Burger
Зачем идти на выставку Wait and See_TASMA в «Смене» (еще и несколько раз)
опубликовано — 05.09.2019
logo

Зачем идти на выставку Wait and See_TASMA в «Смене» (еще и несколько раз)

Картины без изображения, работа с казанскими материалами «Тасмы» и «Прометея» и собственный взгляд на время

5 сентября в «Смене» открывается выставка швейцарских художников F&D Cartier Wait and See_TASMA, организованная при участии Швейцарского совета по культуре Pro Helvetia, фонда поддержки современного искусства «Живой город» и министерства культуры РТ. В своих работах Картье выступают исследователями времени, а их экспозиция создана из фрагментов фотопленки, произведенной казанским предприятием «Тасма». «Инде» поговорил с художниками и узнал, зачем идти на выставку и что можно увидеть в кусочках засвеченной пленки.



Картье работают над проектом Wait and See c 1998 года

Франсуаза и Даниэль Картье создают свои композиции из светочувствительной бумаги из разных уголков мира. Они номинанты престижной премии Deutsche Börse Photography Prize (2015), обладатели гранта National Endowment of the Arts Creativity Grant (2004) и вошли в шорт-лист конкурса портфолио Critical Mass (2004). Их работы выставлены в европейских и американских музеях, на их счету участие в арт-резиденциях по всему миру.

Wait and See_TASMA стала одной из частей большого проекта Wait and See, который родился как симбиоз скульптора и фотографа.

Даниэль Картье

художник

Первый проект, Wait and See A — VENIR, не очень-то был принят публикой. В начале XXI века показывать фото без изображения казалось провокацией. Наверное, это был переломный момент перехода к цифровой фотографии.

Долгое время фотографию считали не искусством, а средством документации реальности. Думаю, из-за того, что простые люди не видели процесса работы над произведением. Они думали, что работает только камера, но это совершенно не так. Сейчас, через 20 лет, люди стали открыты к такому виду искусства и выставки вроде нашей стали пользоваться популярностью.



Франсуаза Картье

художник

В 1998 году мы решили работать вместе. Я занималась скульптурой, Даниэль — фотографией. Тогда Даниэль устал от искусства, не видел смысла в своем творчестве и не мог сделать лучше, чем он уже сделал. Мы узнали об одном конкурсе и подумали, что нам стоит поучаствовать. Мы взяли мою фотобумагу и решили что-то с ней сделать. Заданием конкурса было изобразить время и Швейцарию. Как интересно можно выразить время в Швейцарии? Мы ведь из страны, в которой делают самые известные часы, швейцарцы одержимы временем. Так мы сделали первую выставку из фотобумаги.

Художники использовали материалы казанского производства «Тасма»

Весь проект Wait and See построен на взаимодействии света и фотобумаги. В их коллекции около 800 видов разного фоточувствительного материала, а с пленкой производства «Тасмы» они познакомились в архивах музея Метенкова в Екатеринбурге.

Даниэль Картье

художник

Она была редкой, яркой и в хорошем состоянии, поэтому мы решили с ней поработать. Это и привело нас в Казань, ведь мы хотели найти еще больше материала.

Наш проект поддержал директор постоянного представительства «Про Гельвеции» в Москве, занимающейся международным обменом деятелей искусства. Директор связался с Кириллом в Казани (речь о Кирилле Маевском, арт-директоре «Смены». — Прим. «Инде») и предложил устроить выставку здесь.



Франсуаза Картье

художник

О самом производстве «Тасма» мы ничего не знали. Нам казалось, что это работающий завод, где мы бы могли сделать фотографии в цехах, включить эти фото в выставку и сделать что-то вроде документальной работы. Мы даже планировали снять небольшой документальный фильм с использованием черно-белых снимков рабочих.

Когда мы приехали, узнали, что пленку производить уже перестали и осталась только одна комната музея, где можно сделать снимки.

Работа художников — это исследование и перформанс, где они наблюдают за результатом вместе со зрителями

Люди привыкли логично сопоставлять фотографию и изображение. В работах художников все наоборот — как таковых изображений на фотобумаге нет, они не проявлялись и не подвергались химическому закреплению. Так художники хотели сказать, что момент невозможно остановить, даже запечатлев его.

Даниэль Картье

художник

Сначала может быть сложно понять, ведь кажется, что фотография — это четкое изображение из камеры. У нас весь процесс происходит без камеры и негативов, а сами «фотографии» не имеют изображения. Идея в том, что сама бумага никогда не была проявлена ничем кроме дневного света. Люди не ожидают, что фотобумага может менять цвет прямо во время выставки. Это и есть феномен для наблюдения, поэтому мы назвали проект Wait and See: посетители могут прийти на выставку четыре раза, и каждый раз бумага будет другого цвета, так можно отследить ее эволюцию. Изначально вся бумага белая, а под воздействием света белое изображение становится голубым, розовым, серым и так далее — в зависимости от пленки.

Наша работа — перформанс, который начинается, как только мы снимаем с бумаги на стене темную ткань и даем воздействовать солнечному свету. Таким образом выставочное пространство выступает в роли объектива. Существуют другие фотографы, которые не обрабатывали бумагу, — Ласло Мохой-Надь и Александр Родченко, например. Правда, в их случае изображения на фото все-таки были, но со временем они тоже меняли цвет.

Зритель сам придумывает изображение, глядя на абстрактные формы работ

Как и на всех выставках, зрители смогут прочитать описание и объяснение самих художников, но дополнительных знаний не понадобится. Главное — понимать, что основа всех работ — это свет и время, под влиянием которого меняются картины.

Франсуаза Картье

художник

Форма наших работ абстрактна, так что вы сами создаете то, что видите. Нравится вам произведение или нет, оно все равно задает вопрос — в этом смысл искусства. Зрители начинают думать, а приходя на выставку еще раз спустя несколько дней, могут к чему-то прийти и, увидев эволюцию бумаги, задуматься о чем-то еще. Наша выставка говорит о замедлении. В этом суматошном мире нужно задумываться о передышке.

Может быть, заголовок всего нашего проекта связан с романом «Робинзон Крузо» 1739 года. Wait and See — это цитата из книги, а для нас она означает состояние художника на необитаемом острове, ждущего лодку, которая спасет его от одиночества.

Выставка Wait and See_TASMA

Когда:

до 4 октября 2019 года

График работы:

ежедневно с 12:00 до 21:00

Вход:

200 ₽

Адрес:

ЦСК «Смена», ул. Б. Шахиди, 7