Burger
Поиск надежды в постмодерне и Ханука как вдохновение. Что нужно знать о выставке «Свечения» в «Смене»
опубликовано — 12.02.2019
logo

Поиск надежды в постмодерне и Ханука как вдохновение. Что нужно знать о выставке «Свечения» в «Смене»

Проблемы исторической памяти, религиозного мистицизма и территории в работах 12 израильских художников

В центре современной культуры «Смена» открылась выставка «Extension.Israel: Свечения». В ней представлены работы 12 израильских художников — от инсталляции и видеоарта до живописи и фотографии. «Инде» побывал на открытии и рассказывает, на какие объекты стоит обратить внимание и какие идеи закладывали кураторы в экспозицию.



Куратор выставки — израильский писатель и философ Рой Бранд

Рой Бранд — преподаватель философии в иерусалимской Академии искусства и дизайна имени Бецалеля. Он основал в Иерусалиме центр искусства и культуры Yaffo 23, а также курировал художественные выставки, в том числе The Urburb: Patterns of Contemporary Living (павильон Израиля на 14-й Международной выставке архитектуры в Венеции) и выставку Bare Life в социально-политическом музее «На грани» в Иерусалиме. В 2013 году издательство Колумбийского университета выпустило его книгу Love Knowledge: The Life of Philosophy from Socrates to Derrida.

Выставка «Свечения» — девятое событие в рамках проекта Extension от галереи «Триумф»

Галерея «Триумф» запустила серию выставок Extension в 2016 году. Проект знакомит российских зрителей с современной художественной сценой разных стран. С момента запуска в галерее прошли выставки художников из Румынии, Южной Кореи, Ирана, Эстонии, Латвии, Нидерландов и Финляндии.

«Свечения» — это второе событие проекта Extension в Казани. В сентябре прошлого года в «Смене» прошла выставка нидерландского искусства «Extension.nl: Модель консенсуса», а в марте 2019-го должна состояться экспозиция работ британских современных художников.

Концепция выставки вдохновлена Ханукой и идеей света

В 2017 году Рой Бранд открыл в Риге выставку «Мечты и драмы», на которой были представлены работы 14 израильских художников. Выставка стала самой крупной экспозицией израильского искусства, когда-либо представленной в странах Балтии. Несколько месяцев спустя галерея «Триумф» пригласила выставку в Москву.

Выставка, которая получила название «Свечения», открылась в Москве 3 декабря 2018 года — в день празднования Хануки. Во время этого праздника евреи в течение восьми ночей зажигают свечи в память о возвращении Второго Иерусалимского храма Иудой Маккавеем и последующем чуде. Маккавей решил зажечь свечи на меноре (семисвечнике). Масла в храме оставалось лишь на один день, но чудесным образом оно горело восемь дней. Этого времени хватило, чтобы приготовить новое ритуальное масло. Куратор, вдохновившись этим сюжетом, сделал свет главной идеей выставки. Работы художников работают со светом как в буквальном смысле (к примеру, они используют свечи, светодиоды, лайтбоксы и прочее), так и в переносном.

По мнению Роя Бранда, современные люди не верят в Большой Свет — свет технологий, знаний и прогресса. «Великий свет модернизма погас, и все, что нам осталось, — свет неоновой рекламы и знаменитостей, которых мы зовем „звездами“. Они нереальны, но если мы отойдем от этого света в тень и позволим глазам привыкнуть к тьме, то увидим небольшие огоньки — своеобразные светлячки надежды. Большие перемены и революции в мире постмодернизма невозможны, но именно эти небольшие разрозненные свечения противостоят мейнстриму и дарят свободу. 12 художников на выставке — это те самые малые огни надежды, к которым стоит присмотреться. „Свечения“ воплощают форму действия, устремленного в будущее, которое мы еще не можем помыслить», — объясняет идею Бранда его заместитель Саманта Адлер.

Художники осмысляют темы религии, памяти и территории

Часть художников, работы которых представлены на выставке, работают с темами территории и собственного места. К примеру, художник Тсиба Гева в своей абстрактной живописи смешал на холсте черную и белую краски так, что рисунок напоминает географическую карту, а разноцветные плоскости — две противоборствующие территории.

В музыкальном видео «Посланник» Даниэля Кикзалиса художник стоит на горе Скопус в Иерусалиме и смотрит на палестинскую деревню Аль-Иссавия, подыгрывая на электрогитаре мусульманскому призыву к молитве. В едином действии смешиваются западная и восточная музыкальные традиции. Вместе с тем, по мнению куратора, «присваивающий» взгляд художника свысока на чужую территорию напоминает о проблемах колониализма и культурной апроприации.

Картина «Экспансия» Хиллеля Романа основана на иллюстрациях 1970-х годов, в мельчайших деталях изображающих космическую колонию NASA в виде огромной полой окружности, внутри которой расположены улицы, дома, деревья. Художник переводит изначально цветное изображение в черно-белый формат, отсылающий к прошлому. Получается, что мечты о будущем из 1970-х годов в XXI веке окончательно стали историей.

Художница Дор Гез в видео Sabir рассуждает о возможности современного искусства рассказывать об исторических сюжетах. В ее работе мы видим закат на побережье в портовом городе Яффа. На фоне шума волн мы слышим рассказ пожилой женщины Самиры Монайер о детстве в Яффе до арабо-израильской войны 1948 года и дальнейшем бегстве из города. Женщина говорит то на арабском, то на иврите, что демонстрирует сложную культурную ситуацию в Яффе.

Бетонная скульптура Бена Вадлера — нечто среднее между археологическими руинами и религиозными сооружениями, объясняет куратор. Работа напоминает и амулет «Хамса» в виде ладони, и жест, показывающий средний палец. Тем самым художник иронизирует над буквальным восприятием религии и низведением ее свойств до бытовых оберегов. Кстати, скульптуры Вадлера не было на выставке в Москве.

На выставке есть работа художницы российского происхождения

Художница Эстер Шнайдер родилась в Москве, но в 11 лет вместе с семьей эмигрировала в Израиль. На выставке представлена ее инсталляция «Супрематическая стена». В этом геометрическом панно Шнайдер использует орнаменты и украшения, предназначенные для украшения одежды, мебели и интерьера, которые традиционно ассоциируются с женщинами (бахрома, атласные ленты, перья и даже искусственные волосы). Художница лишает их изначальной бытовой функции и превращает в «чистую форму», где, по определению Казимира Малевича, «цвет есть свет», подчеркивают кураторы. Кроме того, композиция панно повторяет очертания Иерусалимского храма, от которого осталась лишь Западная стена (или Стена плача).

Выставка «Extension.Israel: Свечения»

Когда: До 15 марта 2019 года
График работы: Ежедневно с 12:00 до 21:00
Вход: 200 ₽ / 150 ₽ для школьников, студентов и пенсионеров
Адрес: ЦСК «Смена», ул. Б. Шахиди, 7