«Когда люди возвращаются в прошлое, они чувствуют тепло». Как «ветхий» дом Пельцама превратился в жилой музей
В прошлом году дому Пельцама исполнилось 130 лет. Деревянный «старожил», построенный на улице Волкова как доходный, застал Октябрьскую революцию, Великую Отечественную войну, переломные 1990-е. Тем страшнее было бы потерять дом в 2000-е, когда до него добралась программа ликвидации ветхого жилья. Пока одни казанцы с радостью воспринимали переезд в Азино, другие решили выступить не только за свои права, но и в защиту старого города. В рядах вторых оказались и жильцы дома Пельцама.
Отдавать здание под снос и расселяться не захотели потомки Петра Селиверстовича Антипова, получившего здесь служебную квартиру в 1934 году. Сейчас в доме Пельцама* живут его правнук Алексей с супругой Ольгой. Вместе они устраивают экскурсии, чаепития и музыкальные вечера. Семейная пара приняла «Инде» у себя в гостях, показала дореволюционные вещи и поделилась планами по расширению музея.
Алексей Прокопчик
житель дома Пельцама
Программа ликвидации ветхого жилья началась, когда я был ребенком. А в 2000-е многие дома автоматически включили в списки под снос, не разбираясь, какие из них памятники, а какие — нет. Некоторые люди с радостью переезжали, потому что жили в коммунальных квартирах. К тому же у многих домов не было ни канализации, ни водопровода, в то время как газ был практически у всех.
Кто-то не захотел переезжать, поскольку жил в отдельной квартире, — мы тоже. Противники расселения и ликвидации объединились в комитет по защите прав собственников с председателем Юрием Щегловым. Люди выступали за сохранение старой Казани в том числе. Даже митинги устраивали, я тогда ходил на них с родителями и держал плакаты.
Спустя два-три года общими усилиями удалось повлиять на ситуацию. Администрация пошла на уступки и вычеркнула из списка ветхих довольно много зданий. Моя семья и сосед Марат Зиятдинович с первого этажа боролись и впоследствии остались жить на Волкова. Две другие семьи из нашего дома все-таки переехали.
Новый облик и вторую жизнь дому Пельцама подарил «Том Сойер Фест». В 2018 году Алексей отправил электронное письмо с заявкой на участие в фестивале. Волонтеры отреставрировали парадную часть дома, а внутренним преображением и ремонтными работами в квартире занимался сам Алексей.
Алексей Прокопчик
житель дома Пельцама
Фасад был не в лучшем состоянии, покраска — разноцветной, а ворота установлены в 1990-е. Ремонтировать дом за свой счет нам было бы сложно, а «Том Сойер Фест» пришел и сделал под ключ эстетический ремонт. Дом полностью покрасили, восстановили утраченные элементы деревянной резьбы — например на наличниках. Также установили новые забор и ворота.
Посетителей дома Пельцама часто восхищает его обстановка, до недавнего времени в квартире даже проходили фотосессии. Создать интерьер, стилизованный под старину, Алексею и Ольге удалось с помощью разных вещей. Некоторые из них уже были в квартире, другие лежали без дела на чердаке, а часть унаследованы или куплены.
Так, деревянная ширма с рисунками полевых цветов на кухне, по словам Алексея, скорее всего, дореволюционная. Кажется, что вещь стояла здесь с первых дней постройки дома, но нашли ее на даче родителей Оли. Алексей заменил на ширме лишь петли, переделывать ничего не стал. Этот бережный подход прослеживается во всем — от стола, за которым бабушка хозяина делала уроки, до сохранившегося имени прадеда Петра Селиверстовича на дверце шкафа.
Алексей Прокопчик
житель дома Пельцама
Нет такого, чтобы мы брали вещи и доводили их до идеального состояния. Дверь на кухню тоже оригинальная и старинная. Сверху она была утеплена войлоком и дерматином, каждое поколение накладывало на нее свой слой материала. Когда я все это содрал, мне было жаль обшивать дверь снова. Да и смысл утеплять, если в доме установлен котел?
Обычно люди, приступая к ремонту, хотят сделать все по-новому, а [на самом деле] многое можно оставить, и выглядеть при этом будет хорошо. Я ничего всерьез не реставрировал. Наоборот, старался использовать старые элементы в квартире, чтобы они оставались функциональными и передавали дух времени.
Начищенный медный самовар определенно с этим справляется и переносит в XIX век. Он, как и кресло-качалка, принадлежал семье Оли. По преданию, бабушка Вероника Петровна нашла его на помойке. Оля тоже влюбилась в старину и теперь проводит много времени на «Авито». Среди множества объявлений она нашла стулья для гостиной, люстру в спальню и изящный пламегаситель с колокольчиком для свечей.
Ольга Прокопчик
жительница дома Пельцама
Я сама из старой двухэтажки на Некрасова, она даже старше дома Пельцама и признана аварийной. Внутри у нас не было чего-то старинного и красивого. В детстве я немного стеснялась дома, у всех ровесников были нормальные квартиры. Постоянно еще ходили разговоры о том, что здание снесут, поэтому мы не делали ремонт и жили с чемоданным настроением. В определенный момент я устала от этого. Сейчас я закрыла гештальт с обычной квартирой, пожив на Мусина. Мне кажется, любому человеку надо пройти через этап евроремонта, чтобы осознать красоту старины. Когда в этом растешь, не ценишь.
Разглядеть эстетику прошлого помогло и открытие краеведа Льва Жаржевского. В 2018 году он выяснил, что 14-й дом на улице Волкова принадлежал зоологу Эммануилу Даниловичу Пельцаму. Фамилия нашлась в списке домовладений 1910 года. Так постройка перестала быть обезличенной. Более того, до открытия Жаржевского у дома уже была своя зоологическая история — здесь жили лев, леопард и две пумы. Диких кошек бабушка и отец Алексея брали на выкармливание из Казанского зоопарка. Сейчас гостей встречает менее экзотичное, но очень доброе животное — лабрадор Лана.
Открытым для казанцев дом Пельцама стал во время пандемии 2020 года. Идею с экскурсиями подкинули сами горожане, уставшие от коронавирусных ограничений и вдохновленные постами о жизни в старом доме. Инициатива снизу пришлась по душе Алексею и Ольге.
Алексей Прокопчик
житель дома Пельцама
Мы завели Instagram*, и люди начали писать: «А можно к вам в гости на экскурсию?». Так мы и начали их устраивать — первая прошла в сентябре 2020-го. За два года в формате мало что поменялось. Если узнаю новые детали, то включаю [их в текст]. К примеру, автор телеграм-канала «Историческая Казань» Руслан Бикуев нашел план бюро технической инвентаризации 1947 года, в котором был указан владелец дома до Сельхозбанка — Александр Иванович Бережной. Я узнал, что в революционные годы Бережной был военным комиссаром Казани.
Вечера музыки и романсов тоже стали организовывать после предложения одного из гостей. Появился повод восстановить фортепиано, купленное прадедушкой в 1953 году. Вместе с прабабушкой Евдокией Платоновной и бабушкой Галиной Петровной они музицировали, играя на мандолине и гитаре. Я этого уже не застал, но слушал, как бабуля поет романсы.
Музыка для молодой семьи — тоже своего рода преемственность и дань прошлому. Оля часто музицирует и пела в церковном хоре. Среди ее родственников есть профессиональные музыканты, внуки композитора Алмаза Монасыпова. Алексей — меломан, любит романсы, блюз и джаз. А его прадедушка, Петр Селиверстович, был музыкантом без образования и играл на фортепиано, подбирая мелодии на слух.
В доме Пельцама выступают не только струнные квартеты, но и джаз-бенды вроде «МанушМануш». Ознакомительные экскурсии и музыкальные вечера — два основных вида мероприятий в доме Пельцама. Но только ими владельцы ограничиваться не планируют. В здании пустуют две квартиры, которые долгое время принадлежали городу. В этом году Алексей и Ольга открыли некоммерческую организацию под музей быта, и им безвозмездно отдали муниципальные помещения.
Алексей Прокопчик
житель дома Пельцама
Мы ищем спонсоров, которые смогут помочь в реализации проекта и сохранить дом. В нашей квартире мы бы устраивали чаепития, а музей быта откроется в двух соседних.
В квартире на втором этаже хотим воссоздать обстановку конца XIX — начала ХХ века. В другой, на первом, — антураж 1920–1940-х годов. В Казани есть музей Арбузовых, где показан настоящий быт XIX–ХХ веков. Но это большой дом интеллигенции, состоятельных людей, а хотелось бы воссоздать быт простых казанцев в небольших квартирах. Это стало бы хорошим дополнением к действующим музеям Казани.
Хочется, чтобы посетители могли все трогать и садиться на кровать. Планируется более живой и интерактивный формат. Видно, что людям не хватает такого места.
Если в доме появится музей, то и количество посетителей увеличится. Обычно на экскурсии удается записать 12 человек, а на музыкальные вечера — до 20 гостей. Когда количество желающих превышает этот лимит, Алексей и Ольга разбивают людей на две экскурсионные группы в разное время.
До ремонта квартир в задней части дома владельцам предстоит поменять венцы и выровнять лестницу. Алексей чувствует ответственность за дом с подростковых лет, сейчас он все больше уверен, что обязан его сохранить. Если с музеем быта все получится, то жилое помещение внешне тоже немного изменится, ведь со временем появляется большая насмотренность.
Алексей Прокопчик
житель дома Пельцама
После каждой экскурсии люди благодарят нас за душевность и тепло. Как я заметил, для казанцев такие дома являются их частью. Многие говорят: «У меня в таком доме жила бабушка» или «Я сам в таком доме родился». Конечно, когда люди возвращаются в прошлое, они чувствуют тепло. Нас тоже это подбадривает. Вначале я думал, что будет десяток экскурсий и интерес угаснет, но формат продолжает жить.
Когда каждый раз говорят, что у нас красиво и уютно, у тебя самого меняется отношение. Ты уже смотришь на все вокруг глазами других людей и видишь не старье, а эстетику.
Фото: Гульназ Загидуллина
*Instagram — деятельность на территории РФ запрещена