В Казани стартуют показы KazanOperaLab. Что нужно об этом знать
В течение всего 2018 года в Казани проходила творческая лаборатория KazanOperaLab. Молодые авторы, композиторы, художники и режиссеры слушали лекции и мастер-классы российских режиссеров и критиков и создавали собственные произведения. В феврале участники лаборатории представят публике результат собственной работы, а пока «Инде» рассказывает, почему эти постановки не стоит пропускать.
KazanOperaLab — творческая и образовательная лаборатория для молодых композиторов, режиссеров, художников и драматургов. Лабораторию предложил провести руководитель фонда Sforzando Данияр Соколов, его инициативу поддержали Министерство культуры РТ и президент Татарстана Рустам Минниханов.
По итогам лаборатории было создано три оперы, премьера двух из них — «1+6» и «Бледно-голубая точка» — пройдет 4 февраля. Билеты на премьеру уже закончились, но 25 февраля пройдут повторные показы (продажа билетов пока не открыта). Премьера третьей оперы — «Минем Такташ» — состоится в конце месяца, билеты еще не поступили в продажу. Кроме того, 5-го и 6 февраля в Доме актера пройдут обсуждения спектаклей с критиком и экспертом премии «Золотая маска» Ларисой Барыкиной и московскими режиссерами Екатериной Васильевой и Дмитрием Белянушкиным.
Данияр Соколов
руководитель фонда Sforzando
Лаборатория открылась 7 декабря 2017 года. Мы хотели вдохновить молодых композиторов из Татарстана на создание новых произведений. В течение 2018 года участники слушали лекции и участвовали в мастер-классах. Занятия провели ключевые фигуры в области музыкального и театрального искусства России: режиссер Василий Бархатов, композиторы Александр Маноцков, Светлана Нестерова, Николай Попов, Владимир Раннев, Петр Поспелов, Ксения Перетрухина, музыкальные критики Лариса Барыкина, Дмитрий Ренанский и другие.
Мы разделили участников на группы, в каждой из них были композитор, художник, драматург и режиссер. В таком составе они должны были с нуля создать новую оперную постановку. Через пару месяцев после начала командной работы они представили либретто и музыкальные наброски. Затем, после создания партитуры, начались репетиции и разучивание партий. В самом конце лаборатории мы утверждали идеи режиссеров по поводу постановки. Зрителям мы представим не эскизы, а готовые постановки с полноценными декорациями, продуманной режиссурой, костюмами и так далее.
Премьерные показы пройдут на сцене Татарского государственного театра драмы и комедии имени Тинчурина. Мы выбрали эту площадку неслучайно: именно здесь в 1939−1956 годах работала труппа Татарского оперного театра, ставились оперные и балетные постановки. Сцена театра, оснащенная оркестровой ямой, идеальна для показа музыкальных спектаклей, а вместимость зала (около 400 человек) прекрасно подходит для камерных опер. Главные партии в спектаклях исполнят молодые казанские вокалисты. В спектаклях заняты артисты хора и музыканты оркестра фонда Sforzando. Дирижер — Евгений Сакмаров.
«1+6»
Над камерной оперой-сказкой «1+6» Лейсан Абдуллиной (либретто Павла Полякова) работали режиссер Василиса Шмелева и художник Ксения Шачнева. Постановка позиционируется как опера для детской аудитории, однако режиссер отмечает, что сюжет, несмотря на наличие различных чудес и перевоплощений, будет интересен и взрослой публике. «Что было бы, если бы у каждого из нас был дублер? Своим клонам можно бы было поручать самые сложные и скучные дела. Об этом мечтает герой оперы. Внезапно, как по мановению волшебной палочки, он получает желаемое, однако ничего хорошего из этого не выходит…» — так описывают идею спектакля сами авторы.
«Бледно-голубая точка»
Опера «Бледно-голубая точка» композитора Ильдара Камалова началась с популярного на YouTube ролика о ценности и уникальности планеты Земля. Опера состоит из пяти новелл. Автор либретто — драматург Сюмбель Гаффарова (по ее пьесе в театре Камала Фарид Бикчантаев поставил пьесу «Пришлый»), режиссер постановки — Булат Минкин, автор сценографии — художник Ляйсан Хусаинова. Они решили донести идею ролика в гротескной форме: происходящее на сцене выстраивается в эстетике театра клоунады. «Зритель рассматривает сценическое пространство словно через огромную цветную лупу. Эта „лупа“ искажает визуальное пространство, поэтому табуреты у нас двухметровой высоты, а реквизит — причудливых форм и цветов», — рассказывает о постановке композитор Ильдар Камалов.
«Минем Такташ»
Камерная опера композитора Ильяса Камала на татарском языке в семи частях, основанная на биографии татарского поэта Хади Такташа. Автор либретто — Рузаля Мухаметшина, режиссер — Лилия Ахметова, сценография Лилии Мухаметзяновой. Премьера этой оперы пройдет 25 февраля.
Фото: KazanOperaLab; Анна Икхсанова.