Burger
«Татарстанские short’ы»
опубликовано — 05.03.2016
logo

«Татарстанские short’ы»

Что представляет из себя татарстанское кино из первой программы короткометражек «Татарстанские short’ы»

В кинотеатре «Мир» прошла презентация проекта «Достояние республики», организованного ГБУК РТ «Татаркино» в Год российского кино. Проект стартовал показом альманаха короткометражных фильмов «Татарстанские short’ы». Программа состоит из четырёх короткометражек, каждая из которых представляет «многожанровый потенциал короткого метра Татарстана». В сборник вошли фильмы, снятые по госзаказу ГБУК РТ «Татаркино». Колумнист «Инде» Алмаз Загрутдинов посмотрел подборку и оценил будущее татарстанского кино.

«Снежинка»

реж. Гузель Султанова, 2013

Уроженка Набережных Челнов Гузель Султанова окончила Высшие курсы сценаристов и режиссёров в мастерской режиссуры игрового кино под руководством Владимира Хотиненко. Главная героиня её фильма — девочка Дуня. Она готовится сыграть на детском утреннике Снежинку. Родители Дуни не ладят друг с другом, во многом из-за весёлого, но безответственного отца, который накануне мероприятия умудрился забыть у друга платье Снежинки.
Но проблемы Дуни не только в костюме для выступления. Внезапно её снимают с роли, потому что холодная и амбициозная женщина выбивает роль для своей дочери. «Снежинку» смело можно отнести к жанру «новогоднего кино»: праздничный антураж, акцент на семье и непременное ожидание чуда. Жанр подразумевает безоговорочный хеппи-энд, который предсказуемо наступает в нужный момент.
Эпиграфом идёт история о Снежной королеве и Снегурочке, которой при помощи Снежинки удалось растопить холодный нрав королевы. Точно так же Дуне удастся совладать с холодным взрослым миром, и это вполне тянет на новогоднее чудо.

Фильм Султановой — универсальная история, лишённая локально-национальной рефлексии, подходящая для показа на федеральном канале под Старый Новый год. И это хорошо, потому что мало кому в Татарстане удаётся снимать фильмы на внутренние темы так, чтобы это было интересно за пределами республики.

«Сухая река»

реж. Алексей Барыкин, 2013

Картина может похвастаться участием в программе Short Film Corner Каннского кинофестиваля и призом Гильдии киноведов и кинокритиков «Белый слон» на Казанском фестивале мусульманского кино. Сценарист фильма — писатель Денис Осокин — такой же бренд Татарстана, как Чулпан Хаматова или Рудольф Нуриев. Но в фильме больше сценариста Осокина, чем режиссёра Барыкина, хотя бы потому, что последний менее известен.

Эпиграфом к фильму идут слова Дениса Осокина: «„Сухая река“ — это история о чистой любви как она есть». Чистая любовь разыгрывается между городским парнем и лесной нимфой. Нимфа увешана ёлочными игрушками, передвигается на лыжах и разговаривает птичьими трелями. Странную пару играют руководители «Театра.Акт», супруги Ангелина Мигранова и Родион Сабиров. История разворачивается в знакомой казанской географии (парк Урицкого, речной порт, парк Горького и собственно Сухая река), усложнённой странными ритуалами и псевдоэтнографическими символами. Саспенс в идиллические отношения героев вносит рыжеволосый дух реки, с которой случайно обвенчался герой в начале фильма. Режиссёр неожиданно втискивает эти эпизоды в жанровые клише хоррор-фильма, и в такие моменты ему удаётся взять в руки трудно приручаемый мир Осокина. А в сухом остатке фильм напоминает «Труп невесты» Тима Бёртона.

Короткометражный фильм «Сухая река»

«Хлопнул дверью и ушёл»

реж. Салават Юзеев, 2015

Лучший короткометражный игровой фильм последнего Казанского фестиваля мусульманского кино. Но наличие приза только подкрепляет возникающие вопросы. Фильм разыгран на татарском языке актёрами театра имени Камала Фанисом Зиганшиным и Ильдусом Габдрахмановым. По сюжету, два незнакомца встречаются в кафе. Мужской разговор, который логичным образом должен проходить под алкоголь, в татарском фильме проходит под чай, эчпочмаки и разнузданные баянные ритмы. При этом Ильдус Габдрахманов играет состояние опьянения, и от этого условный мир фильма окончательно выявляет свою искусственность. Салават Юзеев во многих интервью ратует за установление национальной идентичности через кино. Поэтому главный вопрос к режиссёру: «Неужели в этом и есть татарская идентичность?». Фильм, который в основе своей имеет зачатки комедии о битве полов и амбиции гайдаевской народной комедии, зависает между шаржем и лубком, а то и скетчем для журнала «Фитиль». Хотя в пользу осознанного наивного подхода свидетельствует то, что в интерьере кафе, где сидят герои, висят картины главного татарстанского художника-наивиста Альфрида Шаймарданова. С другой стороны, в фильме, где от чая герой начинает танцевать лезгинку, нельзя ничего утверждать однозначно.

«Айсылу»

реж. Рустам Рашитов, 2015

Премьера фильма с успехом состоялась в прошлом году. Сценарист и продюсер фильма Алексей Барыкин в каждом интервью говорит о необходимости создания в Татарстане индустрии жанрового кино и утверждает, что «Айсылу» — это именно оно и есть. Более того, короткометражка — это пилотная серия планирующегося сериала. Поэтому главной целью авторов было создать востребованный телевизионный продукт. Для этого использовали весь набор телевизионных клише. Айсылу — деревенская девушка-инвалид, которая прекрасно поёт народные песни. В её деревню неожиданно приезжает съёмочная группа, работающая над клипом казанской певицы. Оператор замечает Айсылу и предлагает снять клип и ей, с перспективой начала сценической карьеры.

Первая серия содержит зачатки разных сюжетных линий: любовь, профессиональная зависть, драма Айсылу из-за её болезни. «Айсылу» играет на территории дневного праймтаймового сериала для домохозяек, которыми переполнены каналы «Домашний» и «Россия-1». К слову, они тоже часто названы в честь главной героини — «Кармелита», «Ефросинья». Легко представить, что может случиться с Айсылу далее, — столкновение с миром шоу-бизнеса, козни завистниц, городская соперница за сердце принца-оператора, домогательства со стороны продюсера, аборт и наркотики. Формат телесериала позволит накручивать трагедию бесконечно.