Burger
Тройная премьера на «Инде»: лучшие фильмы внеконкурсной программы фестиваля «Рудник»
опубликовано — 22.08.2017
logo

Тройная премьера на «Инде»: лучшие фильмы внеконкурсной программы фестиваля «Рудник»

Поиски национальной идентичности, Брессон в татарской деревне и арбузный рай

На прошедшем фестивале дебютного документального кино «Рудник» кураторы выделили в отдельную внеконкурсную программу работы начинающих режиссеров из Поволжья, чтобы понять, как работают дебютанты вдали от столиц. Всего в программе участвовало семь короткометражных фильмов — фильм Дениса Платонихина «Николай и арбузный рай» получил приз зрительских симпатий. В течение четырех дней на «Инде» можно бесплатно посмотреть этот и два других, лучших, на наш взгляд, фильма программы.


«Николай и арбузный рай», реж. Денис Платонихин


Оренбургский вестерн об арбузной лихорадке в зоне рискованного земледелия

Денис Платонихин

20 лет

После школы я поступил в Казанский государственный институт культуры, но почти сразу понял, что в вузе никто не заинтересован в нашем образовании и я не стану режиссером, следуя придуманной Минкультом программе обучения. Так что после второго курса я бросил учебу и уехал в Оренбург. Сейчас я учусь на журналиста, но при поступлении честно сказал комиссии, что документальное кино меня интересует больше, чем телевизионные сюжеты.

Фильм «Николай и арбузный рай» я начал снимать в конце первого курса, когда мне было 18. Тогда от одного из преподавателей я узнал о принципах Школы документального кино Марины Разбежкиной, начал искать фильмы ее учеников, пересмотрел все ее мастер-классы и интервью. В итоге я решил снять чистый документальный фильм без использования всех тех средств манипуляции эмоциями, которые предлагает телевидение.

Герои фильма — мой дядя Николай, его родственники и друзья, каждый год на свой страх и риск сажающие арбузы в расчете на заработок, хотя их ожидания редко оправдываются. В первый раз на арбузном поле я оказался пять лет назад: мы вместе с братьями пропалывали грядки, гоняли ворон, ловили сусликов, которые в этих краях считаются вредителями. Это было незабываемое лето: каждый день был наполнен интересными историями дяди Коли и новыми для меня событиями. Уже тогда мне казалось, что эту особую реальность нужно задокументировать, но к тому моменту, когда я взял в руки камеру, реальность стала изменяться, превращаясь из комедии в трагедию, — мне кажется, это заметно в фильме.

«Туңган як» («Замерзший край»), реж. Радиф Кашапов, Ильяс Гафаров

Документальное исследование идентичности европейских татар

Радиф Кашапов

35 лет

Два года назад мы с Ильясом решили выехать в Европу, и тут же возникла идея снять картину о татарских эмигрантах. Мы написали письма в различные организации татар, кинули клич в Facebook, вспомнили старые контакты — в итоге нашлись десять героев разного возраста, профессий и бэкграунда.

По основной своей деятельности я журналист, но я расцениваю эту работу именно как кино, а не журналистский репортаж, хотя фильм, по сути, — это серия интервью. В целом я доволен получившимся результатом, хотя изначально мы хотели больше снимать людей в быту и добиваться большего надрыва. Несколько героев с хорошими историями в итоге по разным причинам не смогли сняться в фильме — это тоже обидно. Для меня это кино — не историческое обобщение о татарах, а попытка выяснить, что такое национальная общность, как люди одной нации осознают себя за рубежом, что они теряют и приобретают, отрываясь от корней, и что их заставляет называть себя татарами, даже если они не знают родного языка и культуры.

«Ноль с половиной», реж. Байбулат Батуллин

Сентиментальное признание в любви синефила-татарина великим европейским кинорежиссерам ХХ века

Байбулат Батуллин

24 года

Я окончил курс Алексея Попогребского на режиссерском факультете Московской школы нового кино. «Ноль с половиной» — моя курсовая работа, снятая еще в 2015 году. Мне нужен был интересный герой, и я подумал, что может получиться любопытная история про моего друга Айрата Шакирова — тогда он собирался поступать во ВГИК и планировал снять кино про то, как деревенский парень и киноман, мечтающий стать кинорежиссером, отправляет работы в вуз, а потом едет на очные туры. Когда я рассказывал ему свою идею, он упомянул, что собирается снять ремейк фильма Робера Брессона «Наудачу, Бальтазар». Я сразу схватился за это и предложил снять документальный фильм о том, как он снимает кино.

Стопроцентной уверенности в том, что Айрат реализует свою идею, ни у кого не было, но я все же защитил идею на питчинге в школе кино и начал съемки. На протяжении полугода я приезжал на каждые праздники к Айрату, жил у него в деревне все зимние каникулы. Я сутками молча ходил рядом с ним с камерой и, предсказуемо, я ему надоел — представьте друга, который полгода снимает вас и молчит. По-моему, эта смена настроения Айрата заметна в фильме. В любом случае я благодарен ему и его семье за терпение и гостеприимство.

Если б Айрат все-таки снял свое кино до защиты курсовой, название было бы другое. Но он не закончил фильм, а мне нужно было защитить курсовую. По-моему, он сам предложил назвать кино «0 ½». Возможно, это было тогда, когда он в очередной раз рассказывал мне про «8 ½» Федерико Феллини. Сейчас мне кажется, что в таком решении проявилась самоирония Айрата.

Полгода назад я посмотрел фильм на закрытом показе документальных фильмов в МШК. Я скорее остался доволен, чем нет, хотя, конечно, сейчас я бы что-то изменил. Но это будет нечестно по отношению к самому себе образца 2015 года.

Фильмы доступны для свободного просмотра до пятницы, 25 августа.