Burger
«Ничего другого»: пять работ, ради которых стоит прийти на выставку Владимира Потапова в «Смене»
опубликовано — 09.03.2023
logo

«Ничего другого»: пять работ, ради которых стоит прийти на выставку Владимира Потапова в «Смене»

Невеселые картинки

10 марта «Смена» совместно с нижегородской галереей Futuro и московской pop/off/art открывает выставку «Ничего другого». На ней более 30 живописных работ волгоградского художника и куратора Владимира Потапова будут вписаны в инсталляцию-лабиринт из советской мебели. Это не только разговор о памяти, но и поиск корней культурно-исторической идентичности современной России.

Мы поговорили с художником и узнали, что скрывается под фразой «Мне здесь ничего не показывали», написанной заглавными буквами на шкафах, о чем говорит старая мебель и какие работы сам художник считает ключевыми для экспозиции.


Выставка «Ничего другого» едет в Казань из Нижнего Новгорода. Именно там с галереей Futuro Потапов реализовал идею, которую вынашивал три года. В такой затянутости проекта он видит некий фатализм: пару лет назад экспозиция не казалась бы такой выразительной, как в 2023 году. Показав работы в Нижнем Новгороде, Потапов понял, что выставка универсальна — ее можно переносить из города в город без изменений. По его словам, она «точно описывает события, которые привели к тому, где мы сейчас» и может «помочь каждому понять первопричины всего, что происходит».

На протяжении всего творчества Потапов обращается к политическим и историческим темам. Но его искусство — не ностальгия по прошлому, как может показаться на первый взгляд. Это глубинное размышление о настоящем через вопросы коллективной памяти, дихотомии прошлого и настоящего, советского и постсоветского. Последние пять-шесть лет он пытался материализовать через художественные образы ощущение надвигающейся тревоги и выразить мысль о том, что настоящее замещается прошлым.

В экспозиции «Ничего другого» представлено 30 работ, большую часть которых составляют две предыдущие серии художника — «Внутри» и «Внутри. Дисторшн». Потапов не стал ограничиваться одним форматом искусства. Его выставка — собрание разных медиумов: живописные картины, выполненные в уникальной технике соскабливания краски, масштабная инсталляция-лабиринт из советской мебели, найденной на «Авито», работа его детей «Лес» и некоторые другие элементы. Все это сплетено в единое целое общей концепцией.

Владимир Потапов

художник

Люди хотят избавиться от тех предметов, которые были у них в домах десятилетиями и уже стали «членами семьи»: видели, как рождались дети, как умирали старшие. И вдруг у этой семьи возникает ощущение перемен, они все выкидывают. Это такое микроповедение, которое было характерно для России после распада СССР — желание обновиться. Я беру эту мебель и возвращаю людям, но уже в художественной форме. Выходит, что они не могут уйти от этой памяти. Их операция — выбрасывание мебели — говорит о забвении. А моя — возвращение — о невозможности забыть и скрыться от прошлого.

Все время действия выставки Владимир планирует снимать на видео потоки посетителей и надпись, сделанную на крышках шкафов: «Мне здесь ничего не показывали, я ничего не видел». Фраза — отсылка к Пастернаку. Когда тот прослушал стихотворение Мандельштама «Мы живем, под собою не чуя страны…», он испугался не только за поэта, но и за себя, ставшего свидетелем подобных мыслей.



Выставка «Ничего другого» в Нижнем Новгороде

Владимир Потапов

художник

Люди перестраховываются, боятся сказать что-то лишнее. Это создает раздвоенное сознание, когда на публике ты говоришь одно, а со своими, на ушко на кухне, — то, что действительно думаешь. Так было в советские времена — со страхом, что за тобой в любой момент придут. А что сейчас? История повторяется.

Говорит художник: работы, ради которых стоит прийти на выставку

Зе президент из дэд

2020–2021

Это главная работа, поэтому я всегда прошу напечатать ее на афише. Сюжет перекликается со сценой из фильма Сергея Лозницы «Прощание со Сталиным». Я изобразил момент, когда на стройке объявляют о смерти вождя.

Картина — часть серии «Внутри». Однажды я увидел, что на детской площадке все турники и горки перекрашены много раз. Вспомнил, что у меня в подъезде такая же доска объявлений, забрал ее себе и начал соскабливать краску. Я обнаружил много разноцветных слоев, по которым можно вести летоисчисление, как по кольцам у деревьев, ведь окрашивают городскую инфраструктуру каждый год. Когда ты процарапываешь семь слоев и доходишь до восьмого, ты актуализируешь прошлое, возвращаешь его в настоящее. Эта концептуальная операция мне очень понравилась. Я стал использовать исторические и частные сюжеты, чтобы показать, как прошлое замещает настоящее и как настоящее выражается через какие-то признаки прежнего политического режима.

Святой Себастьян

2018

Картина написана по фотографии. Сюжет простой: охранник уснул на стуле. Мне кажется, это очень смешная профессия. Как правило, охранники — люди без образования, которые ничего не делают, а только тупят в кроссвордах или телефоне. Я прибег к редуцированию и убрал большое количество элементов из реального кадра. Получился новый образ: такой интересный персонаж, напоминающий одновременно и какого-то мученика вроде Себастьяна, и человеческий зародыш, и парящего в открытом космосе героя. Еще я добавил охраннику вокруг головы большой ореол наподобие нимба, но не сделал его очевидным. Такое обилие элементов, надеюсь, заставит зрителя увидеть разные слои этой работы.

Одесская лестница

2017 год

Это первая большая работа в серии «Внутри. Дисторшн». Именно тогда появились графические элементы — волны в виде глитча (цифровых помех. — Прим. «Инде»). Образы я взял из «Броненосца „Потемкин“». Там есть момент, когда коляска с ребенком скатывается [с лестницы], а вокруг стрельба. Я совместил этот сюжет с образами двух женщин, которые идут по пляжу, в обычных халатах, с сумками. Это пример частного бытования, не пафосные герои или официальные фотографии, а что-то привычное, без могущества с важным раздуванием щек. Спокойное времяпровождение женщин контрастирует с драматической ситуацией, возникает напряжение.

Когда точно знаешь, счастлив или нет

2019

В этой картине я использовал те же самые приемы с глитчем. Пытался уловить баланс между волнами, вырезанными из слоев краски, и фигурами двух школьниц, написанными маслом. Так я совмещаю материальное, «живое» в виде барельефа волн, сделанного путем выцарапывания краски, и иллюзию того, чем обычно является классическая живописная картина. Одно перетекает в другое, возникает противостояние.

Народ имеет право на восстание

2018–2019

Современный сюжет: на картине Александр Габышев — якутский шаман, который в 2019 году решил пойти пешком из Якутии в Москву, чтобы прогнать оттуда Путина. На своем пути он набрал много последователей: они присоединялись и шли колонной все вместе. Новость стала вирусной — в итоге шамана задержали и поместили в психоневрологический диспансер.

Другие работы Владимира Потапова можно увидеть до 14 мая в ЦСК «Смена» на улице Б. Шахиди, 7. Выставка работает с 12:00 до 20:00 без выходных. Стоимость билета — 300 рублей.

В день открытия, 10 марта, с 17:00 до 18:00 Владимир Потапов проведет экскурсию сам. Билеты на нее также можно купить по ссылке выше.

Фото из личного архива Владимира Потапова