Burger
«Всем не хватает профессионалов в области искусства». Гид по частным художественным галереям Казани от «Инде» и Дины Ахметовой
опубликовано — 23.03.2018
logo

«Всем не хватает профессионалов в области искусства». Гид по частным художественным галереям Казани от «Инде» и Дины Ахметовой

На что смотреть у Славы Зайцева, в «Окне» и кальянной 1st Gallery Lounge

Больше всего частных галерей в Казани было в 1990-е — после почти полного исчезновения цензуры культурные институции в городе открывались одна за другой. Правда, подавляющее большинство не дожило до 2000-х из-за отсутствия стратегии развития и, что важнее, недостатка финансирования. Тем не менее в городе до сих пор есть места, где не только выставляют картины на продажу, но и пытаются формировать собственную культурную повестку. Вместе с искусствоведом Диной Ахметовой «Инде» обошел девять казанских галерей* — Дина прокомментировала их выставочную политику, а журналисты «Инде» описали впечатления от увиденного.



*«Инде» решил не включать в текст описание галереи «Парк культуры», потому что из трех попыток попасть туда успешной была только одна — большую часть времени выставочный зал в «Ривьере» закрыт без объяснения причин. Скажем лишь, что галерея работает меньше года и за это время там прошли выставки печатной графики Сальвадора Дали и (почему-то) неизвестных в Казани художников из Крыма (групповая выставка), Краснодара (Александр Саидов) и Оренбурга (Леонид Пронченко).

Дина Ахметова

искусствовед

В начале 1990-х в Казани случился бум открытий художественных залов, клубов, галерей — частная инициатива наконец-то вырвалась на волю и зацвела пышным цветом (можно, например, вспомнить культовую фотогалерею «Волга» в подвале на Баумана; 25 лет назад там снимали кино, проводили выставки и вечеринки, а Виктор Тимофеев делал первые, казавшиеся скандальными работы в жанре боди-арта). Впрочем, почти все институции той волны не дотянули до 2000-х. В последние годы в городе продолжают открываться галереи, но отсутствие арт-рынка, искусствоведческих кадров и минимальное количество коллекционеров не способствуют развитию этого бизнеса.

В Казани есть несколько художественных салонов, где живопись продается, но наша цель в этом материале — провести анализ галерейного дела. Речь пойдет о местах, в которых проводится некая культуртрегерская политика — где работают с художниками, устраивают выставки и связанные с ними мероприятия.

Под вывеской «Эбиволь» работает несколько проектов — два выставочных зала (один на первом этаже, второй на антресолях), ателье, мастерская национальной одежды и сувениров, чайная лавка. Основной зал отдан под выставку изделий мастеров галереи: сувениров и ярко декорированных национальных костюмов для выступлений и встреч официальных делегаций. В шкафах — керамика Натальи Пилюгиной (Казань), сумки и пояса ткачихи Анны Стычевой (Алексеевск), национальные головные уборы и куклы в национальных костюмах мастера декоративно-прикладного искусства Флюры Калмурзиной. Все это, собранное хаотично в одном пространстве, оставляет гнетущее впечатление выставки народных промыслов на «Казанской ярмарке». На антресолях — экспозиция предметов городского и деревенского быта конца XIX века с неожиданными вкраплениями из современного мира (что там делают советские куклы или журналы для декораторов, неясно). На столе — самовар и кудельки для изготовления кружев, готовые скатерть и воротничок. Ткацкий станок увешан полотенцами, а стены украшают тканые дорожки и зеркала в праздничных рамах (вопрос, почему все это собрано в одном месте, не отпускает).

Самое концептуально стройное пространство в «Эбиволь» — это чайная лавка. Она отделена от общего зала на первом этаже стеклянной стеной и дверью, обставлена антикварными буфетами, сундуками и столом XIX века. Если дорогие национальные сувениры для очень важных гостей — не ваша сфера интересов, в галерее вас заинтересуют разве что относительно широкий ассортимент чаев и мастер-классы по живописи и вышивке.

Дина Ахметова

С одной из самых старых галерей Казани — «Эбиволь», существующей года этак с 1996-го, — меня связывает личная история. В 1999 году мы с группой художников (Натальей Бенинг, Татьяной Лярсон, Виктором Тимофеевым, Ильгизаром Хасановым) и фотографов (Евгением Балашовым, Андреем Богдановым) провели здесь выставку «Живопись и фотография» на тему «Унисекс» — о визуальном и духовном равенстве мужчин и женщин. Тогда в городе даже случился скандальчик из-за «обнаженки» — кажется, кого-то из журналистов возмутил расхристанный стиль изображения на работе Тимофеева. За политику галереи в те годы отвечала искусствовед и писательница Светлана Колина, и это было место, вокруг которого клубился местный андеграунд. А основала галерею Татьяна Вениаминовна Забегина — ныне член Общественной палаты Республики Татарстан, заместитель председателя правления Торгово-промышленной палаты РТ (возможно, ее пост — один из результатов общественной деятельности «Эбиволь»).

По форме организации «Эбиволь» — ООО, в составе которого постепенно сформировались ателье, салон-магазин, мастерская национальной одежды и сувениров «Алтын ай», некоммерческая художественная галерея и чайная лавка. Среди мастеров, постоянно сотрудничающих с «Эбиволь», больше прикладников, чем живописцев. В 2011 году на базе галереи оформился благотворительный фонд «Родники мира» (миссия: помощь выпускникам детских домов, многодетным матерям, беженцам и детям-инвалидам). В фонде есть должность главного художника, которую занимает Елена Титова — помимо этого она частично отвечает и за художественную деятельность галереи. Именно она оформила чайную лавку под уголок купеческого дома и выставочное пространство под музей вышивки (сейчас заменяет временные выставки в «Эбиволь»).

За 20 лет существования в «Эбиволь» сформировалась постоянная коллекция из произведений выставлявшихся здесь художников. Но в последнее время выставок современных авторов в галерее почти не проводится, что можно объяснить недостатком интересных проектов (частая проблема для Казани).


Адрес:

ул. Парижской Коммуны, 20/37

Время работы:

ежедневно с 10:00 до 18:00

Вход:

свободный

Телефон:

+7 (843) 293-00-21

Сайт

«ВКонтакте»

«Ак Барс галерея»

Фото: akbarsgallery.ru

Вход в галерею главного банка Татарстана зажат между боковым входом в ТЦ «Родина» и заездом на подземную парковку. За пластиковой входной дверью — типовая офисная проходная с каморкой консьержа (он непременно спросит, куда и зачем вы пришли, — посетители здесь редкость), гардероб и туалеты. Интерьер галереи чем-то напоминает головной офис «Ак Барс банка»: на первом этаже — белые стены, на втором их дополняет декор из серого мрамора и хромированного металла. Но не дайте морально устаревшему хай-теку вас обмануть: внутри, по крайней мере сейчас (журналист был в галерее в марте 2018 года. — Прим. «Инде»), действительно интересная выставка. «Повесть и чудеса… явления образа, иже в Казани» — впечатляющее собрание икон XVI−XX веков с изображением Казанской Божьей Матери. В экспозиции — работы, представляющие разные иконописные школы, иконы старообрядцев и, пожалуй, самый впечатляющий экспонат — так называемая народная икона анонимного художника-самоучки. Все произведения — из частного собрания (не имеющего отношения к банку), но сотрудники галереи наотрез отказываются называть фамилию коллекционера. По их словам, выставка продлится до осени, хотя сроки могут в любой момент измениться.

Дина Ахметова

К декабрю 2005 года на стенах офиса «Ак Барс банка» скопилось столько картин, что банк зарегистрировал дочернее предприятие — ООО «Ак Барс галерея». На сайте галереи сообщается, что в коллекции более 300 «великолепных предметов искусства», среди которых русская живопись конца XIX — начала XX века, советского и современного периодов. Галерея обладает довольно интересным собранием пейзажей известных советских художников-реалистов (Петра Вильямса, Петра Кончаловского, Юрия Кугача, Павла Радимова, Георгия Нисского, Георгия Ряжского и др.), современных российских и татарстанских живописцев и мастеров декоративно-прикладного искусства (помимо картин в коллекции — часы, эмали, скульптуры из бронзы, фарфора, стекла). Подбор коллекции — салонная живопись (в основном пейзажи и натюрморты), то есть то, что пользуется очевидным спросом. В 2012–2013 годах при участии фонда «Русское современное искусство Цюрих» и московской Veresov Gallery «Ак Барс галерея» приняла у себя знаменитых художников из Москвы — Татьяну Назаренко, Митю Тугаринова, Люсю Воронову — и Санкт-Петербурга — Хамида Савкуева, Николая Блохина, Арсена Курбанова. Выставки здесь нерегулярны и состоят, как правило, из фондовых вещей (или представляют отдельных художников).


Адрес:

ул. Баумана, 44/10-8

Время работы:

понедельник — пятница с 10:00 до 19:00, суббота — воскресенье с 11:00 до 19:00

Вход:

200−300 ₽

Телефон:

+7 (843) 292-50-56

Сайт

ЦСК «Смена»

Центр современной культуры «Смена» включает галерею, лекторий и книжный магазин (а еще здесь базируются магазин пластинок «Сияние» и кофейня «Диван»). Пространство открылось в декабре 2013 года и с тех пор не прекращает выставочную и лекционную деятельность. Прямо сейчас в галерее работает выставка «Школа 1,5 × 1,5» краснодарской арт-группировки «ЗИП». После масштабного обновления пространства в 2016 году на первом этаже «Смены» появилась микрогалерея. Приставка «микро» вполне оправданна: около 40 малоформатных работ казанских художников висят на стене занимающего часть первого этажа шоурума дизайн-студии Qullar в окружении комнатных цветов, деревянной мебели и запаха свежесваренного кофе (соседи Qullar — кофейня Divan Coffee). Работы самых известных казанских художников (Ильгизара Хасанова, Олега Иванова, Вадима Харисова, Николая Рябова, Лены Грызуновой, Романа Колесова и др.) легко принять за постеры из интерьерных магазинов, которыми обычно завешивают стены в кофейнях и антикафе. По словам директора «Смены» Роберта Хасанова, главная цель микрогалереи — сделать искусство максимально доступным и популяризовать коллекционирование (цены на многие работы ниже установившихся на арт-рынке). Пока кажется, что галерея проигрывает в борьбе за внимание посетителей огромному книжному магазину «Смены».

Дина Ахметова

Галерейная составляющая «Смены» — регулярная выставочная деятельность. Первым опытом стала выставка Николая Копейкина — громкий аванс на будущее и ударный рекламный ход, который себя оправдал. За четыре года здесь выставлялись Александра Паперно, Павел Отдельнов, Алексей Васильев, Николай Онищенко, Сергей Сапожников, Кирилл Гаршин, Арсений Жиляев и другие. «Смена» наладила тесные связи с крупными российскими институциями — например с музеем современного искусства «Гараж» и галереей «Триумф» — и регулярно привозит лучших гуманитарных спикеров страны. Присутствовал в галерейной политике «Смены» и казанский контент (выставки местных художников-абстракционистов, Ильгизара Хасанова, Виктора Тимофеева), однако местных авторов немного — увы, эта поколенческая беда затронула все художественные институции города. Остается надеяться, что наличие в городе живых креативных пространств пробудит молодых художников, сподвигнет их на создание интересных и качественных проектов.

Слабое место «Смены» — отсутствие постоянной коллекции, которая могла бы собраться за годы работы и стать срезом искусства 2010-х годов. И это объяснимо: галерея выживает в основном на частные средства, которые лишь иногда дополняются субсидиями от города на организацию книжных фестивалей (впрочем, в 2018 году ЦСК стал стипендиатом музея современного искусства «Гараж»). В целом «Смена» для города — катализатор развития и популяризатор современного искусства.


Адрес:

ул. Б. Шахиди, 7

Время работы:

ежедневно с 12:00 до 21:00

Вход:

100−300 ₽

Телефон:

+7 (843) 249-50-23

Сайт

VK

Facebook

Black & White Gallery

Галерея Black & White искусствоведа и художницы Гузель Файзрахмановой расположилась на первом этаже жилого дома на Тихомирнова, 7. Бывшая двухкомнатная квартира превратилась в пространство с выставочным залом (для картин и фотографий используются также стены коридора) и личным кабинетом хозяйки. Гузель — владелица, куратор и единственный сотрудник (не считая волонтеров, которые помогают ей при подготовке выставок) галереи. В соответствии с названием, стены в Black & White Gallery монохромные. Декор минимален — ничто не отвлекает от выставленных работ. Здесь, как и в ЦСК «Смена», установлен профессиональный свет, благодаря которому картины (в начале марта это были рисунки собственного проекта Файзрахмановой «Дружок, Фунтик и компания») выглядят самым выигрышным образом — без теней и бликов стекол. Пока место кажется пустоватым: в дни открытия выставок здесь можно застать шумную компанию художников, студентов худучилища и КГАСУ и просто людей, интересующихся искусством, в остальное время велика вероятность быть единственным посетителем. Впрочем, в этом есть свои плюсы: можно спокойно рассмотреть картины и пообщаться с Гузель.

Дина Ахметова

Выставочная политика галереи изначально основывалась на том, чтобы представить художников не из Казани — местные мастера и так имеют в городе свои площадки. Первой выставкой Black & White Gallery в 2013 году стала презентация проекта «Погружение» екатеринбургского художника Владимира Селезнева, в следующем году был представлен проект «Частная луна» московского мастера Леонида Тишкова (графика, видео). После перерыва в 2017 году Гузель представила собственный проект «Дружок, Фунтик и компания», цель которого — продажа постеров и открыток с изображениями собак (Гузель — зоозащитник; все собранные средства идут на помощь приютам для животных). Анималистическую линию продолжила открывшаяся в конце 2017 года выставка казанской художницы Лены Грызуновой «Антропоморфы» — «о зверочеловеках или человекозверях». Совсем скоро откроется выставка фоторабот Евгения Канаева (мастер тоже любит наблюдать за собаками). Деятельность галереи пока не регулярна, но хозяйка пространства — человек трудолюбивый и говорила о планах активизировать работу. Сейчас к выставке в Black & White Gallery готовится молодой художник Гузель Гарипова.


Адрес:

ул. Тихомирнова, 7

Время работы:

среда и суббота с 17:00 до 19:00 по предварительной договоренности

Вход:

свободный

Телефон:

+7 (917) 263-34-10

Facebook

Галерея Славы Зайцева

Галерею имени себя казанский художник Слава Зайцев основал в июне 2016 года. Недавно она переехала из ТЦ «Республика» в ГУМ — теперь выставочный зал представляет собой небольшую, но просторную комнату с белыми стенами. В соцсетях галереи указано, что Слава Зайцев лично встречает гостей и проводит экскурсии, но если во время вашего визита художника не окажется на месте, в одиночку и без разговоров обойти всю экспозицию можно за 10−15 минут. В экспозиции более 70 работ. Художник не пишет красками, а использует обрывки журналов, песок, землю, специи, соль, крылья бабочек и другие нетипичные материалы. Например, серия картин «Железный зоопарк» сделана из металлических скоб; изображения животных едва можно отличить от карандашной графики. Самая большая картина серии — двухметровое изображение медведя (на ее создание у художника ушло почти четыре месяца и около 200 тысяч скоб). Будете в галерее — обратите внимание на портреты Льва Толстого и Габдуллы Тукая, сделанные из печатных штампов. Но абсурдистский гвоздь коллекции — изображение Владимира Путина, которое создают сами посетители, оставляя личную подпись.

Дина Ахметова

Работы Славы Зайцева, выглядящие как классические произведения, при ближайшем рассмотрении оказываются выполненными из неожиданных материалов: сухих листьев, земли, песка, мебельных скоб или обрывков глянцевых журналов. Помимо того что это выставочный зал, художник использует его как мастерскую, где работает сам и приобщает к творчеству зрителей. Судя по многочисленным отзывам на TripAdvisor, Слава Зайцев нашел удачный подход к интерактивному взаимодействию с посетителями галереи «имени себя».


Адрес:

ТЦ «ГУМ», 4-й этаж, ул. Баумана, 51

Режим работы:

ежедневно с 10:00 до 22:00

Вход:

взрослым — 400 ₽, студентам — 300 ₽, пенсионерам — 100 ₽, детям — 50 ₽ (до 6 лет бесплатно)

INK Gallery

Галерея INK открылась в декабре 2015 года. INK — творческий псевдоним Игоря Калинаускаса, художника, писателя, практикующего психолога, певца и театрального режиссера. Создатели этого небольшого выставочного пространства недалеко от Лядского садика, супруги Николай и Ляйсан Цветковы, — поклонники его творчества. Сейчас в галерее можно посмотреть его «видеоинсталляцию в 3D-формате полиптиха» — проще говоря, оцифрованные анимированные картины, которые показывают на восьми плазменных телевизорах, расположенных по периметру зала; называется все это «Мистерия времени». Творчество художника — абстрактное, беспредметное и, по словам Лейсан Цветковой, посвящено «безграничному внутреннему потенциалу человека» (а задача галереи — раскрыть его).

В галерее две зоны: главный зал и комната для мастер-классов и встреч. В главном зале зашторены окна, так что выставка Калинаускаса проходит в полумраке. Загадочности добавляет звучащая на фоне запись выступления дуэта вокальной импровизации Игоря Калинаускаса и Ольги Ткаченко Duo Zikr. Здесь же выделена маленькая комнатка, в которой крутят зацикленный «кадр Тарковского» — крупным планом изображены руки художника, моющего кисти. Калинаускас не дает аннотаций к своим работам — по его замыслу, каждый должен увидеть в них собственный смысл. На выходе посетителям дают послушать аудиозапись с отрывками из книг и лекций художника о типах отношений человека с собой, обществом и миром и предлагают приобрести его диск или книгу. В общем, приключение на любителя.

Также в галерее проходят мастер-классы по живописи и лекции об искусстве. В планах Ляйсан — проводить здесь еще и уроки английского.

Дина Ахметова

Хозяйка зала Ляйсан увлечена искусством метафизического характера и считает, что творчеством могут заниматься все, независимо от возраста и образования. Это и определяет политику галереи. Кроме Игоря Калинаускаса здесь показывали живописное и графическое творчество архитекторов, молодых, начинающих и уже со стажем художников — например Алексея Цыбисова и Александра Простова-Покровского. Иногда в программе появляются творческие встречи с художниками и мастер-классы. В целом выставочной политике галереи не хватает системности и регулярности.


Адрес:

ул. Муштари, 19

Режим работы:

попасть в галерею можно, созвонившись с ее хозяйкой: +7 (917) 235-59-98

Вход:

свободный

«Окно»

Журналист «Инде» не смог попасть в галерею, потому что ее реальные часы работы не соответствуют указанным на сайте и в соцсетях. Охранник Казанской ратуши (там расположена галерея) подтвердил, что график у «Окна» вольный, и сказал, что мы не первые, кому приходится ждать у закрытой двери.

Дина Ахметова

Галерея «Окно» — совместный проект творческой группы «Окно» (издатель казанской «Собаки» Диляра Байчурина и креативный директор издания Рая Сардаева) и Казанской ратуши. Ее появление было вдохновлено деятельностью самарского онлайн-проекта «Арт-Мост» — на первых порах сотрудничества казанские владельцы часто представляли наших художников в Самаре (мне довелось побывать на одном из таких событий в Самарском областном историко-краеведческом музее им. П.В. Алабина, погордиться за казанцев и удивиться радушному приему самарцев). Первые пара выставок «Окна» прошли на территории галереи «Ак Барс», а через год галерея обрела постоянную площадку в Казанской ратуше (первая выставка, «Коллекционные открытки», прошла там в 2016 году). По задумке организаторов, помимо постоянно действующей выставки-продажи работ татарстанских художников здесь должны проходить выставки авторов из России и зарубежья (заявленная на сайте периодичность — не менее раза в два месяца).

Пока основной контент выставок — казанский, и это выгодно отличает «Окно» от других местных галерей. Еще создатели «Окна» сами придумывают проекты — иногда удачные, иногда нет — и объединяют под них художников. Сейчас вокруг галереи образовался круг мастеров, вдохновленных идеей собственной творческой востребованности. Большой плюс и в том, что «Окно» работает с молодыми неизвестными художниками. Так, 8 февраля в ратуше открылась выставка «Другое время», на которой представлено более 20 начинающих казанских авторов.

Галерея работает на самоокупаемости, поэтому продает выставляемые картины, графику и сувениры. Конечно, из-за этого несколько страдает развеска картин — в почти шпалерном духе, очень плотно; с другой стороны, нельзя недооценивать важность коммерческой составляющей. Помимо выставок галерея проводит мастер-классы, поэтические и театральные мероприятия, встречи с известными людьми (например, недавно сюда приезжал Николай Дроздов).


Адрес:

ул. К. Маркса, 33

Режим работы:

10:00−19:00, кроме понедельника

Вход:

в галерею — свободный; на мероприятия — цена по запросу (телефон +7 (843) 238-38-57)

Instagram

1st Gallery Lounge

Представьте себе просторный зал, заставленный кожаными диванами и низкими стеклянными столиками и от пола до потолка заполненный прозрачно-белым дымом. За столиками — преимущественно мужчины в брюках и черных водолазках и нарядные девушки (практически у каждой на соседнем сиденье — небрежно брошенная шуба). Зал оформлен в лофтовом стиле: стены бетонные, под потолком — открытые коммуникации; видно мощную систему вентиляции (впрочем, недостаточно мощную, чтобы справиться со всем дымом) и профессиональное галерейное освещение. Прожекторы сквозь поволоку подсвечивают картины на тему индийского быта. Под каждой указаны название, цена (диапазон — от 9000 до 30 тысяч рублей) и телефон арт-менеджера Арины (официанты уверяют, что звонить Арине можно в любое время дня и ночи). Судя по вывешенной в зале аннотации, автор работ — Виктория Егорова; там же читаем: «Так же как внешняя красота может скрывать внутреннее уродство, так же нищета и грязь Индии скрывает внутренние богатства» (орфография, пунктуация и все остальное сохранены). Наше дилетантское впечатление от работ можно сформулировать как «красиво» и «я бы повесил такое в спальне».

К десятой минуте нахождения в кальянной голова кружится от смеси сразу всех мыслимых табачных ароматов и дымки, делающей окружающие предметы расплывчатыми. Через полчаса ко всему привыкаешь и начинаешь подмечать странные детали: у входа — матрешки-тантамарески и кожаное кресло в виде гигантской туфли на каблуке-шпильке; над холодильником Coca-Cola, рядом с меловой доской, где перечислены цены на пиво, — неточный портрет Рустама Минниханова со скрещенными на груди руками (если выставки в 1st Gallery Lounge сменяются регулярно, то это, кажется, постоянный экспонат). Желание прогуляться по залу и лучше рассмотреть работы кажется в таком месте вполне логичным, но будьте готовы к недоуменным взглядам персонала и посетителей. Неизвестно, что по этому поводу думает арт-менеджер Арина, но люди явно приходят сюда не за искусством.

Дина Ахметова

1st Gallery Lounge — открывшаяся в 2015 году кальянная на берегу Казанки, синтезированная с галереей, — оставила у меня сложное впечатление. Совместить кафе с выставочным залом — не новая затея в мире искусства. Но кальянная?.. На «Флампе», к примеру, о картинах почти никто не пишет — в отзывах упоминаются лишь заведение и качество обслуживания (не всегда достойное, кстати). Судя по всему, посетители воспринимают работы как часть интерьера — вряд ли кто-то приходит сюда, чтобы посмотреть новую выставку. Вероятно, хозяин пытается приобщиться к искусству, но неудачно выбрал тип заведения (если бы это было хотя бы арт-кафе). Я застала выставку ижевского художника Сергея Орлова — мастер прекрасный и достойный, но это место — не для него.


Адрес:

ул. Меридианная, 1

Режим работы:

понедельник — пятница с 10:00 до 3:00, суббота — воскресенье с 12:00 до 3:00

Вход:

свободный; цены на еду, напитки и кальяны указаны в меню

VK

Instagram

Дина Ахметова

Галерейный бизнес в Казани существует с большим напряжением, не совсем внятной художественной политикой и на частные деньги; государственного партнерства почти нет. Но одна из самых важных проблем: всем институциям остро не хватает профессионалов в области искусства. Ни в одной нет хотя бы минимального штата сотрудников, которые бы занимались галерейным делом полноценно и профессионально: PR-специалистов, кураторов, искусствоведов. Каждый владелец — «сам себе режиссер» (единственное исключение — Black & White Gallery, хозяйка которой — профессиональный искусствовед). В результате — плохие развески, не лучшее информационное сопровождение, отсутствие грамотных аннотаций и пресс-релизов к выставкам (про каталоги я молчу — их зачастую просто нет). Местных художников мало кто продвигает и здесь, и за пределами региона (при этом в России есть примеры региональных галерей, которые успешно занимаются этой работой — в Екатеринбурге, Самаре, Краснодаре). Чуть ли не единственный пример активной галерейной жизни в городе — ЦСК «Смена», но у него слишком мал местный сегмент, и это большой недостаток.

К сожалению, в Казани отсутствует молодое поколение искусствоведов и кураторов. Многие интересуются искусством, ходят на лекции и даже получают профильное высшее образование, но в итоге не работают по специальности — во многом из-за страха низких зарплат (хотя на деле искусствовед, как и любой профессионал, при должном усердии может достойно заработать). Институциям имеет смысл активно сотрудничать со специалистами — иначе хаотичный казанский галерейный бизнес поднимется не скоро.