Burger
Инсайдер. Анонимный ивентор — о безответственных подрядчиках, зрелищных банкетах и молекулярном борще
опубликовано — 24.02.2016
logo

Инсайдер. Анонимный ивентор — о безответственных подрядчиках, зрелищных банкетах и молекулярном борще

Чем московские корпоративы отличаются от казанских и почему воздушные шары никогда не выйдут из моды

Герои рубрики «Инсайдер» регулярно рассказывают «Инде» о жизни и работе. Имена и детали изменены.


Представьте, что вокруг вас толпа людей, одетых по всем канонам Black Tie. Они пьют, танцуют, веселятся и фотографируются на фоне пресс-волла с логотипом Очень-Крупной-Компании-Которую-Нельзя-Называть. При этом вы на работе, и в ваши обязанности входит следить, чтобы официанты вовремя принесли десерт, не налили лишнего топ-менеджеру, который должен произносить речь в конце вечера, и чтобы шоу-балет случайно не вышел под песню, которую в Очень-Крупной-Компании по непонятным причинам считают гимном гомосексуалистов. Если на этом празднике жизни вы чувствуете себя чужим, профессия event-менеджера не для вас. «Инде» поговорил с сотрудницей агентства по организации мероприятий, которая в прошлом году переехала из Казани в Москву, и выяснил, почему лучше не иметь дел с госкомпаниями, сколько стоит вечер Веры Брежневой и надо ли отказываться от вечеринки из-за кризиса.

Профессиональные обязанности и карьерный рост

Я начинала работать в небольшом казанском агентстве. Там толком не было должностей: все пять человек в коллективе назывались ивенторами и могли сделать мероприятие от и до — придумать концепцию, составить смету, согласовать её с заказчиком, найти подрядчиков и артистов, проконтролировать ход события. Часто во время «жаркого» сезона (декабрь, когда у всех новогодние вечеринки, и период с мая по август, когда у всех свадьбы и выпускные) сотрудникам приходилось делать мероприятия в одиночку. Конечно, интереснее было брать большие сложные заказы: церемонии, PR-акции, всероссийские слёты, корпоративы для крупных компаний. Но в Казани довольно большая конкуренция, поэтому таких событий было немного. Большую часть времени мы организовывали юбилеи, среднего размаха корпоративы, свадьбы и выпускные.

«Иногда ты просто ездишь по ресторанам Москвы и ищешь такой, где в центре зала был бы большой аквариум для женщин в костюмах русалок».

В Москве я устроилась в крупное ивент-агентство, являющееся частью ещё более крупного международного пиар-холдинга. Начинать пришлось с должности ассистента и обязанностей «принеси-подай», но так как у меня уже был ивенторский опыт, я быстро выросла до помощника старшего специалиста по работе с клиентами. На ассистента вешают текучку любого уровня сложности: заказать площадку, выбрать службу кейтеринга, которая готовит вегетарианские стейки, найти поющего жирафа, костюм для слона или переводчика с хинди. Иногда ты просто ездишь по ресторанам Москвы и ищешь такой, где в центре зала был бы большой аквариум для женщин в костюмах русалок. Ещё одна обязанность, которую вешают на «малышей», — работа с договорами. У нас есть юридический отдел, с которым нужно согласовывать документы по проектам. Чтобы подписать одну бумажку, нужно потратить уйму времени, сил, эмоций и оставить за порогом веру в себя. Первое время я недоумевала: ладно бы тебе хамил клиент (от них мы привыкли выслушивать всякое), но почему ты должен терпеть такое от коллеги? Но если не умеешь терпеть и пропускать мимо ушей, долго на этой работе не продержишься. Поэтому я довольно быстро приспособилась.

Раз в несколько месяцев в компании проходит стандартная процедура оценки работы сотрудников. Ты заполняешь анкеты, пишешь про свои результаты, цели и слабые места. Потом беседуешь с начальником и с HR-специалистом. По итогам встречи тебе немного повышают зарплату, а иногда тебя ещё и поднимают в должности. Потолка можно достичь за несколько лет, но у некоторых моих коллег есть далеко идущие амбиции. Многие почему-то мечтают провести церемонии «Оскар» и «Золотой глобус». Лично я всегда вдохновлялась показами Chanel, Dior и Gucci — концепциями, выбором площадок, оформлением. Это уровень, к которому мне хочется стремиться.

Тендеры и госзаказы

По закону госкорпорации обязаны проводить тендеры на организацию дорогих масштабных мероприятий. В Москве так работают ещё и большинство крупных частных компаний. Помню, что в Казани мы часто просто не понимали, почему в тендере выигрывало то или иное агентство. Однажды мы три месяца делали глобальный проект для крупного татарстанского оператора связи: наняли дизайнеров, разработали макеты сцены, придумали сувениры. В итоге они выбрали другого исполнителя, а нам даже не заплатили. Думаю, госкомпании заранее знают, кому отдадут предпочтение, и рассылают предложения, чтобы потом просто отчитаться перед проверяющими органами. На моей памяти заказы чаще всего доставались одному довольно старому агентству, у которого даже сайта нормального нет.

«Когда я говорю: „я ивентор“, человек представляет себе клоуна, аниматора или тамаду. Но стоит назвать ведомство, для которого я проводила праздник, и отношение сразу меняется».

Все понимают, что при работе с государством никто не даёт гарантий, и даже если ты выиграл тендер, надо быть бдительными. Как-то мы замотались во время сложной подготовки к министерскому празднику и не подписали сметы. Заказчик урезал их постфактум, когда сократить расходы было уже невозможно. Мы не остались в минусе, но зарплаты пришлось уменьшить. Забавно, что, зная обо всех рисках, агентства продолжают участвовать в гостендерах. Такие заказы дают опыт и поднимают статус. Когда я говорю: «я ивентор», человек представляет себе клоуна, аниматора или тамаду. Но стоит назвать ведомство, для которого я проводила праздник, и отношение сразу меняется.

В Москве у меня мало корпоративов — в основном я организую имиджевые мероприятия по продвижению брендов. Сначала в агентство приходит бриф (короткий документ с техническим заданием, который заказчик отправляет исполнителю. — Прим. авт.), который часто сводится к формуле «мы не знаем, чего хотим, но надо чтобы было классно и как-то по-новому». Дальше наша команда устраивает мозговой штурм: пиарщики пишут концепцию, ивенторы продумывают детали, готовят смету. Когда всё готово, отправляем презентацию на конкурс. Многих казанских коллег возмущало, что тонны труда и креатива уходят в корзину. Но я не думаю, что в ближайшее время ситуация изменится и нам вдруг начнут платить за работу над тендерной заявкой. Компании привыкли бесплатно выбирать из нескольких качественных вариантов.

Клиенты и процесс согласования

Мне приятнее и легче сделать большое мероприятие клиенту, который будет с уважением относиться к моей работе, чем пресс-завтрак на двадцать журналистов для компании, которая в процессе подготовки съест мне весь мозг. Лояльные заказчики есть, но их мало — от большинства ивентору достаётся двадцать четыре часа в сутки. Самое сложное — выдержать процесс согласования. Смета всегда составляется так, чтобы её можно было резать, и заказчик с удовольствием это делает. И не только это. На портале event.ru как-то выложили пародийный ролик: якобы Нео приходит к Морфеусу презентовать концепцию мероприятия:

— Вчера я заказывал вечеринку в духе «Великого Гэтсби». Но теперь мне нужен праздник в стиле «Звёздных войн», — говорит Морфеус, он же сложный клиент.
— И как можно из Америки 1920-х годов сделать звёздную сагу?
— Вот ты мне это и скажи!

Фраза «вот ты мне это и скажи» сопровождает ивентора на всех этапах работы. Если вы думаете, что пресс-волл — это посмотрел, сфотографировался и ушёл, вы жестоко ошибаетесь. Это кропотливая работа: за каждым стоят бесконечные «логотип пониже», «логотип повыше», «логотип покрупнее». Был один сложный заказ, в котором мы согласовывали всё, вплоть до песен, под которые выходил шоу-балет. Клиент придрался к композиции It's a Rainy Day: утверждал, что это гимн гомосексуалистов. Правок по сценарию было так много, что эта как-то затерялась, и на празднике балет вышел именно под It's a Rainy Day. До сих пор помню, как стою в уголке и вижу, что через весь зал ко мне несётся клиент с красным лицом и выпученными глазами. К счастью, в итоге мероприятие всем понравилось, и ситуацию с песней замяли.

Подрядчики и форс-мажоры

И в Казани, и в Москве у меня есть свой пул проверенных подрядчиков, к которым я всегда обращаюсь: человек по свету, человек по звукотехнике, оформители, бригада для монтажа сцены. Если они заняты в нужный мне день, приходится искать кого-то другого, хотя работать с новыми людьми всегда рискованно. Однажды я организовывала открытие дома отдыха в другом городе и решила нанять местную команду. Это было мероприятие на открытом воздухе. За полчаса до прихода гостей поднялся штормовой ветер, всё стало разлетаться. Самое страшное, что порыв вырвал из земли шатёр — оказалось, подрядчик его просто не закрепил. Конструкция ударила официанта, перелетела через забор и приземлилась на территорию жилого дома. Сказать, что мы перепугались, — ничего не сказать. Подрядчиков мы оштрафовали и больше с ними не работаем. Теперь очень тщательно проверяем все крепления.

Были и менее фатальные случаи. Как-то казанский подрядчик забыл привезти на праздник пушку для конфетти. Сами конфетти привёз, а то, из чего их запускать, — нет. Заказчик заплатил за «салют» 11 тысяч рублей, поэтому обойтись без него мы никак не могли. Пришлось срочно ехать за фенами — один нашла у себя, второй одолжила у подруги. Мальчики-официанты подбрасывали конфетти вверх, а мы с коллегой с двух сторон поддували их горячим воздухом. Выглядело просто ужасно, но к тому моменту все были настолько пьяны и счастливы, что никаких придирок не было. Вообще, на мероприятиях я часто сама что-то чиню, таскаю, зашиваю и подкрашиваю — когда времени в обрез, забываешь, что ты менеджер, и идёшь делать работу подрядчика. Единственное, во что не принято вмешиваться, — кухня и работа официантов.

Самый главный враг ивентора — это дедлайн. Если у тебя адекватный запас времени, сделать можно всё что угодно. За неделю тоже многое можно успеть, просто твоя нервная система будет истощена. В Казани велик риск просто не найти площадку или ведущего в короткий срок. При этом в агентствах не принято увеличивать стоимость заказа, если клиент обратился в последний момент.

Кавер-группы VS отраслевые эксперты

Каждый раз, когда казанские заказчики просили дать хоть какую-то информацию по артисту, нужно было перерыть весь YouTube и соцсети, чтобы найти пристойное видео — без китча и снятое не на телефон. Иногда я просто говорила: «Доверьтесь, ребята классные, а то посмотрите видео и передумаете». Вообще, в Казани в тренде кавер-группы: часто заказывают «Хитобоев», которые похожи на «Волгу-Волгу» и «Ленинград», «Большой куш», которые косят под Maroon 5. Есть ещё очень крутые Miami Dance, которые теперь работают в Москве. Но их в последние годы редко заказывали — из-за цены. Кстати, татарстанские артисты часто назначают цену после того, как по каким-то своим параметрам оценят платёжеспособность клиента. Один и тот же коллектив для разных заказчиков может стоить от 35 до 160 тысяч рублей.

Из казанских трендов, которые я застала, — артисты «Голоса» и брейкдансеры Action Man Crew. Последние работают в двух составах, рубят бабло, ездят с корпоратива на корпоратив — в общем, молодцы. Ещё недавно слышала, что в Казани появились две группировки ведущих: самопровозглашённые «Топ-10» и «Топ-12». Они сделали себе сайты, заморочились с фотосессиями, выбили пару эфиров на ТВ. Самое интересное, что это сработало, особенно хорошо продаются «Топ-10».

В Москве в кризисные годы стали отказываться от артистов. Вера Брежнева, например, стоит от 45 тысяч долларов за вечер и у неё гигантский райдер. Часто клиенты хотят заказать звёздный состав Comedy Club, но, узнав цену, просят подобрать кого-нибудь подешевле (выступление одного резидента стоит не менее 20 тысяч евро). Если говорить о PR-мероприятиях, там поп-звёзды точно считаются безвкусицей и пустой тратой денег. Вместо Урганта меня обычно просят подобрать серьёзного медийного спикера: профессионала в области, в которой работает компания, имеющего пару публикаций на РБК и засветившегося по телевизору.

Тренды: декор, кейтеринг, развлечения

Пять лет назад в моде были вечеринки в духе «Стиляг», три года назад — в стиле «Великого Гэтсби». 2016-й объявили Годом кино, поэтому было много праздников, оформленных под церемонию «Оскар». Вечная тема — Джеймс Бонд. В этом году для одной компании я даже заказывала гигантский бокал мартини с купающейся в нём девушкой. Вообще-то в профессиональных кругах такое считается безвкусицей и моветоном, но заказчики были настолько весёлые и ироничные, что у них на празднике это смотрелось органично.

В Казань недавно пришли фотобудки, но в Москве это уже старая тема. Сейчас здесь популярны шлемы дополненной реальности: надеваешь очки, и мимо тебя проплывают рыбы и пробегают тигры. Ещё есть интерактивная видеосистема «МультиЭхо»: вы с коллегой встаёте перед специальной камерой, кривляетесь, и ваше изображение транслируют на множество экранов. Устраивать на презентациях продуктов модные показы со стилистами, визажистами и модельерами — любимая тема производителей техники. Думаю, дело в том, что мир высокой моды закрыт и загадочен, и с точки зрения позиционирования организовать собственную Fashion Week очень престижно.

«Сейчас будет очень простой посыл для начинающих ивенторов: людям нравится всё, что можно сфотографировать и выложить в соцсети. Просто вкусное не лайкнут, а вот красивое — обязательно».

По оформлению могу сказать одно: воздушные шары никогда не выйдут из моды. К счастью, в последнее время московские заказчики стали отказываться от самых убогих конструкций типа арок и фонтанов — теперь шарики просто раскидывают по помещению. Ушли совдеповские «юбки» на столы, появились светящиеся неоном тумбы. Канапе в прошлом, зато в тренде молекулярная кухня. Там есть эффект шоу: когда что-то искрит и пузырится, а потом оказывается, что это борщ, люди достают телефоны, начинают всё снимать и выкладывать в Instagram. Сейчас будет очень простой посыл для начинающих ивенторов: людям нравится всё, что можно сфотографировать и выложить в соцсети. Просто вкусное не лайкнут, а вот красивое — обязательно.

Кризис

Мне бы хотелось сказать, что стиль «дорого-богато» уходит в прошлое, — вроде как он из сытых нулевых, а теперь у нас кризис. Но нет: москвичи до сих пор заказывают корпоративы с дресс-кодом Black Tie и откуда-то берут деньги на аренду «Турандот» и White Rabbit. Как бы «Афиша» ни старалась доказать, что сейчас модно сидеть в кроссовках в баре, есть бургер и пить крафт, людям всё равно хочется роскоши. Многие журналисты возмущаются, когда видят, что компания зовёт их на Black Tie тусовку: «Я работать иду, а не красоваться, и вообще мне нечего надеть». Я считаю, они кокетничают: не работать они идут, а есть молекулярный борщ на халяву! Да и фейс-контроля всё равно не будет. Заказчику важно, чтобы журналист пришёл и сделал публикацию, и если он будет в кроссовках, все максимум пошепчутся за спиной, но выгонять не станут.

Однажды в Казани я проводила новогоднее мероприятие для госкомпании. Мне поставили условие: отсутствие любой информации о празднике в интернете. Оказалось, агентство, которое работало с заказчиком до нас, разместило на своём сайте фотографии с прошлого праздника. Там не был указан бюджет, но по фото можно очень многое понять. В компанию стали звонить журналисты и интересоваться, куда делись деньги налогоплательщиков. Мне пришлось попросить всех подрядчиков не распространяться о заказе. Судя по сметам, каждый год компания отмечает праздник со всё большим размахом.

«Что касается свадеб, выпускных и юбилеев — их будут праздновать всегда. У людей трепетное отношение к таким вещам: считается, что это события, которые бывают раз в жизни, поэтому их надо отметить как следует».

Есть фирмы, которые привыкли закрывать на корпоративы «Олимпийский», Stadium Live и Ray Just Arena, приглашать Scorpions (они, кстати, берут порядка 18 миллионов рублей за вечер, и это без трансфера и размещения). Такие конторы вряд ли будут ужиматься. Но более мелкие экономят, и это заметно. Хотя мне почему-то кажется, что через год-два всё вернётся на круги своя. Что касается свадеб, выпускных и юбилеев — их будут праздновать всегда. У людей трепетное отношение к таким вещам: считается, что это события, которые бывают раз в жизни, поэтому их надо отметить как следует.

Зарплата и ивенты для ивенторов

В Казани было тяжело работать из-за сезонных перепадов зарплаты. Я получала мизерный ежемесячный оклад и по 20 процентов от каждого заказа. Можно было заработать кучу денег в декабре, но жить на них приходилось до марта. Сейчас у меня фиксированный оклад 60 тысяч рублей. Для московских ивенторов это средняя зарплата.

На заре карьеры у меня часто возникало ощущение «у всех праздник, а я вкалываю». Но со временем пришло чувство радости от того, что я дарю людям эмоции. Когда на организованном тобой корпоративе топ-менеджер крупной фирмы снимает пиджак, засучивает рукава рубашки и, довольный, идёт на танцпол, понимаешь, что работаешь на своём месте.

Кстати, ивенторы сами не прочь повеселиться, и у нас тоже бывают корпоративы. Начальство периодически устраивает нам загородные выезды — с тимбилдингом, развлекательной программой и банкетом. Руководство понимает, что у нас нервная и сложная работа. У нас в агентстве даже действует негласное правило: уходить в отпуск каждые три месяца хотя бы на пять-семь дней. Мне кажется, это правильно. Без разрядки и новых впечатлений на этой работе можно выгореть слишком быстро.

Иллюстрации: Софья Караваева