Burger
Ясно-понятно. Почему мы празднуем 100-летие ТАССР?
опубликовано — 29.05.2020
logo

Ясно-понятно. Почему мы празднуем 100-летие ТАССР?

Повод для переосмысления того, что такое республика

2020 год объявлен Годом столетия ТАССР. В своем поздравлении президент Татарстана Рустам Минниханов назвал столетие республики общероссийским праздником, заметив, что «мы всегда должны возвращаться назад, откуда стартовали». «Инде» узнал у политологов и историков, что этот праздник означает для нас сегодня и о чем еще говорит эта дата.



Декрет ВЦИК и Совнаркома РСФСР подписан 27 мая 1920 года, и 25 июня образована Автономная Татарская Советская Социалистическая республика. Название ТАССР (изменился порядок слов) появилось в июне 1937 года после принятия республиканской Конституции. Если хочется больше узнать о том, как это происходило, посмотрите видеоролик «История ТАССР за 10 минут», подготовленный Институтом истории им. Марджани, зайдите на сайт, посвященный столетию республики, или прослушайте курс «Арзамаса» «Краткая история татар» (приятный бонус — лекции читает Чулпан Хаматова).


Андрей Большаков

доктор политических наук, заведующий кафедрой конфликтологии КФУ

1920 год и последующие за ним несколько лет были временем нового государственного строительства пришедших к власти большевиков, которые смогли одержать победу в Гражданской войне (хотя отдельные очаги сопротивления сохранялись до 1922 года, а в Средней Азии и позже). В декабре 1922 года образовался Союз Советских Социалистических Республик (СССР). Это государство просуществовало около 70 лет и только в 1991 году распалось на несколько составных частей под воздействием ряда объективных и субъективных причин. Современная Российская Федерация является правопреемником Советского Союза с 1992 года.

ТАССР стала той республикой, которая получила автономный статус. До сих пор по этому поводу идут многочисленные споры. Достойна ли была республика союзного статуса? Соответствуют ли границы республики расселению народов по этническому принципу? Кто принимал решения, которые определили жизнь советского и постсоветского пространства (и Татарстана в том числе) на последующие 100 лет?

Большевики пытались реализовать постулаты марксистско-ленинской идеологии в государственном строительстве. Так же как и собственно политические постулаты: замена государства диктатурой пролетариата, армии — всеобщим вооружением народа, передача всей власти советам. При этом теоретические принципы государственного строительства были реализованы далеко не полностью, а часто заменены другими. В результате мы получили национально-государственное строительство на местах, но объединенное сверху принципом интернационализма, ранжирование различных этносов, деление федерации не только по территориальному, но и по национально-территориальному принципу.

Тем не менее ТАССР стала одной из главных территорий в РСФСР по своему экономическому развитию, осуществлению процессов индустриализации, коллективизации, культурной революции, которые, к сожалению, представляли собой насильственную модернизацию региона и всей страны, сопровождавшуюся не только экономическими успехами и социальными достижениями, но и многотысячными человеческими жертвами. В послевоенное время республика еще больше укрепилась в экономическом плане. Ее ведущими отраслями стали нефтедобыча, нефтепереработка и машиностроение.

Площадь Свободы. Фото: Наиль Хадеев

Значение этой даты (100-летия образования ТАССР. — Прим. «Инде») не стоит преуменьшать: она стоит в череде событий по образованию ряда национальных республик в Поволжье — Башкирии, Чувашии… Республика стала той территорией, которая позволила осуществить ряд замыслов и проектов экономического и политического характера. Для различных народов она является родным домом, а для этнических татар — тем местом, где они смогли осуществить свои многовековые мечты об образовании, развитии языка и культуры, подготовке управленческих кадров. ТАССР — это предшественница Татарстана, без которой его бы не было. Все экономические, социальные, культурные, спортивные успехи республики заложены еще в советское время. Разумеется, для разных поколений все обстоит по-разному. Мои детство и часть юности прошли в советское время, поэтому для меня значима эта часть истории. Для современной молодежи уже, наверное, не в такой степени, хотя наши достижения и победы они изучают в школьном курсе истории. Для них малой родиной будет всегда уже постсоветский Татарстан, к которому мы привыкли за последние десятилетия.

Для этнических татар всего мира республика является безусловным центром притяжения, несмотря на границы и расстояние. Для жителей Татарстана это юбилей малой родины: национальность и вероисповедание человека значения при этом не имеют; для жителей РФ — историческая дата, которая дала мощный толчок для развития советской и постсоветской России, поскольку этнические татары — вторая по численности группа в стране, один из ее государствообразующих народов.

Столетие ТАССР — это определенная веха в развитии современной республики. Повод осмотреться и задуматься над дальнейшими целями и задачами. Сегодня Татарстан — это европейский регион, но являющийся воротами на Восток. Сосредоточение множества культур, языков, этничности, конфессий, исторических традиций. При этом наша татарстанская идентичность дает нам возможность быть динамичными, продвинутыми, ставить новые задачи и последовательно их решать.


Альфрид Бустанов

доктор философии (PhD), ассистент-профессор Амстердамского университета

Появление Республики Татарстан 100 лет назад было ситуативным политическим компромиссом. Поскольку большевики еще не были достаточно сильны, они предложили национальным элитам политическую суверенность в рамках нового государства. После революции 1917 года на окраинах Российской империи разрабатывались различные проекты будущего, как в рамках Советского государства, так и вне его. Поэтому для всех участников этого политического процесса образование республики было важным компромиссом. Можно спорить о том, насколько это удовлетворяло стороны, но последующие поколения политических деятелей воспринимали образование республики скорее как достижение.

Напрашивается параллель с эпохой суверенитета в 1990-е годы: можно сказать, что Ельцин отдал часть государственного суверенитета татарстанским элитам. Это было очень важно и для большевиков в 1920-е годы. В противном случае им пришлось бы иметь дело с параллельными форматами государственности, а это была бы уже даже не федерация.

Формирование разных проектов государственности для национальных окраин — очень интересный сюжет, потому что это было время формирования границ и идентичностей в том смысле, в котором мы сейчас их знаем. Скажем, в Средней Азии данная тема была очень актуальна: при тогдашних подвижных границах возникали споры о том, какие города и области куда отойдут. То же касается и Поволжья. Идеологи других вариантов государственности (Юсуф Акчура, Бурхан Шахиди, Гаяз Исхаки, Абдурашид Ибрагимов) уехали за границу и отчасти реализовали себя в Турции, Японии и Китае. Порыв государственного строительства у татарской интеллигенции первой четверти XX века реализовался в других пространствах, что само по себе любопытно.

Сейчас мы наблюдаем виток формирования общественного дискурса о значении республик, которые создало Советское государство. Здравый смысл подсказывает, что за 100 лет в концептуальном смысле что-то должно было поменяться. И поменялось, но философской артикуляции этого не происходит.

История республики в течение 100 лет сформировала местную идентичность. И у русских, и у татар, и у других жителей региона есть общее самосознание, оно не ассоциируется напрямую с национальной идентичностью. Для татар появление республики стало символом национальной государственности, но это произошло скорее в позднесоветское время и активно обсуждалось после развала СССР. Условно, в Пензенской или Кемеровской области все не очень хорошо с национальным вопросом, но у нас есть республика, где уж точно все в порядке. Такое идеалистическое представление о республике важно для сохранения идентичности в регионах.

Что касается альтернативных республике вариантов: стоит вспомнить, что татары (или их предки) находятся в составе Российского государства с середины XVI века, а республика появилась относительно недавно. У татар очень богатый опыт жизни в имперском пространстве без оформленной государственности. Недавно вышла книжка Дэниэль Росс «Татарская империя» — там рассказывается о том, как татары помогали строить Российскую империю, а потом формировали свой имперский проект, параллельный общероссийскому. Это не было оформлено в какой-либо государственный институт, но сеть — политическая, идеологическая, сеть образовательных учреждений по всей Российской империи и даже за ее пределами — существовала. Всему этому пришел конец в советское время: имперский проект заменили на республиканский, который гораздо скромнее по своим размерам и амбициям и находится, с одной стороны, между татарским национализмом, который тоже продукт советского времени, а с другой — тем фактом, что около половины населения республики — это не татары. Это вечная дилемма в разговорах о том, что такое Татарстан: национальная республика по сути давно не национальная и представляет интересы жителей региона, а не только татарской нации.

Даты не существуют сами по себе, они актуализируются политическими акторами. Поэтому 100-летие ТАССР может быть актуально и для татар по всему миру, и для жителей Татарстана независимо от национальности, и для всех граждан РФ. Вроде бы надо отмечать такой юбилей, но здесь мы сталкиваемся с политической неловкостью: а как это воспримут? не воспримут ли это как сепаратизм или национализм? Это потому, что сейчас нет сформулированного концепта, что такое национальные республики в современной России и как воспринимать даты их образования. Как юбилей консенсуса? Как повод для переосмысления того, что такое республика? Само название «республика» дает широкий простор для артикуляции политической философии за пределами разговоров о суверенитете, национализме и прочем. Давайте поговорим о том, что такое республика в современной России, является ли Россия сама по себе республикой. Тут много вопросов, которые имеют отношение к политике памяти, к вспоминанию одних дат и забвению других, к подчеркиванию одних ролей и маргинализации других. Хотелось бы видеть общественный дискурс по этому поводу — и не только касательно Республики Татарстан. Но, к сожалению, этого нет. Обсуждая этот вопрос, сложно остаться в рамках идеалистического философского дискурса. Разные наблюдатели будут занимать противоположные позиции: кто-то будет говорить, что республики вообще нужно упразднить, кто-то скажет, что республика — последний оплот татарской государственности. За любым таким высказыванием становится политическая позиция и естественно, что с ними ассоциируются определенные фобии. Нельзя сказать, что в России активное публичное пространство, в котором можно легко обсуждать эти темы.

Отсчет возраста республики тоже зависит от политической позиции. Мы неизбежно оказываемся в идеологически нагруженном поле. Если вы артикулируете, что современный Татарстан уходит корнями в начало 1990-х, то эта позиция ассоциируется с татарскими националистами либо их зеркальными братьями — русскими националистами. Те и другие будут акцентировать внимание на определенных событиях. Другая позиция может заключаться в том, что татарской государственности не 100 лет, а 1000 и нужно ставить дату от Волжской Булгарии. Кто-то скажет, что республика вообще никакие интересы татарского народа не представляет, потому что имперский проект маргинализовали. Разные идеологические позиции по-разному представляют, насколько этот праздник нужен и для кого. Поэтому правильного ответа не может быть.

Отсчет с образования советской республики иллюстрирует ситуацию, в которой мы сегодня находимся: советской империи уже нет, а ее институты еще есть. Поэтому советское наследие и институциональные формы оказываются очень важны. Это еще одно из противоречий этого юбилея: на практике образование ТАССР как будто и не очень важно, ведь мы живем в совершенно других реалиях — налоговых, иерархических, языковых, образовательных. А раз так — необходимо переосмыслить республику как социально-политический феномен.

С одной стороны, юбилей — это напоминание о том, что это переосмысление необходимо: мы находимся в ситуации, когда мир изменился, но называем его старыми понятиями. С другой стороны, это напоминание о том, что в рамках региона, страны нас объединяет общий опыт — социокультурный контекст, разговоры о национальной и религиозной толерантности в республике (это тоже бренд, и можно задуматься, насколько он соответствует реальности). Каков спектр идеологий, которые транслируются по поводу республиканской тематики? Какой может быть выход из идеологического вакуума, в котором мы находимся? Для всех людей — таксистов, учителей, блогеров — это повод помыслить о том, что для нас Татарстан. От этих размышлений никуда не деться, потому что политическая риторика — часть нашего бытия.


Гузель Гузельбаева

кандидат социологических наук, доцент кафедры общей и этнической социологии КФУ

Создание отдельной республики на территории, где 1000 лет назад уже было независимое государство, — это несомненный прорыв. Это возможность самостоятельного госуправления (а значит, возможность проявить себя на фоне других республик и областей), признание нас отдельной политической единицей, что было невозможно в Российской империи. Статус республики, в отличие от области и губернии, был несомненно ценным завоеванием и предполагал относительную независимость. Создание системы высших органов власти, местное законодательство, решения в деле просвещения, юстиции и земледелия с учетом локальных особенностей — поначалу в этом была достаточная доля автономности от Москвы.

Однако уже через несколько лет начались действия по централизации, и суверенные права народов стали сворачиваться.

Но все же благодаря статусу автономной республики ее жители получили возможность реализовать себя более продуктивно, например, в вопросе управления: к власти в Татарии стали приходить энергичные люди из разных социальных слоев, в том числе те, кого до этого времени принято было называть инородцами.

Татарстан, который мы все любим, начался не 100 лет, а 1100 лет назад, когда в X веке на этой территории возникло государство Волжская Булгария. Это политическое независимое образование, которое создали наши предки. Наша политическая история тянется оттуда, и мы должны это помнить. За 11 веков мы то теряли свою независимость, то делали рывок. 100 лет назад нами был сделан очередной огромный рывок. Следующий раз мы «рванули» в августе 1990-го.

Этот праздник важен для многих. И для всех татар, которые в 1920 году вернули себе ощущение государственности (после Волжской Булгарии, Казанского ханства и Астраханского ханства). И для всех граждан республики, потому что мы многонациональны, наши жизни и судьбы переплетены, это наша республика — всех, не только татар.

Оглядываясь назад, мы осознаем, что могли бы получить больше независимости. Лидеры республики 100 лет назад тоже прекрасно это понимали. Судьба некоторых из них сложилась трагически из-за того, что они хотели видеть Татарию более свободной и справедливой. Тот рывок, который был сделан ими 100 лет назад, — это промежуточный этап к будущему.

Просто так, по желанию свободными и независимыми быть не получится. Необходимо дальше развивать информационные технологии, промышленность, образование, финансовую сферу, сельское хозяйство. Надо вкладывать в людей — от рабочих профессий до специалистов высшей квалификации, помогать развитию свободного бизнеса. И обязательно продолжать политическую линию — на укрепление суверенитета как субъекта РФ. Сейчас появляется ностальгия по тому времени, когда люди были полны надежд.

100-летие ТАССР сегодня — это повод вспомнить богатейшую историю и наше успешное настоящее. Если бы нам не дали автономию 100 лет назад, мы были бы беднее как регион, несмотря на нефть и газ, беднее персонально. Мы были бы незаметны на международной арене, и это было бы проигрышным положением. Татарская культура и татарский язык были бы гораздо слабее, а это вредно для всей России, потому что важно, чтобы второй по численности этнос в стране был успешным и довольным, без чувства ущербности, иначе накопленное унижение может взорваться. А для сохранения стабильности России необходимы успешные самостоятельные регионы.