Музыкальные итоги года. 68 альбомов 2019-го — от ретрогрува до метала с женским вокалом
«Инде», как обычно в декабре, попросил музыкальных критиков и авторов телеграм-каналов о музыке поделиться своими тематическими списками лучших, на их взгляд, альбомов уходящего года.
Николай Овчинников
редактор раздела «Музыка» на «Афише Daily», создатель телеграм-канала Voice
Шесть лучших русскоязычных альбомов
Альбом года. Все еще лучшая рок-группа, поющая по-русски. Илья Черепко-Самохвалов под ритмичный постпанк продолжает витиевато рассказывать о том, что ад ждет не за углом, а прямо на кухне.
Открытие года. Минское трио тиражирует ретрогрув, что твои Badbadnotgood. Им в этом помогают «Интурист» и Петар Мартич из группы «Пасош». На выходе — 11 щемящих и трогательных песен ни о чем и обо всем.
Рэп года. Один из главных рэперов десятых возвращается к тому, с чего начинал. Вместо жирного грува от Dark Faders — доморощенный сухопарый бит. Но главное — тексты: магический реализм и бытовые истории, где мечты о далеких галактиках оборачиваются пьяным сном.
Мрак года. Краснодарско-петербургская группа равным образом удачно препарирует русский рок эпохи «Нашего радио» и зарубежную альтернативу. Как результат — морозные, как зимняя кубанская степь, песни про смерть и винтовку.
Непролазный мрак года. Петербургский рэпер записал, наверное, самый странный альбом в жанре. Это деформированный, вывернутый наизнанку хип-хоп, находящийся на грани срыва в пропасть.
Фан года. Альбом Семена Лисейчева — ответ на тьму, страсть и грязь русского рэпа. Это солнечный олдскульный рэп спортивного толка, в котором никакого двойного дна — только хэдбенгер, хэдбенгер, хэдбенгер.
Владимир Завьялов
редактор The Flow, соавтор телеграм-канала Voice
Семь лучших поп-альбомов
Mark Ronson — Late Night Feelings
Житейская история: артист думает, как жить дальше после главного хита в своей жизни, а тут некстати еще и болезненное расставание — и об этом музыка только и пишется. Но Late Night Feelings — не просто альбом сердечно-слезных песен под светом старого дискошара, он еще и о том, как эффектно доверить их спеть разноголосым девушкам калибром от Энджел Олсен до Майли Сайрус. Самое главное — второй Uptown Funk здесь нет, но вместо нее — красивый сюжет о том, как девушки озвучивают мужские слезы.
Альбом, где от контекста не отвертеться, хоть убей: в прошлом году ушел из жизни экс-бойфренд певицы, рэпер Мак Миллер, Ариана нелегко это переживала и даже отменила помолвку с комиком Питом Дэвидсоном. Что в итоге: в разгаре тура к прошлому альбому Ариана быстро написала новый — к удивлению, не скороспешный, а с охапкой хитов: манифест сильной девушки о том, как утереть слезы и переплавить боль и рефлексию в большие хиты. К очевидному успеху 7 Rings и Thank U, Next сейчас сложно уже что-то добавить, но стоит сказать, что и остальные песни там под стать главным: хлесткие и борзые бэнгеры, которые бы разобрали на синглы иные певицы второго ряда.
Если песня про сеньориту играла в этом году вообще везде, то на альбомной дистанции успех Камилы Кабельо оказался калибром поменьше. И правда: за скобками главного хита альбом певицы — не сметливый на бэнгеры, без острых слов и драматического контекста, обезгрувленный и чересчур приторный. Но он берет другим — чаще всего тут обыгрывают в балладах дела сердечные, есть доза латины в допустимых пределах: безо всякой пошлости альбом можно обозвать обаятельным или как минимум приятным.
Как успешно перевезти общепринятый трендовый поп на непростую фонетическую почву — главным образом именно на этот вопрос и отвечает альбом певицы Санни Куркисуо, если угодно — финской Арианы Гранде. Это тот самый случай, когда лексический барьер, и только он, становится непроходимой стеной для глобального успеха. И очень жаль, ведь альбом того заслуживает: это десять песен безупречной поп-музыки, где образцово отыгрывают и мелодрамы, и боевики.
Шведка Туве Лу — одна из самых беззастенчивых поп-певиц поколения: и про хэнговер снимет клип, и про то, что хочется, но нельзя (что бы это ни было) споет, и футболку на концерте поднимет. Впрочем, вряд ли бы это все работало без упаковки в притягательные мелодии и эффектный продакшн. Альбом Sunshine Kitty — куда больше про первое, чем про второе. Это не острый на слово (что удивительно), но сладкоголосый и по-икеевски уютно обставленный поп на разный лад: тут и диско, и кричалки с трещотками, и медляки сердечные — чем не выставка достижений поп-музыки момента?
Cage The Elephant — Social Cues
Поп не в буквальном значении, но по духу: когда-то шестерка из Кентукки реставрировала блюз-рок со скулящими гитарами и приглашала к себе постучать на барабаны Дейва Грола, а уже в десятые радикально упростила мелодии и звук и даже нечаянно взяла «Грэмми». Social Cues — увлекательное руководство по тому, как играть беззаботный и вневременной гитарный поп для колледж-радиостанций и Topshop — и в этом преуспевать: у Мэтта Шульца и коллег есть очевидный нюх на прилипчивые припевы, что и используется по прямому назначению.
Экс-участник бойзбенда One Direction два года назад правдоподобно отыграл Робби Уильямса с разрывной балладой Sign of the Times и альбомом староверского рока вместо былых поп-упражнений в группе. Страсть к ретро осталась, но поменялась обертка — теперь ретрогитары упакованы в подвижный поп, а еще появился небелый (и нелишний!) грув. Вместо разрыва и надрыва — благозвучие и простодушие, без лишней страсти и патоки, но со вкусом и обаянием.
Кристина Сарханянц
музыкальный журналист, автор telegram-канала «Чушь в массы!»
12 альбомов, записанных женщинами
She Wrote The Music: необходимое предуведомление
В 2019 году мне посчастливилось побывать на выступлении трио американской джазовой пианистки и композитора Карлы Блей, и это был во всех отношениях ошеломительный концерт. В одной из интермедий давний партнер Блей, бас-гитарист Стив Своллоу вышел к микрофону, чтобы напомнить собравшимся, что всю музыку, что исполняет коллектив, вообще-то написала Карла. Действительно, значительный корпус сочинений Блей был написан в конце 1960-х — 1970-е — в плане сочинительства в музыкальной индустрии и мире джаза в частности время почти исключительно мужское. И тут женщина-композитор! Блей по этому поводу даже иронично замечает, что порой ей кажется, будто впору выходить на сцену с табличкой «Музыку написала она» (She Wrote The Music).
Конечно, за полвека в индустрии многое изменилось, в том числе за последние годы на волне движения Me Too. В 2019-м один из крупнейших европейских фестивалей популярной музыки Primavera Sound в Барселоне прошел под девизом New Normal, в его лайнапе было одинаковое количество исполнителей и исполнительниц. Тем не менее в музыкальном бизнесе отношение к женщинам-авторам все еще очень противоречивое, в медиа и самой отрасли не утихают разговоры о том, как непросто быть женщиной в современной музыкальной индустрии.
Привожу здесь 12 альбомов этого года, записанных женщинами (в алфавитном порядке), не с целью манифестации каких-то убеждений, но в надежде, что времена, когда мы будем относиться ко всем участникам музыкальной индустрии как к равным, стали чуть ближе.
Запоминающиеся мелодии, инструментальная полифония и сумрачная лирика в обрамлении завораживающего голоса — новозеландка Олдоус Хардинг записала сборник идеальных поп-песен. В лучшие моменты (например, в треке Damn) вокал напоминает Нико.
Артист года на постсоветском пространстве. Наблюдать за развитием Алены Савраненко, которая зачастую не просто идет наперекор принятым в жанре и индустрии стандартам, но прокладывает свой путь, — сплошное удовольствие.
Первый сольный альбом вокалистки Alabama Shakes оказался много интереснее и изобретательнее всего, что блюз-исполнительница сделала в группе.
Hildur Guðnadóttir — Chernobyl (Music from The HBO Miniseries)
Помимо до костей пробирающего саундтрека к «Чернобылю» Йохана Ренка и Крейга Мейзина, в 2019-м Хильдур Гуднадоттир написала музыку к «Джокеру» Тодда Филлипса. И это, без сомнения, важнейшие саундтреки года.
Доктор философии Холли Херндон записала альбом при участии искусственного интеллекта, и это, конечно же, нужно услышать. Разработанная Холли и ее партнером Мэтом Драйхерстом Spawn слушает и пишет музыку, при этом не претендует на захват мира. Возможно, будущее поп-музыки будет таким.
Jaimie Branch — Fly or Die II: Bird Dogs of Paradise
Одна из главных представителей молодой чикагской джазовой сцены, трубачка Джейми Бранч выпустила продолжение дебютного альбома Fly or Die. На второй пластинке, получившей подзаголовок Bird Dogs of Paradise, Бранч решается на включение в запись вокала.
Jenny Hval — The Practice of Love
В 2016-м альбом норвежской художницы Дженни Вал Blood Bitch в редакционные списки лучших поп-записей года включили крупнейшие профильные издания, от Pitchfork до Wire. Казалось, что сделать что-то еще круче просто невозможно. Но Вал смогла.
Kali Malone — The Sacrificial Code
Почти два часа атмосфернейшего медитативного органного дроуна в трех отделениях, записанных, соответственно, в трех шведских кирках.
Странно думать и еще более странно произносить / писать, но это дебютный сольный альбом Ким Гордон. Да еще и лучше практически всего, что она делала в многочисленных проектах после Sonic Youth.
Lana Del Rey — Norman Fucking Rockwell!!
Лучший на данный момент альбом Элизабет Грант. Да, круче Born to Die.
Двадцатипятилетняя Симбиату Аджикола против неустроенности мира. Сил и ярости ей не занимать.
Nivhek — After Its Own Death / Walking In A Spiral Towards The House
Лиз Харрис рассказывает леденящую кровь и душу историю в формате альбома — эмбиент-хоррора.
Также рекомендую послушать альбомы Angel Olsen, Anna Meredith, Beth Gibbons, Carla dal Forno, Cate Le Bon, Felicia Atkinson, Jessica Pratt, Karen O, kedr livanskiy, King Princess, Laurel Halo, Loraine James, Mary Halvorson, Mary Lattimore, Mica Levi, Moor Mother, Nilüfer Yanya, Nina Kraviz, Octo Octa, Peggy Gou, Spelling, Stella Donnelly и Sudan Archives.
Айдар Хуснутдинов
участник групп ЯNA и Djinn City, автор телеграм-канала «Казанализация», поэт
Девять (и еще пять) альбомов местных музыкантов
Группе ioch — 13 лет. А первый альбом у нее вышел только сейчас. На нем — все тот же атмосферный построк, под который в «Маяковский» приходило рубиться по несколько сотен жителей медведевской России. Послушайте и перенеситесь в благословенные времена.
Peach — «Пацаны и чушпаны» и «ВИЧ»
Peach — это супергруппа из олдовых казанских панков, с каждым альбомом меняющая стиль и название. Жизнерадостные тексты про будни субкультурщиков и бодрое, почти танцевальное музло, под которое приятно пылесосить квартиру.
Зуля Камалова — наше все. Но это не единственная причина качнуться под «Алты көн ярату». Остальные — стихи Йолдыз Миннулинной, вокал Мубая, музыканты со всего мира и, наконец, почти гениальный продакшен Михеля Холландерса, который сам мастерит инструменты, а ритмы песен настукивает на подручных поверхностях.
Нежданчик: один из самых интересных рэп-альбомов года вызрел на татарстанской почве. А именно в Челнах: «Эдем» — название бюро ритуальных услуг, рядом с которым выросла Айгель Гайсина — половина дуэта «Аигел».
«Ё***ки Воробушки» — «Недотыкомка»
«Воробьи» называют себя панками, но на деле звучат почти как Arcade Fire, а сиське «Жигулевского» предпочитают крафт и дорогой виски. Что, как ни странно, не мешает им писать одни из лучших песен на Руси.
Десять казанских артистов собрались и за три недели сочинили и закончили по песне, связанной — как утверждают артисты — с Новым годом. Из них составился благотворительный сборник. Получилось по-домашнему, свежо и обаятельно. Слепком казанской сцены его назвать нельзя (например, тут нет ни одного трека на татарском), слепком 2019-го — точно можно.
«Человек Цеце» — «Они такие родились»
Юра Хой мертв, а дело его живет. Спасибо за это группе «Человек Цеце», записавшей идеальный саундтрек для поездки с оравой детей на дачу (проверено). Правда, песню про куннилингус вам придется переключить.
ЯNA — «Грустные песни про любовь»
Хвалить себя — дело неловкое, но неизбежное. Но что, если у группы, в которой играет ваш покорный слуга, и правда вышел классный альбом? В нем — арпеджированные гитарки, нежность и подростковая романтика от взрослых людей.
Что еще послушать:
Георгий Кожевников
автор telegram-канала «Гоша на дискотеке»
Восемь лучших экспериментальных альбомов
Carl Gari & Abdullah Miniawy — Whities 023 (The Act Of Falling From The 8th Floor)
Английский лейбл Whities за последние пять лет заработал репутацию бренда, выпускающего исключительно удачную электронную музыку, и альбом The Act Of Falling From The 8th Floor стал очередным тому подтверждением. Пластинка является итогом совместных усилий немецкой группы Carl Gari и египетского поэта Абдуллы Миниави. Искренняя и глубокая грусть голоса Миниави в сочетании с туманной электроникой немецкого трио образует шесть завораживающих, магнетических композиций, которые хочется переслушивать снова и снова.
Blacks' Myths — Blacks' Myths II
Вторую по счету работу американского дуэта Black’ Myths можно определить как нечто среднее между джазом и панком. Идеальным сочетанием экспериментального стиля Black’ Myth и понятных слуху мелодических фигур стал трек Free Land — центральное произведение альбома, которое обязательно стоит послушать каждому, кто хочет приблизиться к истине и познать рай. Поверх некоторых композиций наложен голос рассказчика — профессора Томаса Стэнли, размышляющего о необходимости переоценки роли афроамериканцев в контексте прошлого и настоящего Америки.
Новая пластинка американского дуэта Matmos записана с помощью предметов из пластика. Это не первый альбом, созданный группой благодаря необычным концепциям звукоизвлечения: в 2000-х они выпустили пластинку, созданную на основе гула операционной комнаты, а в начале 2010-х записали альбом на основе шумов, полученных в ходе телепатических экспериментов. Звучание их последней работы полностью соответствует своему названию, но в то же время содержит много акустических добавок, которые делают ее более привычной для слуха неокрепших любителей экспериментов.
Весьма доступная для восприятия вещь, несмотря на сильное смешение жанров: рок, фолк, блюз, дроун, джаз, африканская этника — все это бережно слито дуэтом 75 Dollar Bill в единую музыкальную историю. Сказать что-нибудь определенное по поводу этой работы сложно, кроме того, что ее буйная энергия завораживает и напоминает одновременно и Tinariwen, и Velvet Underground. Неважно, насколько вы прошарены в музыке — после прослушивания I Was Real каждый оказывается там, где до этого не был.
Caterina Barbieri — Ecstatic Computation
Если хотите узнать, как звучит один из наиболее удачных сай-фай-альбомов 2019 года, то непременно послушайте эту работу. В целом пластинка молодой итальянки Катерины Барбиери обращена к теме чувственности — синтезаторный звук помогает автору исследовать это понятие настолько тщательно, насколько это можно сделать в контексте 36-минутного музыкального альбома. Уловить его настроения можно и просто окинув взглядом трек-лист: Closest Approach To Your Orbit, Spine Of Desire и Pinnacle Of You.
Целый час свободно текущего гитарного дроуна / эмбиента от новозеландского музыканта по имени Эндрю Мун (Andrew Moon). По словам исполнителя, на альбоме RTS он соединил композиции, которые неторопливо записывал в течение последних 25 лет. Созерцательная и медитативная музыка, под которую хоть раз нужно прогуляться зимней звездной ночью, размышляя о высоком.
Bill Orcutt — Odds Against Tomorrow
Экспериментальная блюзовая работа, созданная инструменталистом Биллом Оркуттом. Звук его гитары необходим мужскому эго, как дорогой крем потрескавшимся от мороза рукам или как ледяная купель выбежавшим из бани юношам. Можно продолжать, но боюсь, что многие перестали читать этот пассаж уже на слове «крем». Особенно неординарными вышли треки, на которых Оркутт заново исследует потенциал мультитрекинга, создавая многослойные инструментальные композиции.
Автором одного из лучших российских альбомов уходящего года стал сибирский музыкант Егор Клочихин, он же Foresteppe. Музыкальная хонтология, экспериментальная электроника или высочайший мистицизм — все эти словосочетания подходят как к творчеству господина Клочихина в целом, так и к последней пластинке в частности. По словам автора, альбом Karaul записан по мотивам его травматического опыта армейской службы в ракетных войсках РФ.
Александр Докучаев
автор telegram-канала «Docuch и его металлы»
Шесть металлических альбомов, записанных женщинами
Один из самых неожиданных трендов года — массовое пришествие вокалисток в олдскульный хеви-, спид- и дум-метал. Совпадение ли это, что женщины по всему миру решили петь торжественные гимны мечам и магии? Покажет только будущее, а пока можно вдоволь насладиться женскими голосами в этих узких и преимущественно мужских жанрах.
После двух EP и сплита финны Chevalier наконец записывают свой дебютный альбом. Запись проходит живьем в недорогой студии, и мы получаем полный набор связанных с этим недостатков — постоянно что-то фонит, шумит, а музыканты то и дело косячат. Но все эти проблемы неважны, ведь цель достигнута — Destiny Calls звучит словно потерянный спид-металлический альбом, созданный в середине 1980-х.
Расс Типпинс, гитарист ветеранов NWOBHM Satan, решил вспомнить молодость и поиграть музыку помягче, в духе героев своей юности Thin Lizzy и Blue Oyster Cult. Басистка Синди Мэйнард усердно копирует манеру игры молодого Стива Харриса. Вокальные обязанности Расс и Синди делят пополам, и это главная фишка альбома — часто ли вам доводится слушать полноценный дуэт мужского и женского голосов?
Очередная удачная находка лейбла I HATE. Голос Джулии фон Крузенштерн напоминает молодую Доро Пеш, а музыку качает от тевтонского хеви в духе Iron Angel и Warlock до спид-метала Exciter и Razor. Кроме Mystik у Джулии и барабанщика Патрика Дагланда есть второй хеви-металлический проект Source, выпустивший в этом году сингл Spelling Swords.
Smoulder — Times of Obscene Evil and Wild Daring
Канадский проект, в котором грозно потрясает мечом и микрофоном ведущая ютуб-шоу Banger TV Сара Энн. Smoulder прослушали много метала, прочитали много героического фэнтези, и им не терпится поделиться всем этим богатством со слушателем. Каждая песня повествует об очередном книжном герое и выполнена с оглядкой на лучшие группы — тут есть Майкл Муркок и Manowar, Джордж Мартин и Solstice, «Сага О Копье» и Reverend Bizarre. Благодаря прекрасному звучанию, сильному голосу Сары и разнообразной музыке этот альбом стал самым сильным в подборке.
Iron Griffin — Curse Of The Sky
Второй релиз молодого финского проекта. За все инструменты отвечает барабанщик Mausoleum Gate Оскари Рясянен, и с работой он справляется не очень. Заезженные риффы, бедные аранжировки, да и сыграно все очень слабо. Так бы и остался Curse of the Sky очередной забытой пластинкой с ретрометалом, но альбом спасает вокал Майи Тильяндер. Майя вопит, словно сирена воздушной тревоги, с наскока берет все высокие ноты и от души поет про такие важные вещи, как метал, битвы и боевая слава. В сумме получаем неровную, но достойную внимания запись. Жду следующую пластинку и надеюсь, что Оскари подтянет навыки владения инструментами, а Майя не потеряет боевой дух валькирии.
Старейшая британская эпик-метал-группа всегда отличалась бесконечными сменами состава, очень уж непростой характер у ее лидера Ричарда Уокера. Этот год не стал исключением — вскоре после записи альбома White Horse Hill группу покинул вокалист, а спустя несколько месяцев за микрофонную стойку в Solstice впервые встала женщина. White Thane — первый EP с участием вокалистки, скрывающейся за псевдонимом Hag Thorne, открывающий новую эру в истории группы.
Сергей Мезенов
обозреватель Colta.ru, редактор журнала «Мастера Сибири»
Восемь отличных гитарных альбомов из Сибири
«Позоры» из Томска уехали, но дело их живет, в том числе стараниями их бывших участников — на гитаре в «Зачарованных» играет Егор Вольф, человек множества томских групп, в «Позорах» игравший на басу. «Я буду орать, материться и драться, танцевать и петь подшофе, я буду сопротивляться и сгорю в аутодафе», — громко и пронзительно, как и обещала, вокалистка Алена Алькова сообщает о своем протесте против навязываемых ей норм, а группа поддерживает ее несколько рудиментарным, но невероятно зажигательным панковским шумом. За пять песен своего дебютного миньона «Зачарованные» успевают помирить задорные матерки с философией, а боевую феминистскую риторику прямого действия с мрачными рассказами-зарисовками — и все это под аккомпанемент яростного и динамичного панка.
Проект омича Дмитрия «Крамба» Лапутина, неутомимого исследователя возможностей гитарного дроуна свободных форм (на его Bandcamp-странице Crumbnoise выложены 28 релизов, подписанных 10 разными проектами). Таким нечитаемым набором символов Крамб обозначает свой «рок»-проект — тут звучит напористый гитарный построк, разогнанный до скоростей пикирующего на врага истребителя. Композиционных или структурных изысков тут по минимуму — сосредоточенная ритм-секция выступает в роли двигателя внутреннего сгорания, разогнавшегося до полных оборотов, поверх накладываются суровые гитарные шквалы. Сносит как следует.
Зажигательный дебют из Бийска, экстатический и заполошный постхардкор (в классическом, вашингтонском понимании середины 1980-х), сыгранный так, будто нет ни вчера, ни завтра, а есть только бесконечное сияющее сейчас. Качество записи может вызывать резонные вопросы, но энергия и готовность фигачить до звездочек в глазах пробивают всякие технические ограничения.
Дневная доза дискомфорта — «Дневная доза дискомфорта»
Отменный хаотичный хардкор из Иркутска, пять грохочущих гитарных номеров, всю дорогу выворачивающихся наизнанку, как ребра второстепенного героя «Чужого», из которого наружу рвется инопланетная тварь. Весь альбом записан музыкантом Дмитрием Абдусалямовым в одиночку, в свете чего отменно выстроенный звук альбома — многослойный, шумный, с внезапными провалами в мрачный эмбиент, вызывает еще большее уважение.
«Курица по-пекински» — ЕР 2019
Дебютный мини-альбом обаятельного девичьего трио из Омска, практикующего мелодичный гитарный инди-рок с оглядкой на великих (Sonic Youth, The Breeders, Yo La Tengo, в таком духе). Главная сила «Курицы» — в сплаве мечтательных поп-мелодий с уверенным гитарным шумом; изрядно помогает также и отличная лирическая позиция, в которой девушки весело подтрунивают над штампами межполовых отношений и собственной обманчивой наивностью. Венчается эта запись без дураков грандиозным номером «Пикап», в котором девчонки превращают обаятельно-дурацкую историю про неудачи на ниве знакомств в баре в 10 минут сиятельного шугейз-блаженства.
Grima — Will Of The Primordial
Блэк-метал пришел к нам из Скандинавии, так что вполне логично было бы предположить, что он может неплохо прижиться на сибирских землях. Правда, мало кто всерьез пытался укоренить его в чем-то чисто сибирском — чем как раз занимаются красноярские братья-близнецы Глеб и Максим Сысоевы в новом альбоме своего проекта Grima. Тут воспевают сибирскую природу и мифологию, обращаются к языческим корням и поют о лесных пожарах — и все это под напористый и эмоциональный блэк, богато украшенный где духовыми, где аккордеоном. Уж если замерзать в сибирских лесах, то вот с какой-то такой музыкой.
«Хаунд» — «Музыка для торговых центров»
Вальяжно-плясовой рок для драм-машинки, гитары и ленивой усмешечки. Новосибирский программист Артем Липатов, единственный участник этого проекта, заходит на территорию условной группы Pompeya, но с такой несколько гаражной стороны — его музыка звучит сыро и грязно, но это только увеличивает ее общую, будто бы нечаянную кайфовость.
«Смех Зелибобы» — «Мех Зелибобы»
Еще один привет от томского многостаночника Егора Вольфа — в этом дуэте он играет на барабанах. Второй участник — гитарист и вокалист Даниил Аршавский; вдвоем они дают стремительного и мелодичного инди, отсылающего куда-то в песенные 1990-е.
Игорь Шемякин
музыкант, владелец магазина винила «Сияние»
Семь альбомов, на которых девушки поют
Песни для своего пятого альбома валлийская исполнительница и продюсер Кейт Ле Бон написала в английской деревне в перерывах между созданием мебели. Привычную гитару она сменила на фортепиано, а «допилить» аранжировки ей помогли барабанщица Стелла Мозгава (Warpaint) и недавно покинувший RHCP Джош Клингхоффер.
На новом альбоме Натали Меринг буквально все залито водой — начиная от обложки и «Титаником» в названии, заканчивая расплывающимися синтезаторами и лирикой о глобальном потеплении. Музыкально здесь чувствуется шаг в сторону от привычного для исполнительницы звука 1960-х, и это идет пластинке только на пользу.
За год турецко-голландский коллектив успел сменить лейбл, выступить на KEXP и прокатиться в качестве разогревающей группы Tame Impala. Altın Gün по-прежнему переигрывают золотой фонд турецкого рока и остаются самой симпатичной кавер-группой из существующих.
Alice Phoebe Lou — Paper Castles
Независимая артистка родом из ЮАР Элис Фиби Лу живет в Берлине и вместе со своей группой записывает приджазованный инди с вкраплениями фолка и психоделики. Ей одинаково хорошо удаются бодрые танцевальные номера и лирические баллады о взрослении. Несмотря на небанальные аранжировки, главным инструментом на альбоме остается голос исполнительницы.
Третья пластинка новозеландской исполнительницы Олдоус Хардинг богата на детали. Потрескивающие гитары, деликатную перкуссию и фортепиано мастерски собрал воедино Джон Пэриш, продюсер PJ Harvey. Вы не встретите ни одну рецензию на этот альбом, в которой не фигурировало бы слово «странный». Кажется, лучшего слова не найти — посмотрите, например, клип на песню The Barrel.
Дрим-поп-трио из Канады живет в загородном доме, записывает приятные тихие песни и самостоятельно их выпускает. Этой музыке не нужны лейблы — так же, как легко рождается эта музыка, так же легко она находит своего слушателя по всему миру. Вы можете наткнуться на песни с Oncle Jazz в примерочной массмаркета и вряд ли захотите оттуда сбежать.
Коллектив «Хадн Дадн» превращает все в «Хадн Дадн», параллельно фиксируя новейшую историю России. Кажется, что участница группы Варя Краминова способна сделать песню буквально из чего угодно — из случайно подслушанного разговора в автобусе или текста рекламной листовки. Музыкальные решения только подчеркивают всю серьезность происходящего, так что в голове удивительно живо вырастают рязанские пацаны, ночная дорога до дачного участка и мы с вами.