Burger
Так вижу. Звукорежиссер сериала «Зулейха открывает глаза» — о Чулпан Хаматовой, гриме для медведя и шторме на Каме
опубликовано — 13.11.2018
logo

Так вижу. Звукорежиссер сериала «Зулейха открывает глаза» — о Чулпан Хаматовой, гриме для медведя и шторме на Каме

Сибирский поселок в Татарстане и революция у Казанского университета

Этой осенью в окрестностях Лаишево кинокомпания «Русское» снимала сериал «Зулейха открывает глаза» для канала «Россия-1». Для экранизации романа Гузель Яхиной о судьбе раскулаченных крестьян на побережье Камы построили декорации сибирского поселка Семрук. «Инде» решил запечатлеть съемочный процесс в рубрике «Так вижу» и на два месяца отдал пленочную фотокамеру звукорежиссеру сериала Дмитрию Захарову.



Это наш Семрук. По сценарию он расположен в Сибири, его построили раскулаченные поселенцы на берегу реки Ангары. После долгих поисков места съемок выбор команды пал на Лаишевский район. Специально для фильма здесь построили огромные декорации: бараки для поселенцев, столовую, клуб, лазарет, склады, баню, комендатуру и дебаркадер для высадки новых поселенцев и доставки необходимых грузов. Строительство шло с мая по август. После съемок декорации разбирать не будут — они останутся в качестве местной достопримечательности.

Конечно, одних декораций для воссоздания Семрука недостаточно — нужны еще и люди. У нас много актеров массовых сцен — почти все они местные, которых отобрали на кастингах. В зависимости от сцены одновременно снимались от 30 до 170 человек.

С появлением людей в Семруке завелись животные. Откуда они появились, мы не знаем: просто приезжаешь утром на площадку, а там бегает пес. В какой-то момент на одном из складов обнаружились новорожденные котята. Так что этой осенью в Семруке началась полноценная жизнь.

Это Даша, она помощник режиссера. Ее часто называют хлопушкой, хотя это неправильно: хлопушка — это предмет в ее руках. Хлопушка нужна в первую очередь для синхронизации видео и звука на монтаже. Когда кино снимали на пленку, звук приходилось писать отдельно. Хлопушку придумали для того, чтобы на монтаже подставить звук под правильный отрезок видео. Камера видит смыкание (кадр-границу между эпизодами), а звукорежиссер записывает щелчок (тот самый «хлоп», который отбивает хлопушка). Монтажеру потом остается подставить звуковой щелчок под кадр, где снято смыкание.

С переходом на цифровую запись видео появились новые возможности и инструменты для синхронизации видео и звука, но от хлопушки все равно не отказались. Помимо основной функции на ней указана информация, необходимая монтажеру: номера флешек, номер серии, сцены, кадра, дубля, день или ночь в кадре, цветовая температура, интерьер или экстерьер, какая оптика на какой камере, какого числа произведена съемка. А еще здесь записаны имена режиссера и оператора — эта информация тоже нужна, чтобы на постпродакшене не запутаться в огромном количестве отснятого материала.

Чтобы актеров было слышно, на съемках используют как микрофоны-«пушки» на длинных шестах-держалках (иногда они даже попадают в кадр), так и петличные микрофоны, которые крепятся на актеров. На этом фото актер Роман Мадянов проходит процедуру «опетличивания». Справа — наша художница по костюму Надин, которая следит за тем, чтобы петличный микрофон не было видно и чтобы он не портил костюм персонажа.

А вот и одна из наших камер. Камерой управляет не оператор, а его помощник «камермен» (cameraman) — в нашем случае камергерл Люба. А чтобы актеры были «в фокусе», нужен «фокуспуллер» (focuspuller) — его роль у нас исполняет Сергей.

На фото — гримерка актеров. Гримеры создают образ для каждого персонажа — сюда входят прическа, усы, борода, шрамы, ожоги, тон лица, цвет помады, туши, теней и прочее. Образ нужно постоянно поддерживать в правильном состоянии. Тут Марина, правая рука художника по гриму, поправляет прическу Роману Мадянову — она должна быть такой же, как и в предыдущих сценах. Часто сцены, которые идут в фильме одна за другой, могут снимать как несколько дней, так и несколько месяцев. Важно, чтобы актер в них выглядел одинаково. За этим и следят гримеры.

Это режиссер-постановщик сериала Егор Анашкин (ближе к нам) и оператор-постановщик Алексей Федоров (слева от Егора). Идет репетиция очередной сцены. Егор по рации дает указания актерам. На мониторы выводится видеосигнал с камер, которыми руководит Алексей. Он говорит, какой объектив нужно использовать для каждого кадра, кого нужно держать в кадре, на ком должен быть фокус. На их плечах лежит основная ответственность за то, что увидит зритель.

А вот и пополнение в Семруке. Котенку на фото — недели две от силы, он неплохо обжился в одной из декораций.

На фото — пес Бродяга. Он подружился с нашим гримером Машей. Бродяга частенько бегал в кадре — из некоторых сцен его не стали вырезать, поскольку он прекрасно дополнял общий художественный рисунок Семрука. На втором фото Бродяга с нашим ассистентом по актерам Настей.

Роман Мадянов и Александр Баширов отдыхают в перерыве между дублями на прекрасном лаишевском воздухе. В кино часто время года в кадре отличается от реального. Вот один из подобных случаев: на улице осень, но снимаем раннюю весну — актеры одеты соответствующе.

Это я, Дмитрий Захаров. Моя задача — записать качественный звук на съемочной площадке. Мне помогают ассистенты, часто их называют бумщиками (от слова «бум» — это удочка с микрофоном, которую они держат над актерами). Без них я как без рук.

После съемок наступает постпродакшен — это монтаж, цветокоррекция, дополнение компьютерной графикой, если это необходимо, сочинение музыки, а также корректировка звукового ряда. В студии звукорежиссеры исправляют мои ошибки, при необходимости переозвучивают сцены или определенные реплики, добавляют звуковые эффекты, написанную композитором музыку, в результате соединяя аудиоряд с видеорядом.

Это мои рабочие инструменты: многоканальный звуковой рекордер, приемник радиосигнала от петличных микрофонов и, конечно, наушники. Я слушаю и отслеживаю все звуки: как и что говорят актеры, различные посторонние шумы, звук от хлопушки. На экране я вижу уровень громкости от каждого микрофона — я управляю ими с помощью регуляторов.

Это еще одна декорация — полноценная землянка. Главные герои живут в ней в свою первую зиму в Сибири, когда Семрук еще не построен.

Это Александр Баширов, который играет Горелова. Поскольку у нас нет времени ждать, пока он отрастит бороду с усами, приходится прибегать к помощи гримерного департамента. Художник по гриму Михаил Вигдоров внимательно контролирует процесс приклеивания постижа (накладных волос).

Реквизит для съемок можно делать из подручных материалов. Вот наглядный пример — красивый парусник из обычной бересты и коры. Его вполне могли смастерить дети, жившие в Семруке.

Вообще в сериале будет много сцен с животными — какая Сибирь без животных, а уж тем более без медведя! По сценарию медведь угрожает жизни одного из главных героев. Создатели долго думали, как снять эту сцену. В итоге решили, что правильней и честней всего — снять настоящего медведя. Его привезли из Москвы. Медведь оказался очень послушным и с хорошей фильмографией, даже позволил с ним сфотографироваться. На одном из фото он позирует вместе с членом съемочной группы. Я погладить медведя не рискнул, но все же сфотографировался с ним для «Инстаграма».

Чулпан Хаматова играет главную героиню. Она неповторимая, очень профессиональная и талантливая актриса. Мне впервые посчастливилось поработать с Чулпан — я очень рад и горжусь этим. К каждой сцене она готовится отдельно — обсуждает с режиссером каждое слово и действие своей героини. Ей очень важен конечный результат, в процессе съемок она живет своим персонажем.

На этом фото мы снимаем сцену, когда Зулейха наставляет ружье на Игнатова (его играет Евгений Морозов). В этой же сцене появляется медведь. Что было дальше, говорить не буду — посмотрите потом сами.

Иногда пластический грим приходится наносить не только на людей. Вот, например, художник по гриму Михаил впервые делает грим медведю. Я бы, наверное, тысячу раз подумал, прежде чем согласиться на такой поступок. Хорошо, что микрофоны не надо вешать на животных.

В фильме будет много музыки того времени — это и баянисты с певцами, и патефоны, и оркестровые композиции. Всех их можно записать в студии, но я сторонник живого звука и записи на площадке. Здесь, например, пришлось помучить духовой оркестр, чтобы записать очередную композицию.

Это наш второй режиссер и прекрасная актриса Лилиана Пысларь. Второй режиссер — очень сложная профессия: если режиссер в большей степени взаимодействует с актерами, то второй режиссер организует работу всей остальной съемочной группы. Часто члены съемочной группы играют небольшие роли в фильме. Лиля не исключение: она играет горничную профессора Лейбе. С этой ролью она справилась на ура.

Перед главным зданием КФУ мы снимали сцену революции. У нас было всего три дня на подготовку площадки, съемки и разборку декорации. Нам нужно было задекорировать асфальт с разметкой. На старых фотографиях перед зданием красовалась брусчатка, но положить ее за один день невозможно, поэтому декораторский цех решил засыпать дорогу песком вперемешку с землей. Но случилось непредсказуемое: единственный раз за весь съемочный период подвела погода. Ночью прошел сильный дождь, утром съемочная группа увидела грязь и лужи. Тем не менее съемки решили не отменять. Уборку начали сразу после съемок: с грязью пришлось повозиться, но мы уложились в срок.

В массовых сценах снимались казанские реконструкторы с оружием и студенты КФУ. Этот пулемет в рабочем состоянии — он стрелял в кадре. Нам, кажется, хорошо удалось изобразить революцию на экране, хотя наверняка кто-то обвинит нас в неточностях. Но мы снимаем художественный фильм, а не документальное кино, поэтому иногда приходится жертвовать правдой и добавлять в картину дополнительные краски. Если кто-то не может с этим смириться, то пусть лучше сходит в музей — там только правда.

Для съемок революции мы использовали дополнительные звуковые рекордеры и микрофоны с ветрозащитным покрытием (так называемые меховушки). Ни одно животное при изготовление меховушек не пострадало: натуральный мех вообще очень плохо пропускает звук.

Жаль, что на съемки мы приехали только в начале осени (до Лаишево снимали в Архангельске и Перми). Местные говорят, что летом в этих местах очень хорошо, но нам досталось мало теплых деньков, когда можно было купаться и загорать. Зато повезло с погодой для съемок: когда нужен был штиль на воде, было спокойно, а когда был необходим ветер, как по заказу начинался чуть ли не ураган. Планированием съемочных дней занималась второй режиссер Лилиана Пысларь: вероятно, она была в тайном сговоре с погодой. Впрочем, без проблем не обошлось: ветер и волны с Камы разрушили причал, поэтому пришлось строить новый. Съемочная группа уехала отсюда 10 ноября, но мы еще вернемся в январе для съемок зимних сцен.