«Парк как вино: чем старше — тем лучше»
Журналист «Инде» Динара Валеева поговорила с ведущим французским ландшафтным архитектором и урбанистом Жаклин Ости, и выяснила, что Казань — это город для машин, а деньги не играют большой роли в реконструкции парков. Делимся десятью высказываниями Жаклин из этой беседы.
Жаклин Ости — одна из ведущих французских ландшафтных архитекторов и урбанистов. Окончила Высшую национальную школу ландшафтной архитектуры Версаля. Руководит собственным агентством Atelier Jacqueline Osty & Аssociés (AJOA). Обладатель многочисленных премий в области городского благоустройства и ландшафтной архитектуры. Автор проектов реконструкции Венсенского зоопарка, парка Мартина Лютера Кинга в Париже и экоквартала в Руане.
Парк Сент-Пьер
1. Задача, которая стоит перед городами, — остановить расширение, осуществляемое за счёт захвата сельских территорий.
Нужно эффективно использовать пространства в черте города. Например, благоустраивать набережные, реорганизовывать бывшие промышленные зоны. Франция накопила большой багаж знаний и компетенций в области развития общественных пространств и городских парков. Мы готовы делиться ими. И я приехала в Казань, чтобы встретить коллег и рассказать о нашем опыте.
2. В Казани те же проблемы, что и во Франции:
машины и общественный транспорт занимают в городе слишком много места. Во время прогулки по городу я увидела одну пешеходную улицу. Там действительно есть место человеку. А в целом в Казани мало пространства для пешеходов и много для автомобилей. Во Франции мы работаем над тем, чтобы как можно больше европейцев пересели на общественный транспорт. Это поможет сократить количество машин на дорогах, снизит количество пробок и улучшит экологию города.
3. Идеального общественного пространства не существует. И модели тоже нет.
Всё зависит от конкретного места и даже от климата. Но в целом идеально, когда все поколения горожан, вне зависимости от возраста, — взрослые, пожилые, дети — могут найти своё место на этой территории. Идеально, когда жители радуются городу, жизни в нём, окружающей его природе. Общественные пространства — это ведь общая территория. Она принадлежит всем, это общее благо. Идеальные пространства для меня — парижские парки и благоустроенные набережные Сены. Здесь гуляют, наблюдают за природой, отдыхают на пляже, устраивают пикники и танцуют на специальных площадках.
4. Главное в работе архитекторов —
сделать так, чтобы создаваемое пространство не входило в противоречие с характером этой территории и её историей.
5. Деньги не играют большой роли в реконструкции парков.
Парк Bellecour
С огромным количеством средств можно сделать ужасное место и всё испортить. Важно понять территорию перед тем, как её трансформировать. Изучить историю, географию. И только потом вести речь о качестве пространства и материалах, которые будут использованы для реконструкции.
6. Различие между французскими и российскими парками в масштабах и видах растительности.
Я не видела в России парков или экопарков в современном стиле, как в Европе. Здесь парки классические.
7. 180 видов животных — 180 своеобразных клиентов, и у каждого свои требования.
Венсенский зоопарк
Мы работали над проектом реконструкции Венсенского зоопарка в Париже. Его построили к Всемирной выставке 1934 года. Это сложный проект «под заказ», сделать который стоило огромного труда. Мы полностью трансформировали территорию. Задача состояла в том, чтобы представить шесть зон, от Патагонии до тропиков. Ведь современный подход к зоопарку заключается в том, чтобы показать экосистему и естественную среду обитания животного. Звери в зоопарке как у себя дома, а человек приходит к ним в гости.
8. Парки должны быть бесплатными и открытыми для всех.
Но есть и исторические пространства, как, например, Версаль, они требуют много средств на реставрацию, благоустройство, обслуживание. Такие парки невозможно содержать только на государственные деньги, и в этом случае допустимо вводить плату за посещение.
9. В парках важна гармония.
Пространство не должно быть перегруженным бессмысленными объектами. В современных парках есть тенденция расставлять объекты современного искусства, не задумываясь над тем, какие чувства они вызовут. Избежать этого можно, если художники будут работать вместе с ландшафтными архитекторами.
10. Я постоянно бываю в парках, которые проектировала.
Это мои любимые места. Знаете, парк — это ведь как вино: чем старше он становится, тем он красивее и лучше.
Фото: archiexpo.es, graphics.france24.com, vk.com/kazanspace