Это ненормально. Использовать громкую аудиорекламу на улице
Каждый казанец знает, насколько невыносимой может быть беспорядочная звуковая реклама на улице Баумана. В новом выпуске «Это ненормально» мы поговорили с урбанистом и владельцем ресторана на Баумана и узнали, регулируется ли аудиореклама законом.
Как хаотичный звук вредит городу
Ксения Майорова
философ, научный сотрудник и преподаватель Высшей школы урбанистики им. А.А. Высоковского ФГРР НИУ ВШЭ
Может показаться, что вопрос о звуке в городе — это излишнее эстетство, полезность которого сомнительна в условиях наличия каких-то «объективно важных» городских проблем. Но это не совсем так. Хаотичная звуковая среда может повлечь массу проблем со здоровьем, начиная от состояния перманентного стресса, бессонницы, различных неврозов и вплоть до сердечно-сосудистых заболеваний, расстройств пищеварительной системы, нарушений функционирования гормональной системы. У детей проблемы в том числе могут носить социальный характер — множество научных исследований посвящено выявлению закономерностей между загрязнением окружающей звуковой среды и нарушениями психического, интеллектуального развития и, как следствие, проблемами с социализацией. То есть звук в современном городе — это не просто вопрос «эстетики», это реальная, если угодно, физическая (в той мере, в какой звук — это физический объект, буквально атакующий наши тела и психику, хоть мы его и не видим) угроза.
Звуковое загрязнение влияет и на считываемость городской среды. Среда должна быть понятной, удобной, в ней должно быть просто ориентироваться, перемещаться и понимать, что и где находится, где и когда уместны одни действия и неуместны другие. Чем больше звуков (особенно плохо продуманных и не скоординированных между собой) мы слышим, тем труднее нам сосредоточиться на том, что в среде может представлять для нас ценность и интерес. Лишний звук перетягивает внимание, отвлекает, путает.
Еще один очень важный аспект, который особенно актуален в контексте центральных улиц Казани, — это участие звука в формировании (или разрушении) уникального образа места. Проблема охраны исторического наследия ставится все чаще, это прекрасно. Но при этом о роли звука в производстве и поддержании уникального исторического образа пока сказано довольно мало. В мае на фестивале «Наследие» мы с коллегами посвятили этому вопросу целый круглый стол, но это было первое мероприятие на эту тему в России. Его задачей было скорее поставить проблему, чем ее решить. Но это не мешает уже сейчас задуматься над каждым звуком в центре города: является ли он неотъемлемой составляющей этого места, подчеркивает ли он историческую значимость этого места или скорее мешает ее обнаружить? Грубо говоря, если на исторической улице слишком шумно, вы постараетесь побыстрее оттуда уйти, так и не посмотрев на ценные объекты.
Как регламентировать звук в городе
Ксения Майорова
философ, научный сотрудник и преподаватель Высшей школы урбанистики им. А.А. Высоковского ФГРР НИУ ВШЭ
Регламентировать звук в городском пространстве довольно сложно. Это связано в первую очередь с тем, что мы, как представители визуальной культуры, не знаем, как об этом говорить. Звук не существует как правовая категория, тем более не существует классификаций звука, по которым можно было бы звуки различать и одни поощрять, другие ограничивать. Как правовая категория существует, по сути, только шум, но шум — количественная категория, а не содержательная: определяя, что какой-то звук превышает допустимую норму по громкости, мы ничего не говорим о его содержании. Тем самым будто не проводим различия между отбойным молотком и салютом, которые как звуки могут быть примерно равнозначными, но как городские события, считываемые горожанами, — очень сильно различаться.
К тому же звук — это не только реклама. Мы сами производим его (ходим, ездим, говорим и прочее). Развивая эту идею, мы понимаем, что звук делает горожан действующими субъектами городской среды, способными мгновенно поменять ее. Один человек не может перенести и разрушить памятник (его признают вандалом), но он может просто включить громкую музыку и тут же изменить среду. Речь и о праве творческой самореализации (уличная музыка, например), и о политическом волеизъявлении (собрания, митинги с лозунгами). Поэтому тотальное регламентирование городской звуковой среды — прерогатива полицейского государства, поскольку оно способно полностью отобрать у жителей и без того небольшие крупицы легальной социальной агентности.
Именно поэтому я не сторонник полного запрета звуковой рекламы. Как минимум потому, что это эффективный маркетинговый инструмент. Учитывая, что в нашей стране и без того непростые условия для малого бизнеса, возможно, кому-то такой запрет покажется очередным актом ущемления прав. Но ограничение или запрет на использование звуковой рекламы в определенных местах — необходимы. Это может быть ограничение каких-то активностей (пользование автомобилем, например), использования звукоусилителей без предварительного согласования (так на правовом уровне поступили в Москве с уличными музыкантами).
Иными словами, речь идет не о звуках самих по себе, а о практиках, следствием которых становится звук. Сначала нужно понять, что это за место, в чем его смысл, что там происходит, и затем подумать, какие звуки там уместны, какие нет, почему. И только тогда принимать какие-то регламенты. Если мы всерьез рассмотрим ту же улицу Баумана и задумаемся, в чем ее уникальность и культурный капитал, как он может быть раскрыт и реализован, то вопрос о том, насколько там уместна звуковая реклама столовых или музея оптических иллюзий, решится сам собой.
Что происходит с аудиорекламой на Баумана
Михаил Шарипов
соучредитель кафе «Сказка»
На мой взгляд, звуковая реклама — это проблема. Улица создана для людей, а людям в первую очередь хочется чувствовать приятную атмосферу Казани, а не слышать стихийный шум.
Звуковая реклама мешает кафе «Сказка», потому что она портит уровень удовлетворенности от прогулки наших гостей. Иногда мы спрашиваем, как им улица Баумана. Если не нравится, то в том числе из-за громкой рекламы, которая создает неуют. Все это влияет на общую оценку.
Чтобы оградить гостей от рекламы, мы сделали на летней террасе свое звуковое оформление. Но иногда у нас тоже появляется звуковая реклама: в промежутках между музыкой есть короткая информация о кафе. Сказать, что такая реклама не работает, не могу: люди обращают внимание на музыку, подходят, смотрят на нас и решают зайти. Какую-то часть трафика она приносит, но мы ее включаем, чтобы заглушить другие, более громкие звуки. Если появится единый регламент для всех участников улицы, мы с радостью отключим свои носители или приведем их в соответствие.
Безусловно, нынешнее состояние — стихийное, когда каждый думает только о себе, — требует изменений. Нужно ориентироваться не на потребности бизнесов, а на то, что хотят слышать люди, гуляющие по Баумана. Звук улицы — важнейшая часть ее атмосферы.
Пресс-служба мэрии Казани
Правовое регулирование рекламы на территории РФ осуществляется Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». Он напрямую не запрещает звуковую рекламу, но запрещает распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств, а также звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием транспортных средств.
Распространение звуковой рекламы и сама звуковая реклама законом разрешены. Но существуют регламенты, например, в части уровня шума и времени суток.
Указанные нормативы установлены в Решении Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299 «О применении санитарных мер в Таможенном союзе». Для жилых домов и квартир такие нормативы установлены в пункте 1.3 приложения 7.1. В период с 7:00 до 23:00 максимальный уровень звука не должен превышать 55 дБА; в период с 23:00 до 7:00 утра — 45 дБА.
Эти нормативы содержатся и в Санитарных нормах «СН 2.2.4/2.1.8.562-96. 2.2.4. Физические факторы производственной среды. 2.1.8. Физические факторы окружающей природной среды. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки», утвержденных Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31.10.1996 № 36.