Чтобы вы спросили. Десять татарстанских статуй и памятников, которые трудно понять и невозможно забыть
На следующей неделе в Набережных Челнах планируют установить скульптуру, отсылающую к городскому гербу: трехметровый челн со странной гальюнной фигурой в виде металлического лица. Месяц назад там же появился памятник челнокам, который, по задумке авторов, будет напоминать жителям о первых предпринимателях постсоветской России, «вытянувших на своих плечах разрушающуюся экономику страны». Редакция «Инде» вспоминает еще десять республиканских монументов, которые ошарашивают — эстетически или идейно — и заставляют задуматься о красоте и вечности.
Скульптуры Фазыла Шиапова в Заинске
Фазыл Шиапов — заинский художник и скульптор. Его работы разбросаны по всему городу, в основном это небольшие жанровые скульптуры («Дедушка и бабушка», «Медведица, кормящая детеныша медом», «Крокодил Гена и Чебурашка», «Тыква, запряженная мышами» и другие), напоминающие пластической наивностью Казанского кота с Баумана. Как сообщает местная газета, произведения Шиапова «наполнены добротой и смыслом», но если подтекст «Дедушки и бабушки» считывается безошибочно (семейные ценности, любовь и верность), то назначение тыквы из сказки про Золушку удивляет — ее установили по заказу местной администрации как символ «изобилия и трудолюбия заинских аграриев».
Памятник Мойдодыру в Казани
Умывальников начальник, подозрительно напоминающий превращенную в комод Мадам де ля Гранд-Буш из диснеевского мультика про Красавицу и Чудовище, появился на парковке магазина стройматериалов на Чуйкова четыре года назад. Вероятно, это была попытка остроумно промотировать гипермаркет, что не снимает вопросов к месту установки: вряд ли дети придут играть к месту продажи ванн и плинтусов, какие бы скидки на них ни выставили. Впрочем, говорят, потомкам Чуковского бронзовая скульптура петербуржца Марчело Короберо понравилась.
Камень с корабельным винтом в Зеленодольске
Булыжник в окружении зеленодольских церквей наводит на мысли о вечном так же, как камень на распутье, озадачивший былинного Илью Муромца. Но этот кусок гранита украшен пропеллером, поэтому наша задача — со звездочкой: что это, о чем, кто разрешил установку? Ищите подсказку в табличках на домах: камень с корабельным винтом расположен на улице Юности. «Нам кажется, юности нету износа, но катятся годы, как камни с откоса», — гласит надпись на скульптуре. Автор глубокомысленного послания горожанам — завод имени Горького, специализирующийся на судостроении. Годы идут, пароходы юности разбиваются о гранит вечности, а Зеленодольск все еще не Рио-де-Жанейро.
Памятник семье на набережной в Азнакаево
Год назад в честь 85-летия Азнакаевского района на набережной в райцентре открыли памятник нуклеарной семье. Первым фото металлической композиции «в стиле модерн» в «Инстаграм» запостил президент Татарстана Рустам Минниханов — в комментариях автора скульптуры, члена Союза художников РТ Расима Шарифуллина тут же назвали конкурентом Даши Намдакова (тот свое нетривиальное видение семьи воплотил у загса «Чаша»). Художественный замысел Шарифуллин нигде не комментировал — рискнем предположить, что эта скульптура о том, что для сохранения семьи надо быть гибким.
Памятник у пожарной части № 56 в Набережных Челнах
Ведомственные памятники, расположенные на территории учреждений, не предназначены для широкой публики. Главные их потребители — представители увековеченной в камне профессии, поэтому предъявлять челнинскому монументу какие-то эстетические претензии бессмысленно — главное, чтобы нравился самим пожарным. Впрочем, усатый борец с огнем, смахивающий на Супер Марио и казаков из советского мультфильма, прекрасен в своей бесхитростности — его легко можно переместить на игровую площадку любого садика, чтобы дети уже в яслях начинали грезить работой спасателя.
Скульптура «Мать Татария» в Альметьевске
Семиметровая женщина встречает жителей и гостей нефтяной столицы Татарстана на майдане, где ежегодно проходит Сабантуй. По задумке скульптора Рафаэля Агафонова, фигура дамы с заметными формами символизирует богатую землю-кормилицу Татарстана: приветственный жест правой руки говорит о гостеприимстве, светящееся солнце в левой руке — о тепле республики. За непропорциональную фигуру местные называют статую «женщина с титьками», а автор «Матери Татарии» сокрушается, что если бы ее установили на возвышении, как он изначально задумывал, ракурс получился бы совсем другой и вопросов было бы меньше.
Памятник огромной белуге в Тетюшах
Металлическая рыба на бочках кажется муниципальным наивным реализмом только тем, кто не знаком с историей края. В 1921 году рыболовецкая бригада поймала в Волге неподалеку от Тетюшей 960-килограммовую пятиметровую белугу. Тогда рыбину сфотографировали и, не думая об увековечении рекорда, съели, но спустя 92 года улову все же решили установить памятник у входа в готовящийся к открытию музей рыбы.
Монумент первооткрывателям нефти Татарии в Лениногорске
Комплекс, увековечивающий подвиг нефтяников, появился в центре Лениногорска в середине 1970-х, десять лет назад его реконструировали. В центре монумента — нефтяной фонтан. При всем уважении к труду разведывателей недр, четыре широкие пластины из нержавейки высотой 33 метра напоминают то ли пучок сельдерея, то ли палочку мисвак с торчащими в разные стороны волокнами.
Скульптуры в советско-античной стилистике в Зеленодольске
Улица Мира в Зеленодольске, начинающаяся с памятника Ленину, — идеальное место для компромисса монументальности советской скульптуры и античного культа тела в понимании зеленодольцев. 16 статуй появились здесь летом 2014-го на месте вазонов с цветами. «Красивые вещи украшают нашу жизнь, развивают вкус», — говорил глава города Александр Тыгин об обновлении сквера. Но зеленодольцы, прогуливавшиеся мимо гипсового мальчика на шаре и древнегреческой богини, прикрытой керамической простыней, только ахали при виде обнаженной груди и прикрытых фиговыми листками причинных мест. Парковые скульптуры напоминают скорее изваяния с лакшери-дачи образца нулевых, и если это была попытка изобразить Давида, то получился Давид в периоде раннего пубертата, когда смотреть на себя в зеркало совсем не хочется.
Абстрактные скульптуры на бульваре Энтузиастов в Набережных Челнах
История, конечно, не терпит сослагательного наклонения, но если бы 30 лет назад Казань не отвергла молодого скульптора, создателя Храма всех религий Ильдара Ханова, статуи неожиданных форм из смальты и бетона вполне могли появиться не в Челнах, а в столице Татарстана. В «Пробуждении» трудно уловить пробуждение, в «Эволюции» — эволюцию, а в «Ангеле-хранителе» — образ ангела-хранителя. Но в этой неочевидности, помноженной на время, пожалуй, есть что-то притягательное и космическое.