать. Когда дочка немного подросла и я смогла оставить ее с мамой, с головой окунулась в работу с деревом. К этому времени мы уже переехали в одно из помещений бывшего завода на Щапова, на котором когда-то работал мой дед.
Через некоторое время Инна отделилась от отца, арендовала помещение в этом же здании, начала делать предметы декора, с которыми выступала на маркетах, ― таблички, ящики. Но если приходилось делать распил на торцовочной пиле или понадобился токарный станок, ленточная пила, приходилось возвращаться к отцу, в столярную мастерскую. В итоге Инна отказалась от собственной мастерской и с тех пор работает бок о бок с отцом. Практически все 35 квадратных метров заняты стеллажами с рейками для багетов, расходными материалами (клеем, красками, кистями), рабочими столами, машиной для распиливания багетов.
Инна Стрыхарь
основатель Joojooka
Здесь мы занимаемся реставрацией, делаем рамы, интерьерные штуки и сувениры. У нас есть свой домик в Свияжске, при нем лавка с сувенирами, которые нравятся нам самим и которые мы сами готовы привозить из путешествий, ― это ангелы, рыбы. Как и отец, я люблю работать в мастерской, когда здесь никого нет. Он для этого использует вечерние часы, я ― выходные, когда дети остаются с отцом. Я включаю радио и начинаю приводить рамы в надлежащий вид.
Стоимость изделий:
Сувенир «Деревянный дом» | от 850 ₽ |
Рамка 15x20 см | от 400 ₽ |
Рамка 10x15 см | от 200 ₽ |
Instagram @joojooka.d
тел. +7 (917) 230-24-33
Фотографии: Регина Уразаева, Даша Самойлова