Burger
«Новая казанская школа»: как татарстанские художники заработали на ярмарке blazar 2024 почти два миллиона рублей
опубликовано — 18.09.2024
logo

«Новая казанская школа»: как татарстанские художники заработали на ярмарке blazar 2024 почти два миллиона рублей

Барашки, вышивка и латук татарский

С 12-го по 15 сентября в Музее Москвы прошла 5-я ярмарка молодого искусства blazar. В этом году Татарстан был выбран на ней «Регионом года» — искусство республики представлял ЦСК «Смена» при поддержке Благотворительного фонда «Татнефть». Институция привезла в Москву около 150 работ шести художников, а выручка от продажи составила 1 миллион 824 тысячи рублей — в три раза больше, чем в прошлом году. Особенно большим спросом пользовались работы Зухры Салаховой и Надежды Риговой — керамических барашков последней полностью распродали уже в день предпоказа.

«Инде» поговорил с участниками blazar из Татарстана о результатах ярмарки, развитии современного искусства в Казани и республике, а также источниках вдохновения.



Артур Голяков

художник, куратор выставочной программы Центра современной культуры «Смена», сооснователь кураторского коллектива Plague

На протяжении всех дней ярмарки самым распространенным комментарием про наш стенд была шутка про Курбан-байрам, связанная с обилием керамических скульптур в виде барашков и козлят от художницы Надежды Риговой. Все работы мы привезли с ее недавней первой персональной выставки «Почему люди бросают кроликов?» в «Смена Галерее».

Для нас было важно закрепить прошлогодний успех продажи всех работ Зухры Салаховой, показать, что это не единичная случайность, а последовательная работа с автором. Все вышло по плану и даже более: хоть мы и подготовили теперь больше работ Зухры, все равно их оказалось недостаточно, чтобы удовлетворить возникший спрос. В первую очередь он связан с тем, что в прошлом году работы Зухры попали сразу в три важные коллекции: Антона Белова, Пьера Кристиана Броше и Андрея Малахова. Для многих покупателей это стало важным ориентиром. Также мы представили свежие имена, новую казанскую художественную школу, формирующуюся отчасти экспериментальной лабораторией для художников из Казани и Татарстана «Смена Лаб» и открывшейся в декабре «Смена Галереей», нацеленной на работу с молодыми художниками из региона.

Одним из центральных событий ярмарки стала дискуссия «Молодость древней земли: как новые культурные проекты меняют Татарстан и представления о нем». В беседе, которая прошла 12 сентября, приняли участие директор Института развития городов РТ Наиля Зиннатуллина, сооснователь ЦСК «Смена» Кирилл Маевский, а также архитектор Петр Сафиуллин. Татарстан сегодня — регион с активно развивающейся культурной средой, где стремительно появляются новые художественные проекты и творческие объединения. Интерес к нему усиливается благодаря ярмарке «Размером с книгу», которая недавно состоялась в Казани. Это первая волжская ярмарка современного искусства, которая знакомит зрителей с местными художниками. Такие проекты помогают привлечь внимание к культурной жизни региона, способствуют поддержке молодых авторов и формируют новое представление о Татарстане на карте современного искусства.

Сейчас мы хотим создать интерес к коллекционированию и поддержке локальных авторов из республики через продажу тиражной графики и недорогих произведений искусства молодых художников. Демократичные цены на работы позволяют практически каждому посетителю ярмарки унести что-то домой. Надеемся, для некоторых покупателей это станет началом формирования их собственной коллекции. И, возможно, из хобби она перерастет в дело всей жизни.

Надежда Ригова

художница

Я привезла на blazar керамику, связанную с темой жертвенности и милоты, воплощенную в образе маленьких барашков. Это не про жестокость мира и не про то, что мы едим мясо. Скорее я задаю себе вопрос: почему многие вещи, естественные для живых существ, мы не хотим до конца принимать? Есть люди, которые говорят: «Нет, нельзя убивать животных». Тот же лев не страдает от убийства зебры. Любое другое живое существо, которое делит с нами эту планету, некритично относится к тому, что оно чувствует. Почему мы вообще не готовы принять себя такими? Думаю, это хорошо, потому что дает выход на нечто большее, чем биологическое, природное. Мне хочется указать на этот конфликт.

Я начала свой путь в искусство с детства, как, наверное, и многие. Мне очень нравилось лепить из пластилина, и в комнате стоял большой стол, весь заваленный им. Потом окончила Казанское художественное училище, а дальше встретилась со «Сменой» — наверное, теперь я полноценный художник. К керамике пришла постепенно. Решила выбрать материал из-за его доступности и потому, что у меня просто есть возможность обжигать работы.

Сейчас интересуюсь стеклом. Мне интересно делать из него скульптуры. Есть такая новая техника — вакуумного выдувания. Планирую попробовать работать в эту сторону. Хочется рассказать про цвет и форму через свою скульптуру так, как я это чувствую и понимаю.

Зухра Салахова

художница

Blazar — это просто ярмарка, в ней участвовала «Смена», и они позвали меня. Я немного забылась и в августе, когда надо бы подавать работы, сделала новые. [Привезла] в основном миниатюрные вышивки и некоторые живописные поиски.

Моя мама выбрала мне профессию в детстве. Мы почти каждые выходные ходили на выставки, она выписывала мне журнал «Художественная галерея» и покупала альбомы по изобразительному искусству. Я всегда занималась в каком-нибудь кружке до того, как пошла в художественную школу. В восьмом классе мама оплачивала частные занятия по лепке и мотивировала меня пойти в художественное училище. Этому всегда было уделено так много внимания, что у меня не было момента критически отнестись к выбору профессии.

Текстиль тоже всегда был со мной — мама раньше работала швеей. Большая часть моего гардероба сшита ею, она делает потрясающие вещи. С детства помню машинку, оверлок, кипы красивых тканей, выбор текстиля в магазине, у нее очень утонченный вкус и чувство цвета.

Сейчас я в первую очередь сосредоточена на живописных работах и планирую отливать стекло. К сожалению, летом не попала в стекольную резиденцию — надеюсь, все срастется в следующем сезоне. К татарским сюжетам обращалась лишь однажды: вставила вышивки в свою детскую книгу сказок. Последние несколько лет я осознанно стараюсь избегать национальной темы в работах, но меня все равно называют татарской художницей.

Планов очень много, но моя текущая задача сейчас — большая сольная выставка, которая откроется в октябре.

Нурия Нургалиева

художница

Рисовать я начала с самого детства, а заниматься искусством — только полтора года назад, после открытия лаборатории в «Смене» для молодых художников под кураторством Артура Голякова и участия в мастерских ЕS Gallery. Хотя еще в университете я поняла, что не хочу заниматься архитектурой, и искала себя в фотографии, иллюстрации, анимации, образование повлияло на мой вкус. Я привыкла к минималистичным вещам. Мне нравится, например, брутализм в архитектуре и что-то ограниченное простыми формами.

На blazar я привезла в основном [экспонаты] с моей персональной выставки в «Смене» — «Извини, извини». По большей части они выполнены акрилом по стеклу. Еще были небольшие стерео-варио-работы (в которых изображение меняется в зависимости от точки, откуда на них смотрит зритель. — Прим. «Инде»), специально созданные для ярмарки. И большое синее акварельное полотно с резиденции MaxArt в Перми.

Кажется, современное искусство в Татарстане только начинает созревать. Я вижу, что за последний год современные художники появились и в Казани, и в республике — раньше такой активности как будто не было.

Таня Бронникова

художница

[Раньше] я не думала об искусстве: мне просто нравилось экспериментировать с разными техниками. Поняла, что больше всего люблю фотографировать, вышивать на кадрах и генерировать в нейросетях. Эти три подхода вместе хорошо сработали. С ними я впервые почувствовала, что делаю что-то интересное.

За blazar следила давно, и в этом году «Смена» предложила мне поучаствовать — от такой возможности сложно отказаться. На ярмарку привезла работы из серии Stitching Walls, в которой я вышиваю на фотографиях разных стен. Еще одна работа — вышивка поверх генерации. Я просто рада своему участию, потому что для меня это первый опыт, и сравнить его пока не с чем.

После blazar настраиваюсь на персональную выставку в Казани и надеюсь, что она состоится в конце этого года. Мне нравится, что в городе поддерживают молодых художников: здесь хорошие условия для появления искусства со своим характером. Интересно посмотреть, что из этого выйдет. Кроме того, захотелось больше общаться с иностранными художниками и планировать совместные проекты с ними. Например, сделать совместную выставку с одной художницей в Торонто, но это очень затянулось.

Зульфия Илькаева

художница

Я окончила архитектурный университет, и мне всегда было интересно работать с пространством. В Набережных Челнах вместе с командой UrbanTatar я занималась исследованием города. Поняла, что мне это нравится, и переформатировала свою деятельность в искусство: одной из моих первых работ стала инсталляция для выставки в «Смене» «Кажется, будет выставка в Казани: Хождения по краю». Я сделала звуковую инсталляцию с историями про ЗЯБ — рабочий поселок в Челнах, построенный вокруг завода ячеистых бетонов. Когда предприятие обанкротили и захотели снести, мы с командой начали привлекать внимание к нему. Инсталляция была посвящена нашим исследованиям.

На blazar привезла только одну серию работ. Она называется «Карурман». Это живописные работы с растениями, которые ученые назвали «татарскими»: латук татарский, жимолость татарская и другие. Все они сделаны в виде гербария и вписываются в формат А3. Это начало большого проекта о «Черном лесе» — том самом «Карурмане», который татары представляют как образ иного мира.

Современное искусство в республике развивается, и не только в Казани, что меня радует. Я всегда идентифицирую себя как татарстанская и челнинская художница — меня интересует история Челнов. А еще являюсь куратором «Дебаркадера-30». Это новая культурная площадка в Набережных Челнах — мы открылись только в апреле этого года. И мне важно развивать на ней искусство и Татарстана, и Прикамья.

Для этого после первой выставки мы запустили лабораторию для молодых челнинских художников, куда отобрали десять человек. Целый месяц разговаривали, дискутировали, приглашали других спикеров и потом сделали выставку. Мне было важно, что я им показала базовые вещи: к примеру, как составить портфолио. Один из художников, Дима Куркин, даже попал в школу документальной анимации «Рудник», который «Смена» проводит в Свияжске. Рада, что он через нашу лабораторию понял, как важно дружить с институциями. И вот уже подается, участвует и приезжает с классным опытом.

До конца сентября я работаю в резиденции «Смены» и фонда «Сфера». В ноябре мы сделаем групповую выставку.

Саша Шардак

художник

Я начал свой путь художника, наблюдая за родителями в детстве. Повторял за ними, копировал картинки других авторов, пошел в художку. Каждое учебное заведение дало мне свою базу. Художественное училище — академизм, основы цвета и композиции. Британская высшая школа дизайна — специализацию на узком профиле, где я научился верстке и информационному дизайну. «Свободные мастерские» — теорию о новейшем искусстве, которая до сих пор служит для меня источником вдохновения. В Школе Родченко я учился собирать проекты как художник и подавать их.

О blazar я знал давно. На ярмарке представили мои работы из проекта «9/0», а также несколько внеконцептуальных работ начала 2024 года. Вскоре у меня запланирован еще один выставочный проект в Национальной библиотеке, связанный с творчеством художественной династии, к которой я принадлежу. Кроме того, я хочу поэкспериментировать с новыми медиумами и создать работы, отличные от предыдущих. Хоть у меня уже есть опыт работы со звуком, планирую глубже исследовать этот аспект в своих работах.

Современное искусство в Татарстане переживает расцвет, и художники выбираются к участию в столичных выставках. Все они по-своему интересны. В последнее время я сосредоточился на идее, иногда отводя на второй план материалы и исполнение, нашел удобный способ работы. Я уже наэкспериментировался, что-то нашел, и мне хочется двинуться дальше.

Обложка: Таня Бронникова; фото предоставлены ЦСК «Смена»