Burger
Три спектакля о судьбе женщин. Как прошел «Молодежный вторник» в театре Камала
опубликовано — 25.10.2019
logo

Три спектакля о судьбе женщин. Как прошел «Молодежный вторник» в театре Камала

Что происходит с образом девушки в современном татарском обществе

22 октября в Татарском театре имени Г. Камала впервые прошел «Молодежный вторник». Здесь показали три спектакля на татарском языке, поставленные по текстам молодых девушек-драматургов, а в антрактах выступили поэты и альтернативные татарские группы, прошли показы новых коллекций национальных брендов. «Инде» побывал на премьере, пообщался с создательницами пьес и рассказывает, что представляет собой «Молодежный вторник».



Нияз Игламов

завлит Татарского театра имени Г. Камала

Два года назад мы проводили лабораторию «Яңа татар пьеса» («Новая татарская пьеса». — Прим. «Инде»). Мы решили поставить три пьесы из 13 написанных в рамках этого проекта. Когда режиссеры начали работать, выяснилось, что между текстами есть много перекличек, возникает некий метадискурс, метаконфликт: как меняется образ молодой творческой женщины в современном татарском обществе, как меняется ее мироощущение. При этом многое здесь замешано на ментальных проблемах личности, на ощущении присутствия хаоса, который сильно воздействует на человека сегодня. Несколько таких перекликающихся тем позволили объединить постановки.

Чтобы зрители не заскучали, мы придумали антракты, во время которых можно увидеть представителей других искусств. Пригласили молодых художников, музыкантов, поэтов, дизайнеров, разработчиков современной национальной кухни, устроили показ модных домов. До конца года будет играться по два спектакля в месяц, а дальше — посмотрим.

«Парковка»

Автор пьесы Сюмбель Гаффарова, режиссер Олег Киньзягулов

История о борьбе с неправильно паркующимися соседями становится притчей об одиночестве, на которое обречен человек, решившийся пойти против системы. Люди вокруг — скопище галдящих дикарей, готовых растерзать выскочку. Фатима, беременная молодая женщина, безрезультатно ищет справедливости и поддержки. Ее принимают за сумасшедшую, она интеллигентка, не патриотка, чужая для толпы. Даже муж не встает на ее сторону, а сливается с общей враждебной массой. Только бездомный и проповедник не от мира сего понимают ее, но ничем не могут помочь.

Основа сценографии — двухуровневый цилиндр, который затем распадается на три части. Круг превращается в зазубренный зигзаг, в безжалостные челюсти. Мечта о гармонии оборачивается катастрофой. Друг детства, ставший полицейским, бьет женщину в живот за выход на митинг — он всего лишь исполняет приказ. А толпа, с таким упоением третировавшая одиночку, теперь молча сидит к нам спиной в глубине сцены, предпочитая ничего не замечать.

Сюмбель Гаффарова

Отправная точка пьесы родилась благодаря Юлии Тупикиной, моему куратору на лаборатории. Она сказала: пишите о том, что волнует вас в данный момент, тогда ваши мысли дойдут до зрителя. А у меня с мужем тогда шла тяжелая борьба с соседями из-за машин, припаркованных во дворе, — они мешают проехать с коляской по тротуару. Когда от одной из соседок пошли угрозы в наш адрес, мы сообщили об этом в полицию. После этого соседка стала сама обвинять нас в каких-то нарушениях, и нам пришлось ехать в отделение для составления протокола.

Самый главный аспект в пьесе для меня — социальный. Кто такой патриот в нашей стране? Что такое выйти на улицу с плакатом, когда тебе есть что терять? Я хотела показать, в каком мире мы сейчас живем. Многие просто не хотят видеть того, что творится сейчас в той же Москве. Все эти задержания митингующих, которые безобразно и лицемерно преподносятся в СМИ. Кто-то думает, что это все ерунда, инфантилизм, а для кого-то это очень важно — выйти с плакатом, высказать свою точку зрения. Для меня важно, что это звучит со сцены. Возможно, пьеса даст пищу для размышлений тем, кто думает, будто у нас все хорошо.

«Двери»

Автор пьесы Эндже Гиззатова, режиссер Рамиль Гараев

В начале спектакля перед нами семья, спящая под одним общим покрывалом, — мама и трое детей. Женщина шепотом рассказывает свою историю. У младшего — Арслана — аутизм. Он плавно передвигается в красном костюме космонавта, словно находится в открытом космосе. Три белых экрана превращаются то в мельтешащие огни ночного города, то в огромный изолятор с мягкими стенами. У переднего края сцены подвешен маленький школьный глобус. Справа — красная будка переговорного пункта, слева — телефонная: это артефакты недавнего прошлого, кажущиеся сейчас полуфантастическими.

Мир говорящих взрослых срастается в постановке с немым, но осязаемым пространством ребенка, у которого своя, особенная вселенная. Мама становится проводником между этими мирами, пытается наладить контакт с сыном. Как и героине предыдущей пьесы, ей предстоит справляться в одиночку. Муж бросает женщину и спивается, а остальные действующие лица враждебны или равнодушны. Но тихий уверенный голос мамы, ее любовь к сыну и мягкая сила позволяют верить, что у этой семьи все будет в порядке.

Эндже Гиззатова

Моя пьеса написана в жанре вербатима. Реальную историю главной героини я смонтировала с речью разных людей — моих сверстников, друзей, других родителей, столкнувшихся с темой аутизма. Основная часть историй — казанские. Центр «Апрель», который фигурирует в пьесе, — это реальный реабилитационный центр в Казани. Мне хотелось рассказать, что с аутизмом сталкивается много разных людей. А форму документального монолога я выбрала потому, что посчитала, что не имею права придумывать чувства этих людей — будет фальшиво.

«Двери» — мой первый опыт создания полноценной пьесы. Я написала ее в 20 лет. Когда я начинала работать над ней, то, конечно, не думала, что ее поставят в Камаловском театре. Кто-то сказал на обсуждении, что язык у пьесы не литературный, уличный, и в театре такого быть не должно, но это не общее мнение.

«Туман»

Автор пьесы Гузель Сагитова, режиссер Фарид Бикчантаев

Посреди сцены стоит огромный черный диван, вокруг — прямоугольные узкие занавесы. Это дом молодой пары, он — журналист, все время на работе или в гаджетах, а она находится в постоянном поиске себя. У него общественные процессы, борьба за татарский язык, а у нее — стихи и размышления о вечном. Под музыку Мубая, под татарский рэп они ругаются, мирятся и снова ругаются. По скайпу мы видим подругу девушки — полную ее противоположность, которая ни о чем не беспокоится. А на улице героиня встречает некоего профессора, больше похожего на старого бездомного, который таскает за собой решетчатый контейнер с осколками и все время твердит: «Зря». В молодости старик признался другу в любви, а в ответ услышал только насмешки. В результате он закрылся на всю жизнь, словно покрылся панцирем. Стал ходячим сожалением.

Мир, в котором живет героиня, нестабилен, мы до конца не понимаем, реально ли происходящее с ней или это морок помутившегося сознания. Постепенно все черные занавесы срываются, и мы оказываемся в белом пространстве. Все переворачивается. Муж, который был для девушки главным человеком в жизни, подруга — они предали ее, все превратилось в туман, иллюзию. И ребенок, которого она ждет, становится для девушки такой же иллюзией, с которой нужно расправиться.

Гузель Сагитова

В лаборатории я потратила больше времени на борьбу с собой, чем на написание пьесы. Наш педагог Юлия Тупикина призывала нас в первую очередь избавиться от перфекционизма, а его у меня предостаточно. Так что «Туман» — не просто моя первая пьеса, но и первая победа над собой.

Это история об одиночестве, страхах и уязвленности современного человека. Эта неуверенность идет с детства и поддерживается обществом. Именно из-за страха люди выбирают не тот путь, боятся заглянуть внутрь себя. Героиня решила изменить этот сценарий, но, не имея ориентиров, не справилась. Возможно, потому, что она еще не прошла свой духовный путь, который, вероятно, только начинается.

Фото предоставлены Татарским театром имени Г. Камала