Burger
Кадры решают: казанские инста-блогеры советуют, как снимать город так, чтобы в нем хотелось жить
опубликовано — 30.05.2017
logo

Кадры решают: казанские инста-блогеры советуют, как снимать город так, чтобы в нем хотелось жить

Что делать, если не заваливать горизонт вы уже научились

Мы видим мир через призму наших смартфонов и ноутбуков немногим реже, чем своими глазами, — и не нужно распространяться, какое значение имеют искусственные образы для ощущения пространства, в котором мы живем. Удачная репрезентация города в «Инстаграме» не только приносит эстетическое удовольствие, но помогает сформулировать его (и свою) идентичность, понять, что это за место и как находить в нем красоту. Отобранные редакцией «Инде» инстаграм-блогеры, посвятившие свои фотопоиски Казани, рассказывают, почему они это сделали, и дают простые советы, как добиться успеха.

@sascha_grom

8620 подписчиков
Саша Громова, 24 года

Кошмары ЖКХ и очарование окраин


Изначально я фотографировала случайные места. Благодаря этому я придумала свой хештег #шлашлаиувидела. Потом это переросло в целенаправленный поиск подобных мест и образов. У меня нет какого-либо кумира, я ищу вдохновение в том, что вижу: иногда это может быть старый дом, кот, уютно расположившийся на окошке, или художественно потрескавшаяся штукатурка. Часто люди вокруг недоумевают от того, что я фотографирую. Реакции бывают разные: одна женщина приняла меня за сотрудника ЖЭКа, но, узнав, что я фотографирую для блога, попросила указать, что в этом старом доме еще живут люди. В Юдино молодой человек с пивасиком в руках, услышав, что я специально приехала в их район, очень эмоционально произнес: «Вот тебе делать нечего!».

Совет № 1: используйте хештеги и общайтесь с тематическими сообществами

Изначально на мой «Инстаграм» были подписаны только друзья. В раскрутке помогли хештеги с определенной тематикой, а также другие сообщества, которые выкладывали мои фотографии. Позднее друзья сами подхватили мою волну и периодически выкладывают фотографии, похожие на мое творчество.


Совет № 2: ищите свой формат и не злоупотребляйте фильтрами

В постановке кадра я совершенно спонтанна — увидев понравившуюся деталь, я пытаюсь ее выделить. Я люблю квадратный формат, мне кажется, он лучше концентрирует внимание зрителя на деталях, делает кадры гармоничными и целостными. Фильтрами особо не балуюсь, могу просто добавить яркости, контраста или насыщенности.

@has_rus

347 подписчиков
Руслан, 25 лет

Романтика в песочных тонах от автора блога об урбанистике

Фотографирование людей — космически сложный жанр, я решил взяться за архитектуру, города и детали. Городские пейзажи мне понравились еще больше, когда я начал изучать урбанистику. Так получилось, что мое увлечение фотографией совпало с поездкой в Грузию. Оттуда я привез в фотографиях много красок, тепла и аутентичности. В Казани мне тяжелее найти что-то самобытное для хорошего снимка. Почти все кажется привычным и неинтересным. К сожалению, городу не хватает уличной жизни в жилых районах, зелени и тенистости, по-настоящему современной архитектуры. Но есть и плюсы: активно развиваются общественные пространства, и сейчас они — главный источник вдохновения для меня.


Совет № 1: не ждать быстрой славы

Многим хочется получить больше подписчиков и лайков так же быстро, как изменился стиль аккаунта, — вот так, чтобы за два месяца — и на вершину. Так не бывает: это долгий процесс. Особенно если твой аккаунт нельзя назвать уникальным.


Совет № 2: выкраивать больше времени на съемки

Каждому интересному дому или пейзажу нужно уделять время — так больше вероятность найти интересный кадр. Обычно из десяти адекватных снимков доживает до выкладывания только один. Если снимков много и есть что выбрать, можно растянуть одну и ту же локацию на два-три поста, и никто не возмутится, что на снимке одно и то же место, настолько по-разному оно будет выглядеть. Сколько мне нужно времени обычно? На особо интересные и сложные объекты уходит до часа.

@aleshnika

1432 подписчика
Алена, 26 лет

Остатки старой Казани, коты и идиллические закаты

Аккаунт в «Инстаграме» для меня хобби, место, где я делюсь своим взглядом на окружающий меня мир. В шапке моего блога кратко отражена привлекающая тематика: «… [окраины. — Прим. «Инде»], природа, котики». Так и есть — дома, молящие о капремонте, завораживающие закаты, поддержка бренда Казанского кота. Реставрация старых кварталов, безусловно, благое дело, но теперь они все выглядят искусственно и пусто. Потому меня так тянет туда, где люди по-прежнему клянут коммунальщиков, отказываясь от переселения в новые дома. Для накопления подобного контента по выходным я прохожу порядка 15 километров по затерянным в глуши улицам любимого города. Мне нравится сам процесс, поэтому я не считаю это тратой времени на блог. Другое дело вести активное общение в «Инстаграме», искать единомышленников, ставить лайки — в последнее время я немного от этого устала. Меня вдохновляют люди энергичные, не боящиеся экспериментировать. В моих подписках много людей из Казани, которые по-особенному видят этот удивительный город: @_k_a_n_sasha, @eduard7titov, @xrtem и другие.


Совет № 1: используйте цветокоррекцию, но без фанатизма

После того как лучший кадр отобран, я прибегаю к различным программам для обработки фото на телефоне. Чаще всего использую функцию «Цветокоррекция» в приложении Pixelmator. Там есть быстрое выделение, работает как «волшебная палочка» в «Фотошопе»: выделяешь деталь и работаешь с ней. На фото часто бывают пересветы и темные участки, по отдельности их можно выровнять. Не считаю, что это плохо, потому как кроме цветокоррекции ничего обычно и не делаю. Однако мне сложно придерживаться какой-то одной цветовой гаммы, как это принято у многих блогеров, мне кажется это скучноватым.


Совет № 2: если цените красивый кадр, избавляйтесь от лишнего мусора


Когда в кадр попадает мусор или провода, то, к сожалению, без доли «Фотошопа» не обойтись. Есть блогеры, которые ориентированы на суровый реализм, и их работы можно встретить по #беспросвет, но, видимо, у меня нет той душевной свободы и хочется сделать этот мир лучше хотя бы на фото. Для очистки кадра от мусора использую функцию «Исправить» в том же Pixelmator.


Совет № 3: бывайте в одних и тех же местах в разное время суток

При съемке очень важны свет, время суток. Один и тот же дом может выглядеть совершенно по-разному в разные часы, поэтому я не устаю ходить знакомыми маршрутами — всегда нахожу новые ракурсы и кадры.

@aciddot

415 подписчиков
Русана, 28 лет

Эстетика казанских мусорных урн

Главными объектами моих съемок являются мусор и мусорные баки, а этого материала вокруг очень много: нужно лишь смотреть по сторонам, чаще ходить пешком, заглядывать во дворы. Почти все свои снимки я делаю по пути куда-либо, но больше всего необычных кадров я нахожу рано утром, особенно в выходные и праздничные дни, когда дворники и мусороуборочные машины еще не начали работу.


Совет: найдите свой стиль через осознанное ограничение

Подберите фильтр или, наоборот, не используйте его, поиграйте с яркостью, температурой и другими настройками, придумайте свою схему и стиль публикаций — все это придаст вашему аккаунту свой образ и узнаваемость. Тогда у вашей страницы появится свое лицо.

@gorbenko_igor

24 900 подписчиков
Игорь Горбенко, 30 лет

Открыточные виды города через объектив зеркалки

С каждым годом Казань становится интереснее и наряднее, я люблю гулять по городу и находить необычные места. Так, во время очередной прогулки обратил внимание на архитектуру старых зданий, узнал их историю и решил поделиться с друзьями. С этого и начался мой инста-блог. Страницу я веду больше пяти лет, стараюсь не забрасывать ее и регулярно выкладывать свежий контент.

Основная моя деятельность — IT, а фотография — хобби. Чаще всего я фотографирую на свою старенькую зеркалку Nikon, но когда ее нет под рукой, использую камеру iPhone 5S. Каждую фотографию я обрабатываю с помощью Photoshop. Из 200 кадров одного места, сделанных при разной выдержке и диафрагме, у меня остается лишь пять-шесть, которые я готов показать подписчикам. При этом я стараюсь корректировать фотографии так, чтобы они выглядели естественно, — избавляюсь от резкого света и резких теней.


Совет № 1: заботиться о безопасности аккаунта

На мой взгляд, популярная ошибка инста-блогеров — пренебрежение защищенностью своего аккаунта. Не секрет, что многие раскрученные аккаунты взламываются злоумышленниками, а затем перепродаются либо их контент удаляют вовсе. Согласитесь, приятного мало, если однажды вы попытаетесь войти в свой «Инстаграм», а ваш пароль не подойдет, и профиль будет очищен. Поэтому использование двухфакторной аутентификации в «Инстаграме» и почте, а также сложного пароля является обязательным.


Совет № 2: быть активным, но не выкладывать много фотографий в день

Многие пользователи «Инстаграма» делают свой профиль приватным, но это не самое правильное решение. В «Инстаграме» нужно быть активным и позитивным, использовать гео- и хештеги, общаться с подписчиками и другими блогерами, ответственно подходить к качеству контента и не выкладывать по 20 фотографий в день — максимум одну-две. Кроме того, желательно придумать своему аккаунту определенную тематику.


Совет № 3: фотографировать Казань в вечернее время

Мне больше всего импонирует неяркое освещение примерно после семи вечера в летнее время, когда уже нет интенсивного солнечного света. Впрочем, практика показывает, что интересный кадр можно найти практически в любое время суток, но для Казани это, конечно же, закаты.

@phillip_white


82 000 подписчиков
Филипп Чевелев, 21 год

Свитер с оленями и шляпа как визуальный маркер

Около пяти лет назад эта соцсеть не была настолько популярной, как сейчас. На приложение я наткнулся совершенно случайно и зарегистрировался в нем без каких-то определенных причин. Сначала это был личный блог с фотографиями родного города, со временем у меня появилась небольшая аудитория, и я начал работать над качеством контента.


Совет: экспериментируйте и меняйте объективы

В городе много визуального мусора, но, например, если вы снимаете портрет, светосильный объектив сделает из ненужных в кадре предметов красивое боке.

@xrtem

2489 подписчиков
Артем, 35 лет, финансовый инженер

Я занимаюсь фотографией чуть меньше десяти лет, никогда не имел с ней профессиональной связи, но был воодушевлен ею — в эпоху расцвета Flickr, где властвовали японские аналоговые фрики. Сейчас очарование этого медиума для меня померкло и фотография превратилась одновременно в необременительную привычку наподобие утренней гимнастики или своего рода медитативную даосскую практику — так молодые монахи подметают монастырский двор одним прутиком. Красота города как пена всплывает на поверхность, ее можно найти в самых банальных местах, мимо которых проходишь каждый день. Поэтому мои снимки — это всего лишь взгляд прохожего, праздного или, чаще всего, спешащего по делам.

Регулярная фотофиксация городского пейзажа, которой я занимаюсь, гораздо более тесно связана не с фотографией, а скорее с психогеографией — картографированием даже не городского пространства как такового, а следов деятельности жителей и проекций человеческого сознания в городской среде. Город — это сложный пространственно-временной ассамбляж, включающий людей, архитектуру, транспортную систему, звуковой ландшафт, микроклимат, экономические условия, уровень социальной обеспеченности, а также прочие объекты, которые человек изучает и узнает, прокладывая свой ежедневный маршрут.


Совет: размышляйте над тем, чем вы занимаетесь

Маршрут и карта — это главные категории, с помощью которых индивидуальный опыт может описать город — разреженную цепь эмоциональных маркеров, которыми человек отмечает знаковые для него части пространства. Фотография городского пейзажа естественным образом возникает как визуальный метатег, описывающий топологию этого сложного графа. Ведь фотография как медиа абсолютно прозрачна (зритель видит не сам медиум, а лишь изображаемый объект), в то время как город, скелет которого образован архитектурой, очень тоталитарен, он властно распоряжается зрителем — смотри сюда, потом туда, встань здесь, с этой точки открывается лучший обзор, а эту часть ты не увидишь. Я постоянно фотографирую одни и те же объекты и улицы с одних и тех же точек, в разное время суток и разное время года, наблюдая за сменой сезонов, ветшанием или, напротив, обновлением зданий. Они обладают свойством мгновенной, безошибочной узнаваемости, однако предстают каждый раз в новом виде из-за разных условий освещенности, немного иного ракурса и т.д. Глядя на множество одинаковых и в то же время совершенно разных фотографий, я начинаю испытывать какое-то странное чувство тревоги и смятения — объекты мерцают на снимках, поворачиваясь каждый раз одной из своих бесчисленных граней, но словно остаются непроницаемыми, непознаваемыми, вместилищами некой скрытой угрозы.

В переживании этого опыта заключена прелесть фотографии городского пейзажа, тайное удовольствие, секрет которого раскрывает цитата из Орхана Памука: «Видеть — это знать, не вспоминая» — привилегия Адама, дающего названия животным и растениям в Эдемском саду, еще не знающего, что все вещи — это вещи в себе. Этот феноменологический опыт обладает свойством исключительной индивидуальности, ускользающей от точной передачи, — и именно поэтому «Инстаграм» выступает таким удачным средством для его опосредованной трансляции. Социальная сеть, абсолютно нерефлективная, ежесекундно извергающая и перемалывающая гигантские потоки визуальных образов, подавляющее большинство из которых похожи друг на друга до степени смешения, лишь подчеркивает их легковесность, мимолетность и малый «срок годности». «Инстаграм» декомпилирует ценность каждого уникального кадра до набора хештегов, кэпшена, геометки, цветовой палитры, простейшей геометрии, лайк-скора. И остается только настроение, мелодия, которую создает наложение образов, возникающих друг за другом в таймлайне.

«Инстаграм» и мощные смартфоны уничтожают фотографию как медиа, подобно рою термитов, пожирающих дерево, но они же создают нечто новое — то, что стóит такой жертвы. Вихревой поток визуальных образов, мерцающих с огромной частотой, осаждается и создает пористый и слоистый культурный пласт, через который прорастают побеги новой эстетики, которая имеет экстрафотографическую природу. На ее образцах нет знака копирайта, она не имеет куратора, ее никто не модерирует. Авторство принадлежит лакановскому субъекту, который одновременно везде и нигде, который имеет исключительно гипотетическую природу — как воображаемый гравитационный центр. Есть только тысячи и тысячи стилей, которые образуют глобальную визуальную энциклопедию, библиотеку эстетических сэмплов. Поэтому неуместно говорить о вдохновении (если можно так назвать это сложное и нестабильное эмоциональное состояние), которое дарят отдельные авторы, несмотря на их персональную влиятельность в социальном графе. Настоящее долгосрочное влияние имеют стилевые метакластеры — сонмища эстетически близких аккаунтов, действующие как группы молодых художников, работающих в поле современного искусства, которые в едином порыве выходят на арт-рынок. Таковы токийские и гамбургские пленочные энтузиасты, норвежские студенты, подрабатывающие моделями, лондонские драг-квин, южнокорейские эстеты, осаждающие парижские бульвары и кафетерии. Экстатическое чувство, которое вызывает визуальный гул, производимый этими констелляциями, влечет события далеко за пределами фотографического поля. Например, перебор аккаунтов берлинских урбанистов приводит меня к творчеству Анри Лефевра, а дальнейшая «археология знания» — к порностудии Eurocreme, чеченским геям, видеопродакшну запрещенной в России ИГИЛ, и т.д., и т.п., подобно игре в ассоциации или серфингу по «Википедии».

Ослабление сил трения между различными онтологическими доменами — вот главное вдохновение и фактический итог жизненного пути фотографии, которая когда-то была искусством, а теперь превратилась, при посредстве «Инстаграма» и Apple, в эквивалент шлема дополненной реальности, стала своего рода оптическим протезом. А в царстве слепых и одноглазый — король.

Фотографии: обложка — Филипп Чевелев, Instagram