Боевой настрой и дух приключений. Зачем идти на выставку Your Mum's Knight
С 6 февраля по 15 марта в «Смене» проходит выставка нижегородских уличных художников Ксюши Ласточки и Максима Трулова, известных под общим псевдонимом Your Mum's Knight. «Инде» встретился с ними и теперь рассказывает, зачем идти на их выставку.
Познакомиться с уличным искусством Нижнего Новгорода
У нижегородского стрит-арта собственное лицо и самобытный стиль. Об этом рассказывает книга куратора выставки Алисы Савицкой и художника Артема Филатова «Краткая история нижегородского уличного искусства». Нижний, говорится в книге, разнообразен по архитектуре, но она находится, увы, не в лучшем состоянии. Уличные художники обращались к искусству эпохи модерна и рисовали на полуразрушенных деревянных усадьбах. Среди известных нижегородских стрит-артеров — команда ТОЙ, которая приезжала в Казань в 2018 году с выставкой «Школьные годы», художник Никита Nomerz, рисующий лица на фасадах заброшенных зданий. Точкой притяжения уличных художников стал фестиваль уличного искусства «Место». В 2018 году Максим Трулов и Ксюша Ласточка входили в оргкомитет фестиваля вместе с Никитой Номерзом.
Максим начал с граффити и более классического (жанрового) стрит-арта, а потом обратился к уличной анимации и инсталляциям из фанеры. Ксюша, напротив, училась на мультипликатора в Санкт-Петербурге, потом переехала в Нижний и начала рисовать на улице и заниматься иллюстрацией. Ксюша и Максим работают на стенах, на дереве, пробовали себя в холстах. Жанр своих работ художники обозначают как «уличная иллюстрация», а свое объединение называют «мамкиными рыцарями».
Ксюша Ласточка
художница
Название нашего тандема возникло, когда мы придумывали сайт. Как назовем? — Давай «мамкины рыцари». Немного самоиронии. Ничего серьезного. Сейчас так называются наша мастерская и вся творческая движуха, которую делаем мы и наши друзья. Когда мы делали первую выставку, у меня не хватало бумаги написать благодарности всем людям, которые помогали ее делать: кто-то возил арт-объекты, кто-то помогал собирать, кто-то шуруповертил. И мне всем хотелось выдать знамя: «Ты большой молодец, ты мамкин рыцарь».
Увидеть дебютную выставку тандема художников
Your Mum's Knight работают в галерее Futuro, для которой и сделали одноименную выставку два года назад. Сейчас ее привезли в Казань и уже готовят следующую — в Москве, с другой концепцией. Но та, которая открывается сегодня, — их первая совместная работа для выставочного пространства (и у нее есть промовидео, посмотрите).
Основная часть — фигуры из фанеры, расписанные фасадной краской. 30 небольших иллюстраций и несколько крупных фигур, еще есть векторная графика и шелкография. Каждое экспонирование Your Mum's Knight отличается, потому что работы требуют реставрации после транспортировки: они несколько раз переделывались и перекрашивались. А фигуру великана для выездных выставок пришлось уменьшить на метр: оригинал был 6,5 метра в высоту, что не в каждое выставочное пространство можно вместить. Все работы на выставке в «Смене» черно-белые — это визитная карточка художников, часть их стилистики.
Максим Трулов
художник
Когда мы работаем вместе, Ксюша в основном рисует персонажей, а я заполняю пространство деталями. Но когда мы очень торопимся, то я рисую жирные контуры и отмечаю крестиками, где закрашивать черным, а Ксюша быстро заполняет. Так можно сделать работу буквально за полчаса.
Ксюша Ласточка
художница
Маленький конь — моя любимая работа здесь. Для первой выставки мы делали коня-качалку, на котором смогут прокатиться взрослые люди. Эта работа мне давалась болезненно, потому что представления о том, как его сделать, у меня не было. Гугл ничем не помог. Многие вещи мы выпиливаем вручную, а что-то делаем на станке, чтобы линия была более плавная. Делать коня нам помогал знакомый столяр, хотя такое ему делать тоже раньше не приходилось. У коня должно было быть восемь ног, надо было сделать их так, чтобы одна не сломала другую. Мы создали макет, выпилили. Потом покрасили и собрали фигуру. Дальше был момент истины — прокатиться и проверить, выдержит ли он. Ничего не случилось. Юххуу! В Казань мы оригинального коня привезти не смогли, поэтому сделали уменьшенную копию. Сейчас это такая пасхалка, милый малыш.
Приобщиться к скандинавской мифологии
Создавая выставку, художники вдохновлялись скандинавскими мифами из Старшей и Младшей Эдды. Центральную часть зала занимают объемные инсталляции, есть зона с сеном и лошадкой и уголок из 30 иллюстраций к разным мифам. Художники подчеркивают, что не проверяли историческую точность своей интерпретации, а воплощали собственное художественное видение, поэтому некоторые работы не буквально иллюстрируют конкретный миф, а выражают ассоциации авторов с известными сюжетами. Инсталляция с фигурой огромного великана, которому люди несут камни, посвящена власти и узурпации, а фигурка коня — это восьминогий Слейпнир, жеребец Одина. Чтобы понять, что к чему, можно воспользоваться QR-кодами или полистать бумажный сборник мифов, который авторы привезли с собой.
Ксюша Ласточка
художница
Я не смотрела фильмы «Марвела» и абсолютно не так представляла себе всех этих персонажей. Не советовалась с историками, просто взяла то, что меня вдохновило, и изобразила так, как видела. Мне нравится история про смерть бога Бальдра. Он был очень красивый, все боги его любили. Кроме завистливого Локи. Бальдр — сын прекрасной богини Фрейи, а Локи — просто сын великанши. И он задумал убийство. А мать Бальдра ходила по всем животным, кустикам, мошкам и брала со всех клятву не трогать ее сына. Как-то раз Локи услышал, что Фрейя забыла взять клятву с побега омелы: он такой хлипкий, что она подумала, он никак не сможет навредить. Однажды у богов был праздник, все тусовались и кидали в Бальдра топоры, ножи — ему было не больно и ничто не могло причинить ему вреда. Локи подошел к слепому богу Хеду и предложил выстрелить в Бальдра. Хед стрельнул побегом из омелы и убил Бальдра. Все рыдали, кого-то отправили на восьминогом коне в ад, чтобы богиня подземного мира вернула парня обратно. Но она отказалась. К этой истории мы сделали иллюстрацию: могила Бальдра с побегом омелы и надпись «Бедный бог».
Выставка не рассказывает одну конкретную историю, ее делает цельной наше настроение: боевой настрой, дух приключений. Все эти мифы — не о том, чтобы кого-то чему-то научить, они смешные, фантастические, как сказка. Можно расценивать великана как сюжет с отдельными персонажами, а можно увидеть в нем образ власти. Речь о разнообразии толкований. Мы ни к чему не хотим это привязывать.
Фото: Галина Овчинникова