Поначитали. Редактор The Flow Владимир Завьялов слушает и комментирует татарстанских рэперов
Владимир Завьялов, редактор сайта о рэпе и другой современной музыке The Flow, приезжал в Казань выступать на музыкальной конференции «ИМИ.Сцена». Специально для «Инде» он послушал треки рэперов из Татарстана, объяснив, в чем их преимущество перед российскими коллегами, и удивился, что в 2020 году все еще продолжают копировать Bones.
Мне его уже немножечко проспойлерили — сказали, что это один из главных героев татароязычной рэп-сцены. Ожидания были соответствующие, и они, можно сказать, оправдались. Мне здесь нравится подчеркнуто старомодный биточек, немного суховатый, винтажный с одной стороны. А с другой — я расслышал несколько современных эдлибов (выкрики рэперов во время исполнения трека. — Прим. «Инде»), и это сбивает с толку. Вообще, довольно изобретательный подход к звуку. Я про содержание, понятно, ничего не могу сказать, не знаю татарского, но мне понравилось, как здесь лихо и ловко жонглировали фразами на английском и татарском. Не скажу, что как слушателя меня это раскачало и зацепило, но это интересная музыка. Я совершенно точно послушаю его еще.
Когда этот монотонный биток из замедлителя пошел, я подумал: «Опять какой-то копикэт артиста Bones». Вот эта вся клауд-история — спасибо Фараону и так далее. Но потом «расслушал», и это скорее новый русский R'n'B, скажем так. Честно говоря, когда я слышу треки нашего R'n'B последних лет, у меня появляется вопрос: почему русскоязычный R'n'B так институционально и не взлетел? Мы с коллегой Колей Редькиным (редактор The Flow и ведущий youtube-проекта «Вписка». — Прим. «Инде») обсуждали этот вопрос, и он выдвинул тезис, с которым я согласен: в русскоязычном R'n'B очень мало вербальных находок, за которые можно зацепиться.
Теперь про трек. Все понятно: это грустная песня о человеке, который пытается найти себя в окружении очень злых людей. Там была такая строчка: «Ненавижу людей, ходят в масках чертей», что-то такое — единственная, которая мне запомнилась. С мелодической точки зрения все прикольно, видно, что человек обладает определенным талантом. С другой стороны, по лирике я не нашел за что зацепиться. И хотелось бы каких-нибудь инструментальных находок плюс не хватает внимательности к работе над звуком.
Я выключил практически на половине, но не потому, что трек не понравился. Мне кажется, пока это самый удачный из тех, которые я сегодня слушал. Я выключил потому, что это такая опорно-двигательная музыка, физиологическая, музыка прямого действия: сейчас я должен не сидеть, а стоять и двигаться. К тексту не прислушивался, да и прислушиваться там особо не к чему и не нужно. Текст здесь выполняет роль инструмента. Качово.
Сначала я послушал три секунды и думаю: «О нет, сейчас опять застрекочут эти 808-е (звуковые элементы, названные в честь драм-машины Roland TR-808. — Прим. «Инде») и я просто послушаю рандомный ньюскульный рэпчик». А оказалось, это история обращения к корням. Мне очень понравилось. Песня убедительная, но она не разорвет чарты, им нужен большой хитяра. У этих людей есть все исходные данные для того, чтобы что-то подобное сделать, и все перспективы, чтобы куда-то выходить.
Тоже выключил где-то на половине — там все сразу понятно: ритмический рисунок не поменяется, а язык я не понимаю… Вы говорите, что у него в подписчиках 68 человек? Он совершенно точно заслуживает большего. Думаю, он может вырасти в хорошего локального героя. Понятно, что это логоцентричный трек и я не буду слушать его нон-стопом. Насколько я могу судить, с читкой, с флоу у него все довольно неплохо. Я не знаю положения вещей на татароязычной рэп-сцене, но даже если туда высокий порог входа, этому человеку под силу через этот порог перешагнуть.
Очень прикольно, что во многих случаях здесь (в Татарстане. — Прим. «Инде») люди с детства знают два языка. В этом случае у тебя как бы есть осязание языков, ты думаешь над слогами, задумываешься, как говоришь, какие звуки произносишь. И это очень-очень-очень сильно помогает в построении рифм. Многие рэп-артисты не достигают большого успеха, поскольку у них нет ощущения слога. Недавно я задумывался над тем, почему на Украине все так хорошо с поп-музыкой. Но ведь большинство украинцев билингвы, и они на себе могут прочувствовать, как делать хуки.
Я разочарован, потому что ожидал прикольную, мемную историю. Вместо этого человек взялся за одну из самых затертых, избитых, пошлых метафор — он сравнивает музыку с едой. Не надо так делать ни человеку, который пишет о музыке, ни музыкантам… Я-то думал, что он реально будет рассказывать, как приготовить стейк, и хотел ему посоветовать пилить мемчики для TikTok. А появился очередной репрезент, который, сорри, было не очень интересно слушать.
Не хотел дослушивать эту песню даже до припева — очередной ньюскульный рэпчик, к тому же с устаревшими битами. Когда 808-е выводят вперед и они начинают громко стрекотать: это делали в Америке десять лет назад, а у нас — Yung Trappa и Yanix шесть лет назад. Сейчас биты делают по-другому.
В названии трека указано, что человек сам сводит, и я бы посоветовал ему все-таки поизобретательнее и бережнее обращаться с битами. Пока это неубедительно. Но я дослушал до конца, потому что здесь классный припев и он оправдывает все. Обязательно послушаю его еще на предмет того, есть ли у него какие-то прилипчивые припевы.
Выключил сразу. Совсем не близкая мне история, и дальше не хочется слушать. Хотя нет, я послушаю, мне кажется, я слишком предвзят… Понятно, что это очевиднейший референс к старому хиту группы Onyx. Не скажу, что получилось пошло, но песня меня не убедила. Я правильно понимаю, что это трек десятилетней давности? Что? Он вышел в этом году? Серьезно?!
(Напевает) Bones copycat, Bones copycat, Bones copycat… Ну блин, мне кажется, эту страницу давно пора перелистнуть, потому что все уже освоили этот медленный саундклауд-рэп и сказать что-то новое здесь уже очень сложно. В этой песне нового нет, поэтому ее просто скучно слушать.
Еее, пианинка!.. Я послушал, и мне понравилось двуязычие — больше ничего не понравилось. Бит, опять же, как у Yung Trappa в 2014 году, но в 2020-м это вообще ни разу не комплимент. Ну и плюс по лирике абсолютно не за что зацепиться: ни за слово, ни за слог, ни за флоу, ни за что! Сорри.
Очень классно. Даже к себе в аудиозаписи добавил. Понравился раскатистый тембр чувака, который читал первым, — очень убедительно звучит. Классная, прилипчивая поп-мелодия, песня раскачивает. Здесь все хорошо, мне нечего добавить.
Наверняка будет рэпчик, потом мелодичный припевчик, а потом снова рэпчик. Сейчас проверим… Заметка на полях: я как-то ехал из Милана во Флоренцию на автобусе и зашазамил один рэп-трек. Там тоже был рэпчик, потом мелодичный припевчик. Песня была на итальянском, и единственное, что я понял, — это stories instagram. А в этой песне единственное, что я понял, — это «фото в инстаграм». Если что, в Милане я был давно…
(После трека) Что я могу сказать: песня отправила все мои ожидания в мусорку и переубедила. Здесь используется эффективная схема с повторением фразы, поэтому песня запоминается даже тем, кто на татарском не говорит. Но меня поразило другое: я думал, что Лилия Хайруллина будет что-то петь, а она — не в обиду молодому человеку — звучит поубедительнее. Ей совершенно точно нужно продолжать делать рэп-треки, а я обязательно послушаю, что у нее еще есть. Если у нее ничего нет, могу сказать: продолжай, Лилия!
Что еще хочу отметить: это не рэп на татарском языке, а именно татарский рэп. В других прослушанных треках мало народного орнамента, каких-то этнических, но при этом нелубочных штук. А здесь это получилось.
Это же татарский Крип-а-Крип, читка очень на него похожа, серьезно! Что мне понравилось: все, что я говорил про предыдущий трек, работает и здесь. Другое дело, что читать как Крип-а-Крип в 2020 году… Нет, все-таки интересно, как человек на другом языке повторяет те же самые методы, что и Крип. И при том это не может не смущать.
Фото: Галина Овчинникова