Burger
Человек дела. Тренер по корэшу — о традиции, деньгах, травмах и схватке Мейвезера с Макгрегором
опубликовано — 29.08
просмотры — 905
комментарии — 0
logo

Человек дела. Тренер по корэшу — о традиции, деньгах, травмах и схватке Мейвезера с Макгрегором

Вся правда о татаро-башкирской борьбе

Корэш (он же курэш, кураш, куряш и так далее — в зависимости от страны) — традиционный вид борьбы у тюркских народов, имеющий особое значение в Татарстане. С недавних пор соревнования по корэшу проводятся не только на Сабантуях, но и на особых чемпионатах. «Инде» поговорил с бывшим борцом, тренером и исполнительным директором Федерации корэш России Булатом Хабибрахмановым о плохом судействе, заработках спортсменов и о том, как сделать из корэша шоу.


Я пришел в корэш достаточно поздно — мне было уже 22 года. В 1998 году в первый раз стал чемпионом Республики Татарстан, на следующий год — чемпионом Кубка Урала по корэшу, потом были другие российские награды. После 15 лет соревнований и турниров моя карьера спортсмена закончилась и я стал тренировать. Сегодня я исполнительный директор Федерации корэш России.

До корэша я занимался другими видами спорта — например бодибилдингом, так что база у меня была. Но техники не было. Начал с участия в мелких Сабантуях, были результаты, побеждал — так и втянулся. К тому же корэш меня с детства интересовал: на Сабантуях боролись мой отец, братья. Плюс национальные виды спорта тогда, в девяностые, как раз начали активно развиваться.

Самый престижный турнир, в котором я участвовал, — это «Батырлар бәйгесе» («Турнир силачей») в Баскет-холле, куда собирались батыры-чемпионы со всей России. Я занял второе место. Но Кубок Урала мне понравился больше. Может быть, потому, что я там выиграл схватку с чемпионом мира из Узбекистана и занял первое место.

В международных турнирах я не участвовал — их начали проводить всего несколько лет назад. Сейчас корэш развивается, география расширяется — недавно был турнир в Париже, до этого в Татарстане был Кубок мира, где участвовали 25 стран — Иран, Азербайджан, Белоруссия, Болгария, Швеция и так далее. Это может звучать удивительно, но оттуда приезжают сильные спортсмены.

Цель корэша — уложить соперника на спину любым разрешенным приемом, не используя ноги. Поединок начинается в стойке — соперники держат друг друга за поясницу с помощью полотенца.

Прием в этом виде спорта — действие, когда борец отрывает соперника от ковра и роняет его. Это могут быть, например, броски прогибом через грудь или броски с выводом на спину. Во сколько баллов — один, два или три — оценить прием, решают судьи. Приемы, после которых соперник падает, не отрываясь от ковра, не оцениваются. Если один соперник превосходит другого на шесть баллов, поединок прекращается. Чистая победа — это когда противник оказывается на спине. В случае ничьей победа присуждается по последним баллам. Схватка обычно длится четыре минуты.

Я перестал бороться, когда травмировался — в партере вылетело плечо. Восстанавливался полтора года, для спортсмена это большой срок. Тем более что у нас в таких случаях практикуется самолечение, да еще и за свой счет. Во сколько мне это обошлось? Недорого — в 20 тысяч рублей. Теперь тренирую других и занимаюсь для себя. Участвовать в соревнованиях не позволяют ни возраст, ни должность.

Не все спортсмены находят себя после окончания карьеры, но я смог. Тут все зависит от внутреннего мира человека — чем он занят, что ему интересно, ведь не обязательно заниматься только борьбой. Кто-то уходит в бизнес, кто-то посвящает себя семье, кто-то гонится за легкими деньгами, а я хочу сделать дело, которое потом станет историей: добиться, чтобы корэш стал олимпийским видом спорта. Для этого нужно документально оформить федерации как минимум в 80 странах мира.

Если корэш станет олимпийским видом спорта, дети, которые занимаются им сейчас, будут сильнее гордиться своими генами и традициями. Я хочу, чтобы они знали, что нам не нужно придумывать что-то новое — наши деды и прадеды уже нашли стиль борьбы, где можно проявить свои лучшие качества. Это и физические способности, и духовные — стойкость, стремление к победе, благородство. Правда, сейчас на традициях акцента нет — люди видят в корэше в основном источник денег.

Корэш еще в 2005 году был национальным видом спорта — тогда он назывался татаро-башкирской борьбой. В правилах никаких различий нет, только в названии. Она развивалась в ближайших к нам республиках — Марий Эл, Чувашии, Башкортостане. Борьба на поясах — другой вид борьбы, она скорее узбекская, казахская. В итоге эти виды борьбы объединили и назвали «борьба на поясах». В ней два стиля — вольный (с подножками) и классический (без использования ног). В вольном стиле борются даже женщины.

Сейчас между борьбой на поясах и корэшем идет конкуренция. Например документальная — борьбу на поясах зарегистрировали в 2008 году, а корэш только в 2013-м. У борьбы больше аккредитованных федераций, больше борцов. Я не хочу сказать, что борьба на поясах — это легко, но все же это упрощенная форма корэша, там больше разрешенных приемов. Нам приходится работать с прогибами, опережениями, перешагом — это требует большей ловкости и ума.

Я понимаю, что наш вид борьбы не так развит на мировом уровне, как хотелось бы. Титул чемпиона мира по корэшу существует, но он неофициальный, потому что за ним не следует присвоение звания мастера спорта международного класса. Для этого надо проводить большой чемпионат мира, но у нас нет на это денег.

Сейчас ситуация странная: корэш не называют национальной борьбой, потому что его включили в реестр Министерства спорта, а туда по требованиям ведомства не могут попасть национальные виды спорта. В России много национальностей, и продвигать на уровне всей страны спортивную борьбу какой-то одной — странно. По сути это изменение — формальность, к тому же, если бы корэш был национальным видом, нашим борцам не давали бы званий мастеров спорта. Значимость корэша бы упала — проводили бы Сабантуи, и все. Так что лучше уж так.

Мы не привязываем корэш к Сабантую, но определение абсолютного батыра в борьбе на поясах — это, конечно, изюминка праздника. Если бы не Сабантуй, о корэше бы никто не знал. Хотя зрители на празднике воспринимают борьбу скорее как забаву, чем вид спорта, поэтому нам нужна реклама. Люди должны понимать, насколько все серьезно.

Вид борьбы Макгрегора и Мейвезера — это шоу, но я не могу назвать его красивым: все в крови, слюнях, брызгах. Может, это кого-то завораживает, но точно не меня. Ведь есть люди, которые любят ненависть, а есть люди, которые любят доброту. Макгрегор и Мейвезер даже при встрече демонстрируют, как ненавидят друг друга, вся реклама боя похожа на то, что двух собак спустили с цепи и они начали грызться. У нас должно быть по-другому — даже если проиграл, веди себя уважительно, уйди достойно. Не стоит все выражать эмоциональными жестами.

Что касается шоу, то его можно сделать и из корэша, немного изменив правила и взгляд на борьбу. Правила должны быть жестче, надо придумать систему, при которой схваток будет больше. При этом спорт должен не вызывать в людях ненависть, а, наоборот, возвышать их духовно. Спортсмены показывают свою силу, внутренний дух, красоту броска или любого другого приема. Когда мы смотрим прыжки с шестом и наблюдаем «фазу полета», это очень красиво. В корэше тоже есть своя фаза полета, и только начиная ценить красоту броска люди постигают этот спорт. Но оценивать это все непросто. Нам еще предстоит разработать четкие критерии, по которым можно будет уверенно сказать: вот этот — великий спортсмен.

Чтобы понять корэш, надо узнать суть борьбы, изучить ее правила. Но и этого может не хватить: в некоторых схватках приемы делаются так быстро, что их можно разглядеть только на повторе. Если хотите начать смотреть бои, лучше обратите внимание на финальные схватки чемпионата России. Отдельно советую поединки с участием Игоря Волобуева, Мусы Галямова, Артура Зулькарнаева.

Небольшой вводный видеокурс в специфику корэша

Сейчас школы судейства корэша нет, спортсменам дают мало теории. А старое поколение судей уже не настолько энергично, чтобы адекватно оценивать действия борцов. Судьи часто не советуются друг с другом и сразу сообщают решение зрителям. Зрители возмущаются, и только после этого судьи перепроверяют себя, думают, что пошло не так. Поэтому иногда результаты пересматривают прямо в процессе боя.

За год лучшие борцы зарабатывают до полумиллиона рублей. Пока ты борешься — этого достаточно, но постоянно так жить не получится.

Корэш может помочь защититься на улице, нужно просто вовремя ухватить противника. Не надо махать руками — сблизьтесь с соперником и обхватите его за корпус, чтобы не дать возможности себя ударить. Если его руки остались между вами, бить ему вас будет нечем, если только головой. А дальше просто роняете его и ломаете. В общем, если поставить друг напротив друга классного боксера и классного борца, то победит не самый сильный, а самый быстрый.

Корэш, в отличие от бокса, не считается харамом. Мы по лицу не бьем, не наносим увечья. Борьба — это в первую очередь ум, умение обхитрить соперника, и даже самый слабый может победить силача. Поэтому пусть вас не удивляет, что корэш становится частью многих религиозных праздников.

Футбол показывают по «Матч ТВ», а корэш нет, поэтому сейчас наша задача — выйти на тот уровень, когда корэш нельзя будет не транслировать по телевизору. Говорят, что футбол — самый популярный вид спорта, потому что для игры ничего не нужно, кроме мяча. Но в корэше тоже требуются только кушак и желание.

Фотографии: Антон Малышев


Комментарии — 0
Войдите, чтобы добавить комментарий
ФейсбукВконтакте