Burger
«Дети над пропастью». Режиссер подростковой студии «Театралка» — о спектакле и о том, как важно слышать детей
опубликовано — 30.03.2020
logo

«Дети над пропастью». Режиссер подростковой студии «Театралка» — о спектакле и о том, как важно слышать детей

«Надо было видеть, как мы читали монолог Жанны д’Арк на костре, как учили, кричали, плакали, швыряли учебники в стену»

В марте в Зеркальном зале Казанского ТЮЗа прошли показы спектакля-исповеди «Дети над пропастью». Постановку представила «Театралка» — студия для подростков, которые, как принято говорить, «находятся в сложной жизненной ситуации». «Главное слово, определяющее всю нашу работу, — искренность», — говорила перед спектаклем режиссер студии Дарья Хуртина. «Слишком мрачно, негативно, неужели все так плохо?» — высказывались после спектакля некоторые родители, учителя и другие взрослые зрители.

Режиссер «Театралки» рассказала, как в Казани появилась студия для подростков и почему так важно понимать и поддерживать людей, которые пока не выросли.


Я окончила режиссерский факультет университета культуры, на последних курсах сказала себе: «Какое творчество? Иди деньги зарабатывай» и устроилась в веб-студию на обычную, далекую от искусства работу. Лет пять назад я осознала, что вся моя жизнь состоит только из работы и запойного просмотра сериалов. Меня ничего не наполняло и ни на что больше не было сил. Я поняла, что сойду с ума, если продолжу так жить.

Тогда я пошла в 89-ю школу, в которой сама когда-то училась, попросила выделить мне кабинет и немного учебного времени. Мы объявили о наборе учеников седьмых и восьмых классов в школьную театральную студию. Так появилась первая «Театралка».

Чуть позже, благодаря череде случайных неслучайностей я попала в Казанский ТЮЗ и еще на этапе устройства на работу спросила, могу ли я пару раз в неделю ездить в школу преподавать либо приводить в театр своих ребят. «Конечно, приводи! — сказали мне. — Давай напишем заявку на грант и откроем у нас студию для подростков». В 2017 году мы получили небольшой грант, купили несколько световых приборов, ковер для занятий и футболки для участников, а в марте 2018-го официально открыли в ТЮЗе театральную студию.

Некоторые дети перешли туда из 89-й школы, остальных мы искали через благотворительные фонды. Время от времени проводим новый набор, потому что дети в любом случае отсеиваются: вырастают, поступают в другие учебные заведения, у них меняются интересы. Прошлой осенью набирали ребят через Кировский детский дом. Все участники «Театралки», что называется, подростки в сложной жизненной ситуации: у кого-то нет отца, у кого-то матери, у кого-то многодетная малообеспеченная семья, некоторые живут с опекунами.

У каждого нашего ребенка какая-то тяжелая личная история, нерешенная проблема, и прожить ее до конца у них получается здесь: на репетициях, на сцене. Работа в студии идет им на пользу. Я вижу, как они начинают дружить, как помогают друг другу с уроками, успокаивают перед экзаменами. У нас есть девочка, которая учится сейчас в колледже на факультете программирования, она помогает всем с информатикой и математикой. Есть ребята, которые уже пережили опыт ОГЭ и теперь помогают справляться со стрессом тем, кому еще только предстоит сдавать экзамен. Бывает, говорят: «Контрольная? Что ты нервничаешь! Сфотографируй, пришли мне, уж я тебе как-нибудь помогу». Возможно, радоваться таким ситуациям непедагогично, но я все равно радуюсь. Это колоссальная поддержка, которой в обычной жизни этим детям очень не хватает. Иногда просто наблюдаю, молча читаю наш общий чат во «ВКонтакте» и потом целый день хожу в размышлениях: насколько они глубоки, самобытны, какие они мудрые и как остро пока еще ощущают действительность.

Как появились «Дети над пропастью»

«Дети над пропастью» — не совсем премьера, на самом деле это вторая редакция спектакля. Год назад мы делали постановку практически на том же материале. Тогда у нас получился спектакль «от подростков к подросткам», дети со сцены говорили с детьми в зале. Мы что-то убрали, что-то добавили, много работали, и теперь спектакль совсем другой. В первую очередь мы говорим в нем об ответственности взрослых. Постановка получилась скорее для родителей, учителей, старших родственников. Она о том, как важно слушать и слышать своих детей. О том — я процитирую стихотворение одной из наших участниц, которое тоже звучит со сцены, — что «когда оступаешься на краю пучины смятения, нужен тот, кто незаметно уцепит тебя за спасательный трос».

В основу спектакля-исповеди легли монологи из современных пьес и произведений, ставших уже классическими, в том числе «Над пропастью во ржи» Джерома Селинджера, «Чучело» Владимира Железникова, «Наташина мечта» Ярославы Пулинович, «Вдох-выдох» Юлии Тупикиной.

Помню, еще во время работы в школе у меня занималась девочка, которая панически боялась ЕГЭ. Круглая отличница, перфекционистка, победительница олимпиад: у нее был такой страх, что при упоминании ЕГЭ она становилась абсолютно белой и на лице у нее появлялись судороги. Мы долго думали, какой материал может ей подойти. В итоге она сама принесла на занятие монолог Жанны д'Арк на костре. Надо было видеть, как мы его читали, как учили, кричали, плакали, швыряли учебники в стену, всей группой помогали ей справиться, отпустить свой страх.

И так — с каждым. Материал я ищу долго, подбираю точечно, чисто интуитивно понимая, что нужно сейчас конкретному ребенку, что ему поможет решить проблему и выбраться из тяжелой ситуации. Я была домашним ребенком, выросла в тепличных условиях и очень поздно повзрослела. Часто я даже не могу представить, с чем сталкиваются эти ребята. Бывает, разговариваю с 15-летней девочкой, и кажется, что это мне 15, а ей лет 40: у нее в семье восемь младших братьев и сестер, и все на ней. Но мне, видимо, действительно помогает что-то свыше: дети приходят в «Театралку» всегда в нужный момент, тогда, когда им это необходимо. Часто они пишут и говорят мне: «Если б я не пришел тогда, непонятно, что бы со мной было сейчас». Недавно участник, который пришел к нам после личной трагедии, подарил мне открытку с подписью «Спасибо, что живой». После такого все мои сомнения — «Правильно ли я делаю? Не врежу ли я им?» — уходят на второй план.

Пока у нас было четыре показа «Детей над пропастью». Все — в Зеркальном зале ТЮЗа. Надеюсь, после карантина нам удастся показать спектакль в казанских школах, запланирован выезд в Зеленодольск.

На одном из обсуждений после показа в ТЮЗе чья-то мама сказала: «Я поняла, что мамы не всегда правы. И я действительно позволяю себе лишнее, когда без стука захожу в комнату к сыну». В этот момент я обернулась на детей и по выражению их лиц поняла, что этот отзыв — их маленькая победа.

На всех показах присутствовали родители, учителя, опекуны ребят, то есть взрослые люди, которые во время обсуждения высказывались со своей позиции взрослого человека. Некоторые говорили, что спектакль очень мрачный, что это похоже на нытье: «бедные мы, несчастные, пожалейте нас». Вполне справедливое мнение людей, которые уже выросли. В такие моменты я вспоминаю, как сама училась в школе и как мои учителя не были готовы вступить со мной в диалог, понять меня. Я не успевала даже рта раскрыть, они всегда говорили за меня. Взрослые почему-то забывают, что подростку всегда нужен человек, который протянет руку и услышит.

Знаете, раньше была гиперопека, а сейчас как будто бы перекос в другую сторону. В определенном, совсем еще юном возрасте ребенок слышит: «Ты уже большой, разберешься сам». Но нет, он не разберется. С оценками и уроками — может быть, но не с травлей, не со страшными ситуациями, когда ты видишь, как твоим друзьям предлагают наркотики, не когда тебя унижает учитель. Часто дети подают сигнал бедствия, кричат об этом, но никто их не слышит. А когда происходит ужасное событие, взрослые не могут в это поверить: «Мы даже не думали, такой позитивный мальчик, всегда улыбается». Что за этой улыбкой крылось, никто разбираться не захотел.

Каждый раз нас искренне удивляют такие отзывы. Для нас «Дети над пропастью» — светлый и позитивный спектакль. Мы говорим в нем о том, как важно беречь своих детей, как важно доверять родителям, что из любой ситуации может быть выход и, несмотря ни на что, — ты нужен. Ты нужен.

Фото: Рашит Шириязданов