Человек дела. Макетчик — о микроскопических объектах, людях из глины и исторических исследованиях
Ильдар Тазеев почти 10 лет владеет мастерской «Архитип», которая специализируется на музейных и технических макетах. Мастера создают предметы быта размером с человеческий ноготь и воссоздают копии целых храмов и жилых комплексов, которые легко могут поместиться на пассажирском сиденье легковушки. Свою работу он считает «детским увлечением, которое по стечению обстоятельств превратилось в основной источник заработка». «Инде» поговорил с Ильдаром о том, как построить храм XVI века из школьных линеек, почему нельзя распечатать макет городища на 3D-принтере и что делать, если нужно создать несуществующий объект.
От украшения фасадов до презентации макета в Каннах
В студенческие годы я обнаружил в себе страсть к мотоциклам и стал воссоздавать маленькие копии из подручных материалов. Это было университетское хобби, которое я оставил, как только отчислился из КГАСУ и ушел в армию. После я восстановился в институте архитектуры и дизайна. В то время друг делал дипломный проект — для презентации ему нужен был макет. У меня было время, мне было это интересно, и я предложил ему свою помощь. Да и вообще у нас в компании была такая традиция — помогать дипломникам.
Позже меня пригласили в довольно известную на тот момент архитектурную компанию «Антика», которая занималась строительством домов. Я сделал для них свой первый коммерческий макет — жилой комплекс «Ренессанс». В 2007 году этот макет уехал на инвестиционный форум в Канны, а я получил хорошую строчку в резюме.
В 2008 году мы с друзьями решили организовать компанию «Архитектон» — договорились, что будем заниматься архитектурно-строительным проектированием, создавать модели жилых и промышленных зданий. Заказчики узнавали о нас только с помощью сарафанного радио. Спустя какое-то время мы стали работать в технопарке «Идея». Правда, создавать макеты в тех условиях не было никакой возможности: нам приходилось красить их ночью, завешивая окна полиэтиленом, потому что днем на резкий запах краски жаловались другие резиденты. В 2009 году мы съехали из технопарка и открыли студию «Архитип», специализирующуюся исключительно на макетах.
Макет — это масштабная модель существующего, утраченного или предполагаемого объекта. Их делают для презентаций товаров и привлечения инвестиций (обычно такие макеты демонстрируют клиентам в офисах продаж), а также чтобы проиллюстрировать исторические факты в музеях. Весь каркас обычно деревянный или пластиковый. Иногда мы можем распечатывать крупные детали — стены зданий, парадные лестницы, колонны — на 3D-принтере из пластика PLA (термоустойчивый пластик. — Прим. «Инде»), нейлона или акрила. На выходе они похожи на белый рельефный кусок пенопласта. За то, чтобы сделать его реалистичным, отвечает художник.
Исторические исследования и люди из глины
Музейные макеты мы стали делать около семи лет назад. Обычно заказчик приходит к нам с готовой идеей. Часто зданий, которые он хочет изобразить, уже или еще нет в природе. Тогда мы собираем всю возможную информацию: какие-то наброски, эскизы или общее представление о внешнем виде сооружения. Иногда есть простая история, которую нам нужно воплотить в жизнь: показать ее через здания, людей, события. Например, однажды мы делали макеты для иркутского музея, посвященного писателю Валентину Распутину, и нас попросили визуализировать сцены из произведений «Прощание с Матерой» и «Живи и помни».
Мы стараемся делать макеты по-настоящему реалистичными, поэтому используем все возможные технологии. Например, чтобы создать эффект горящего костра, мы встраиваем маленькие лампочки в кострище и закрашиваем прозрачный пластик черной краской — так создается впечатление тлеющих углей. По тому же принципу мы создаем эффект дров в печи.
Перед тем как браться за какой-то макет, мы проводим настоящие исторические исследования. Заказчики из музеев обычно предоставляют нам научного руководителя, который отвечает за подбор визуальных образцов и историческую аутентичность, но иногда нам самим приходится придумывать что-то на основе письменных источников.
Однажды мы делали макет медресе в селе Сатышево Сабинского района — информации о нем не было вообще. Сегодня здание существует как одноэтажный музей, первый этаж которого выполнен из кирпича, а в XVIII веке у него был второй, деревянный. В итоге я купил книгу «Тартарика» про татарский быт и стал изучать, как выглядели типовые медресе того времени. По книгам мы постарались воплотить и интерьер. Нам заказали макет в формате «кукольного дома» — то есть мы могли показать все, что происходило внутри, благодаря отсутствующей боковой стене. В итоге там очень много деталей: печатный Коран размером с десятирублевую монету, десятки ковриков, картины, посуда, кувшины, сами ученики и даже небольшие пучки трав, подвешенные около печки.
После итоговых согласований мы разделяем объект на множество составных частей: скульптор берется за создание персонажей и изготовление глиняной посуды, разработчики занимаются моделированием деталей, которые будут распечатывать на 3D-принтере, — это, как правило, крупные детали: стены, печи, оконные рамы, заборы. Создание персонажей большого размера (хотя бы с человеческий палец) начинается с легенды — кто это, чем он занимается, сколько ему лет. Следующий этап — создание черно-белых эскизов на бумаге. После согласования поз, мимики лиц и одежды эскизы раскрашиваются. Потом начинается самое интересное: из проволоки скручивают «скелет», который делают объемным с помощью фольги, сверху накладывают слой полимерной глины, которым формируются лица и одежда персонажей. Глину запекают в духовке — чтобы фигурки были прочнее. Финальный этап — раскрашивание.
Швея на аутсорсе и работа художника
Если человечки должны быть совсем микроскопическими, в масштабе 1:50 (размером с муравья), мы используем покупные модели. А для создания маленьких подушек, ковриков и занавесок мы сотрудничаем со швеей — она у нас на аутсорсе. Структуру ткани очень сложно передать в таком масштабе, а для реалистичности важна каждая складочка. Наша швея работает на какой-то очень крутой машинке — она обычного размера, но при этом может делать буквально микроскопические стежки.
На макете можно изобразить все что угодно: дым от костра, природные явления вроде туч и облаков, озера и реки, люстры с маленькими лампочками, деревья и кусты (их тоже сворачивают из проволоки). День можно изобразить с помощью рассеянной подсветки с высокой точки макета, ночь — с помощью синеватых оттенков и горящих лампочек в окнах.
Если оригинальное здание — это сруб, то мы идем в лес, срубаем липовый ствол, а потом «по бревнышку» собираем уменьшенную копию. Иногда мы обклеиваем каркас здания брусками, вырезанными из обычных школьных деревянных линеек — в магазинах я скупаю их десятками. Один из главных людей в нашей команде — художник, который делает здания и пейзажи живыми: он раскрашивает все предметы, патинирует (искусственно состаривает), добавляет пыль и грязь, если нужно, и оформляет территорию вокруг объекта: рисует лужи и добавляет мелкие кусты и деревья, с помощью специального вещества создает реки и озера. Благодаря ему на макете можно изобразить любое время года — для зимнего эффекта нужно просто аккуратно покрыть все краской с аэрозольным распылителем.
На один макет может уйти от месяца до девяти (да и девять — это не предел). Во время итоговой сборки все, кто был причастен к созданию макета, собираются вокруг и добавляют детали: маленьких человечков, животных, предметы интерьера, подсветку. Так дома и храмы буквально оживают у нас на глазах.
Наверное, можно было бы не заморачиваться и распечатать весь макет на 3D-принтере. Но это будет выглядеть очень сухо и нереалистично. Мне нравится, когда макет многосоставной — когда все предметы делают разные люди и он от каждого впитывает что-то свое.
Цена вопроса и создание макетов по фото
Макеты — это ужасно трудоемко, поэтому их цена варьируется от 50 тысяч рублей до бесконечности. Иногда речь может идти о миллионах, так что частных заказчиков у нас, как правило, не бывает. Правда, однажды мы создавали сувениры для рождественского проекта «Дома Роналда Макдоналда» — маленькие заснеженные домики, которые в итоге продавали в «Меге». Вырученные средства отправляли на благотворительность. В моем родном селе Шали есть деревянная мечеть XIX века, которая постепенно уходит под землю. Я решил запечатлеть ее для истории в виде макета — ведь оригинального здания скоро не станет. Правда, я пока даже не знаю, куда этот макет поставлю.
В 2011 году мы стали делать макеты для музеев Свияжска. Один из самых классных проектов, которые мы реализовывали, — это макет Успенского собора XVI века. Нашей задачей было как-то показать уникальные фрески. Мы решили сделать конструкцию подвижной: нажимаешь кнопку, макет раздвигается по середине, и перед человеком открывается внутренний декор, подсвеченный красным. Копии фресок наша художница отрисовала вручную.
В нашей команде около 30 человек, многие из которых работают на аутсорсе. Мы сотрудничаем со швеями, скульпторами и теми, кто занимается 3D-моделингом и фотографирует оригинальные здания. А еще у меня много студентов КГАСУ на фрилансе — мне нравится, что у них горят глаза и часто бывают необычные идеи.
В последнее время мы научились создавать макеты по фотографиям. Нужно сделать как можно больше фотографий реального объекта со всех возможных ракурсов и загрузить их в программу, которая смоделирует 3D-эскиз. Благодаря таким технологиям на итоговом продукте можно увидеть проседающий фундамент, прогибы в крышах и прочие мелочи, которые и делают здание узнаваемым.
Фото: Регина Уразаева