Обновленное место. Концертный зал, библиотека и кинотеатр в ДК имени Саид-Галиева
Вслед за ДК имени Ленина, культурными центрами «Московский» и «Сайдаш» в Казани перезапустили Дворец культуры имени Саид-Галиева в Дербышках — две недели назад его посетил президент Татарстана Рустам Минниханов. Для горожан дворец пока закрыт: рабочие устраняют мелкие недоделки и доводят здание до блеска. «Инде» побывал там и узнал, как оно изменилось за последний год.
ДК в Дербышках начали строить в 1952 году по инициативе оптико-механического завода — его эвакуировали из Ленинграда в Казань в начале Великой Отечественной войны. Предприятие стало локомотивом изменений в поселке. Рабочие и эвакуированные из блокадного города жители нуждались в необходимой инфраструктуре. После войны на месте несостоявшейся строительной площадки вагоностроительного завода с бараками и землянками начали возводить капитальные сооружения — жилые дома, баню (ее снесли в прошлом году), школы, больничный корпус. В 1959 году здание ДК сдали в эксплуатацию, в 1974-м ему дали имя первого председателя Совета народных комиссаров ТАССР Сахибгарея Саид-Галиева, а в 1995 году передали на баланс города.
Автором проекта стал ленинградский архитектор Иван Путвинский. Он же проектировал жилые дома, производственные корпуса завода и занимался планировкой улиц поселка. Отсюда нетипичный для большинства казанских общественных зданий эпохи сталинского ампира размах: сложная авторская лепнина, хрустальные люстры и бра, богатый декор интерьеров и много воздуха в пространствах.
Первая в истории здания комплексная реставрация стартовала летом прошлого года. На нее выделили 586 миллионов рублей. Проектную документацию разрабатывали в Татинвестгражданпроекте. В ее основу легли научные исследования здания и проект строительства, созданный архитектурно-проектной мастерской Управления по делам архитектуры при Совете министров ТАССР. Специалисты стремились сохранить историко-культурную ценность здания, улучшить его техническое состояние, восстановить оригинальные строительные конструкции и архитектурно-художественные элементы. Рабочие полностью обновили коммуникации — системы тепло-, электро- и водоснабжения, заменили кровлю и окна, утеплили чердачное перекрытие, восстановили крыльца.
Большой объем работ был связан с реставрацией фасадов и интерьеров здания. Несколько групп специалистов работали без выходных весь год. Некоторые элементы — фрагменты лепного декора, покрытие полов, оконные и дверные заполнения проемов, портьеры, мебель, часть осветительных приборов — оказались полностью или частично утраченными. Их воссоздавали по архивным фотографиям и сохранившимся чертежам проекта строительства 1950-х годов.
Реставрация лепного декора включала докомпоновку отбитых деталей, их склеивание, добавление недостающих элементов и фрагментов, проверку прочности крепления деталей и при необходимости постановку новых. Прежде чем приступить к восстановлению, специалисты детально изучили орнаменты и очистили поверхности от прошлых покрасок, чтобы определить оригинальную пластику элементов.
Люстры и бра аккуратно демонтировали. Исключение — центральная массивная люстра зрительного зала. Она состоит из 300 ламп, 80 стеклянных матовых плафонов и нескольких тысяч хрустальных подвесок, весит около полутора тонн, ее диаметр более пяти метров, а высота — пять-шесть метров. С нее сняли плафоны, хрустальные подвески и металлические декоративные элементы, а каркас реставрировали на месте.
Стеклянные и хрустальные изделия промыли и отполировали специальными составами, недостающие фрагменты изготовили по аналогии с существующими. Многие крепежные детали пришлось делать заново. Металлические декоративные детали главной люстры очистили от старых наслоений и окрасили специальным лаком. Старый подъемный механизм, который в последние годы не работал, заменили на электронный.
Фасадам и интерьерам вернули первоначальную глубину оттенков. Чтобы определиться с цветом стен, специалисты провели зондажные раскрытия — так удалось узнать историю покрасочных слоев и увидеть первоначальные оттенки.
Планировочное решение здания тоже входит в предмет охраны: с 2018 года здание вошло в список выявленных объектов культурного наследия. Поэтому во дворце сохранили историческую планировку, обустроив при этом новые пространства — читальный зал с выставочной экспозицией и малый зрительный зал на 120 мест, где можно проводить кинопоказы. В большом фойе установили мягкую мебель и столбики с информацией о знаковых фестивалях и коллективах Дворца культуры, в кулуаре по соседству провели Wi-Fi. В зрительном зале на 560 мест обновили звуковое и световое оборудование, оркестровую яму оснастили спускным механизмом. Изменения коснулись и сцены: рабочие заменили крутящийся механизм и отреставрировали подиум. В выставочном зале представили экспозицию, посвященную строительству здания, истории оптико-механического завода, Великой Отечественной войне и Сахибгарею Саид-Галиеву, чье имя носит ДК. Пространство Дворца культуры сопроводили указательными табличками с типографикой, стилизованной под 1950−1960-е годы, а также сенсорными стендами с информацией о ДК.
Для людей с ограниченными возможностями здоровья предусмотрели подъемники на входе и в фойе рядом со зрительным залом, отдельные санузлы и тактильные плиты. Зрительный зал адаптировали для слабослышащих, оборудовав индукционной петлей.
ДК имени Саид-Галиева — площадка для шести хоровых коллективов, восьми хореографических ансамблей, пяти театральных трупп. Здесь открыты кружки и секции по изо, фотографии и вокалу, работают клубы по интересам. Пока дворец закрыт для посещения из-за пандемии коронавируса и мелкого ремонта.
Где:
Фото: Даша Самойлова