«Танец — это то, что происходит сейчас». Что ждет нас на хореографическом перформансе Tat Cult Fest
30 августа пройдет ежегодный фестиваль новой татарской культуры Tat Cult Fest. В этом году отдельная зона будет посвящена хореографии: зрители смогут поучаствовать в мастер-классах Нурбека Батуллы, Марата Казиханова и Ильдара Алекбаева, а также в интерактивном перформансе «Танцевальный кружок», который объединит восемь музыкантов и восемь хореографов.
«Инде» поговорил с участниками хореографической сцены — танцорами, хореографами и продюсером фестиваля Аделем Таккезе о фестивале, современной хореографии, импровизации и перформативных практиках.
Венера Галимова
хореограф-постановщик, организатор фестиваля современной хореографии «Площадь свободы»
Современный танец — это то, что происходит сейчас. Он про актуальность, про те проблемы, которые волнуют сейчас общество. Есть вечные темы — любовь, счастье, здоровье, горе, смерть — философские, а есть остросоциальные. И наверное, современный танец именно об этом. Тело не обманывает, оно реагирует всегда максимально честно, потому что оно связано с нашими чувствами, эмоциями.
Современный танец не нужно делить на направления, он объединяет — неважно, уличный ты танцовщик или народник. Главное, чтобы человек был открыт к экспериментам, к чему-то новому. Танцовщики разных направлений — это люди разных взглядов, с разным бэкграундом, но в импровизации мы встречаемся, находим компромиссы, помогаем друг другу. Для меня это важно.
Я представляю contemporary dance, эта техника мне наиболее близка, но даже внутри этой техники есть очень много разных подходов к танцу. Сейчас я понимаю, что хочу других «вливаний» в свое тело, это дает новые ощущения, новые инструменты. Если ты танцуешь всегда одно и то же — это как каждый день ходить на работу одной дорогой. Если решишь пойти другим путем, то увидишь, что есть другие деревья, другие дома, другие люди — они не хуже и не лучше, просто другие. Так и в танце: примеряешь на себя разные стили, пробуешь разные направления — и в конце получаешь свой уникальный язык. Это про осознанный танец.
Я подмечаю среди танцовщиков, что они перестали использовать свое тело только как инструмент, отношение к нему стало более бережное, и многие неосознанно приходят к современному танцу, к contemporary, потому что там больше свободы, больше эксперимента и для тела он максимально безопасный. В танце важно понимать, что именно ты несешь ответственность за свое тело.
Перформанс на фестивале — это для меня выход из зоны комфорта. Я больше позиционирую себя как хореограф, я привыкла давать задачи танцовщикам.
Это коллаборация, вовлечение друг в друга, это жизнь и существование разных людей на одной площадке: все на площадке равноценны, слушают, уступают — и здесь происходит магия соединения. Танец становится более осознанным, и он может дать нечто большее, чем просто красивые движения.
Нурбек Батулла
танцовщик, хореограф, лауреат премии «Золотая маска»
Я пока не знаю, что ждет записавшихся на мой мастер-класс, это очень сильно зависит от того, кто придет, в каком настроении, в каком настроении буду я, какая будет погода, — тысячи факторов играют роль. Я не буду много говорить, я хотел бы попробовать говорить через тело: главного словами не передашь, будем двигаться.
Я практикую не танцевание, я практикую движение — состояние до танца, после танца. Меня больше интересует движение в чистом виде, потому что танец структурирован, а то, что происходит до структуры, раскрывает состояние человека. Замечаю иногда, что начинаешь прятаться за танцем, за каким-то умением, за какими-то знакомыми удобными движениями — в этом не хватает искренности.
Важно дать свободу своему телу.
Это приводит к проблемам, психологическим в том числе, тело выключается и перестает генерировать энергию. Люди приходят ко мне именно за этим — за творческой энергией. Танец для меня — это не техника, искренним можно быть и без техники.
Задача, которую я ставлю для себя, участвуя в перформансе, — быть искренним здесь и сейчас. А какие смыслы это будет рождать — вопрос к зрителю, зритель — полноценный участник.
В концепции импровизации важную роль будет играть генератор случайных чисел, зритель будет его запускать, зритель будет принимать решение в тот или иной момент как-то повлиять на перформанс. В этом современность импровизации — в другом отношении к зрителю. Мы ему не показываем то, что заранее договорились транслировать — сюжет или идею, смысл какой-то. У нас нет ни сюжета, ни смысла, а идея в том, что мы вместе: мы, танцоры и музыканты, делаем что-то, а зритель интерпретирует, если хочет.
Импровизация, конечно, тоже требует подготовки, поэтому мы собираемся на репетициях, практикуем импровизацию, когда танцор идет от музыканта, а потом наоборот — музыкант от танцора, причем взаимодействие может быть как прямое — когда я поддерживаю музыканта или он меня, так и непрямое — когда я делаю нечто противоположное, но делаю это осознанно, то есть принимаю решение: с этой минуты буду игнорировать музыку, я ее слышу, но намеренно игнорирую. Это становится инструментом импровизации.
Важно взаимодействовать с музыкой, с партнерами, с самим собой. Начинать нужно, конечно, с контакта с собой, потому что иногда промелькнул какой-то импульс, желание на какое-то движение, а ты его тормозишь, потому что привык по жизни тормозить свои движения, потому что они говорят о тебе больше, чем слова. Подсознательно ты это ощущаешь и боишься выглядеть глупо, или эротично, или похотливо, ну как-то... действительно, это страшно. А стоит натренировать себя не бояться отдаваться этим импульсам, тогда будет искренность. Впитать своим телом мысль, что нет «хорошо» и «плохо». Когда ты изучаешь азы, рутину, базу, «хорошо» и «плохо» существуют, а вот на следующем этапе, к которому мы стремимся, нужно отринуть эти категории. В импровизации их нет. Импровизация неудачной быть не может.
Ильдар Алекбаев
танцовщик, хореограф, художественный руководитель и автор курса «НЕТАНЦЫ»
К перформансу мы готовимся на репетициях, они дают растанцованность и возможность познакомиться. Некоторые из нас впервые увидели друг друга. Поначалу из-за этого были моменты, когда мы были сами в себе, каждый был увлечен своим танцем, не было коннекта. Задача репетиции — поймать этот коннект, уметь слушать, подхватывать что тебе предлагают и уметь предлагать. И чтобы каждый еще почувствовал себя хореографом — как композиционно мы выглядим. Каждый танцор берет на себя ответственность выстраивать структуру, дополнять композицию, и тогда танец становится более читаемой историей.
Современный танец как раз и привлекателен тем, что ты должен воспитывать в себе многозадачность. Импровизация — это каждый раз новая история. Мы пробовали разные подходы, методы и нашли три интересные структуры: когда музыкант играет, танцор двигается под музыку; танцор двигается — музыкант подстраивается; музыканты играют, например, что-то плавное, тягучее, а танцор двигается на контрасте.
В танце важно быть честным, воспитывать в себе артистизм, не просто делать какие-то движения, а верить в них, проживать.
Перформанс привлекателен мыслью, месседжем, повесткой, но каждый зритель однозначно видит в этом что-то свое. Я радею за объединение разных стилей, коллаборацию — танцор не должен сидеть на месте, но должен постоянно развиваться. Так появляется возможность мыслить шире. В Европе уже давно, например, брейк-данс-танцоры коллаборируют с артистами балета. У нас пока еще есть некая стена, которую мы преодолеваем. Например, на «Площади свободы» солисты оперного театра выступали наравне с уличными танцорами Level Up Crew.
На своем мастер-классе, который пройдет на хореографической сцене фестиваля, я буду давать простые базовые вещи. Так как сам я начинал с уличных танцев, то буду давать основу из этого направления: грув, кач. Расскажу про инструменты, помогающие немного расслабиться и лучше почувствовать свое тело. Дам основные принципы движения — ходьба, бег, прыжки, повороты; как можно использовать энергию, перераспределять ее; и расскажу о законах, на которых строится танец.
Марат Казиханов
хореограф-постановщик, организатор фестиваля экспериментального танца «Вход»
В основе моего мастер-класса — силовая составляющая танца, хочется поделиться именно этим свои опытом — работой в партере, внизу. Это будет интересно, но непросто. Буду давать концепции, которые использую в своем танце, — это брейк-данс и техники contemporary. Мастер-класс направлен на людей, которые владеют своим телом, но если ты новичок и хочешь получить новый опыт, это тоже будет интересно.
Я выпускник Челнинской школы брейк-данса, учился у Александра Шепелева. Отталкиваясь от этого стиля, начал пробовать свои силы в других направлениях. Позже создал команду Virtus Crew — танцоры, которые пришли из разных стилей: из брейкинга, из уличных направлений, современного танца. С этой командой мы организовали танцевальный фестиваль экспериментальной хореографии «Вход» — он первый в Казани, раньше такого не было.
Экспериментал — это синтез направлений, в котором рождается что-то новое, способ раскрытия индивидуальности, самовыражение: рамок нет, open your mind, твори, создавай, соединяй невозможное. В Казани это направление начало развиваться лет десять назад. Изначально стиль появился на одном из зарубежных фестивалей во Франции — там проводились баттлы среди хип-хоперов, хаусеров и уличных танцоров, были номинации, где есть определенный регламент. Но участвовали и танцоры, которые не относили себя ни к какому определенному стилю, и организаторы решили сделать экспериментал-баттл. Его суть была в том, что танцор не знает, под какую музыку ему предстоит танцевать, и на сцене делает некий перформанс. Он танцует как он чувствует в этот момент, как он представляет себя в этот момент. Именно так будет проходить перформанс на хореографической сцене Tat Cult Fest. Это привлекает зрителей необычностью, неординарностью.
И возвращаясь к этому французскому фестивалю. Он проходил на огромном стадионе «Перси» на 40 тысяч человек.
Месседж был в том, чтобы показать: я здесь и сейчас на такой большой сцене, я могу ничего не делать, просто получать максимальное удовольствие, заряд кайфа.
Месседж может существовать изначально, но может и рождаться в моменте. Перформанс интересен тем, что ты не знаешь, какой будет результат, это зависит от всего происходящего вокруг. Если то, что ты делаешь на сцене, вызывает у зрителя какие-то ощущения — неважно, хорошие или плохие, это уже месседж, это уже результат.
В импровизации важно открываться, тогда от каждого участника идет энергия, которая заполняет пространство, появляется гармония, взаимодействие танцоров, музыкантов — волшебство происходит. Мне кажется важным как можно больше общаться, а сейчас не хватает этого коннекта с музыкантами, художниками. И фестиваль в этом отношении очень помогает, это круто, что Tat Cult Fest решил пойти на такой эксперимент — собрать в этом году танцевальную площадку, устроить перформанс с участием танцоров и музыкантов разных стилей и направлений.
Анастасия Фаттахова
танцовщица, хореограф-постановщик, основатель академии танца F-team
Я 26 лет нахожусь в мире танцевального искусства. Когда я начинала, было совсем другое время, не было такого разнообразия, — сейчас мир ускорился, и, скажем, ты можешь быть брейкером и танцевать под классическую музыку в оперном театре. Но ключевые моменты со мной случились тогда. Свой путь я начинала с профессионального спорта, в 14 лет я его завершила, выполнив мастера спорта по художественной гимнастике и в один день решив поменять все.
В перформансах мне больше всего нравится резонанс: мы все в этот момент создаем какое-то пространство. Мы как пространство, человек как пространство, другой как пространство, мы все находимся в пространстве, есть еще музыкальное пространство со своими вибрациями, и вот это вот все — целостное по отдельности и целостное вместе — рождает абсолютно новую субстанцию. От того, насколько ты включен в этот момент — в себя, в другого, в состояние, без лишних аналитических вещей, насколько ты чувствуешь все, что происходит у тебя в теле, — вот именно это и есть, на мой взгляд, импровизация. То есть это огромная территория свободы, где каждый отвечает на этот вопрос по-своему, но при этом позиция наблюдателя, искателя, исследователя создает для тебя огромную амбицию. Это такая петля, рождающая ощущение изнутри наружу и обратно.
Взаимопроникновение, диалог, доверие. Вот у нас на репетиции сегодня почему все получилось? Потому что каждый из участников пришел абсолютно открытым, нет соревнования или сравнения. А в воскресенье будет что-то уже новое, потому что появятся еще и зрители, которые тоже являются активными соучастниками процесса.
Мы сделали года два назад «Метаморфозы» — это важная такая работа, прорывная, совершенно новая форма. Там было девять абсолютно разных участников, получилась коллаборация очень разных людей. Мы не боялись выходить практически обнаженными, мы не боялись использовать голос. На мой взгляд, тотальное погружение для меня случилось благодаря именно этой работе.
Тело — это целостное явление человека. В движениях заложено больше, чем в форме, в движении — все, что мы есть. То, как мы воспринимаем себя в этом мире. И намерение казанских танцовщиков идти в эту сторону, искать — все это рождает точные и крутые эксперименты, которые сейчас пустили такие мощные корни, что вырастет просто огромнейшее дерево.
Адель Таккезе
продюсер Tat Cult Fest, Центра «Прометей», основатель creeptone media
Я вижу задачей фестиваля максимально полно отобразить культурное многообразие, представить различные виды искусств. Суть Tat Cult Fest была и остается — представлять современную городскую татарстанскую и татарскую культуру. Хотя современное искусство зачастую сложно привести к какому-то законченному, понятному национальному коррелятору.
До прошлого года я не задумывался о том, чтобы сделать хореографическую сцену, хотя давно знаком со многими танцорами. Побывал на нескольких фестивалях, которые у нас проходят, и понял, что очень хочется рассказать о наших талантливых представителях танцевального искусства.
Перформанс будет устроен так. У нас есть восемь танцоров и восемь музыкантов, один из которых — тишина, просто отсутствие музыки. Тишина — это самое сильное кинематографическое средство. Есть мизансцена — восемь световых кругов. У каждого танцора, музыканта и круга есть свой номер от 1 до 8. Зрители фестиваля будут нажимать на кнопку, программное обеспечение — генерировать случайное число, и таким образом и будет сделан выбор, кто будет танцевать и под аккомпанемент какого музыканта. Программа может выдавать как одно число, так и строку, то есть могут танцевать и один танцор, и сразу несколько. В любом случае это импровизация и это всегда пара музыкант — танцор. В ходе тестов мы поняли, что ведущим будет танцор, он выходит, начинает импровизировать. У музыканта здесь очень сложная задача — подстроиться, создать музыкальное оформление, иллюстрацию для танца, быть в контакте с танцором, плюс если одновременно будут играть несколько музыкантов, им нужно подстраиваться и друг под друга, чтобы не было какофонии, но она будет, это точно. И эта сложность создает какую-то особую драматургию, которую невозможно придумать специально. Вызов для всех.
Хореография в моем понимании — это не какие-то танцевальные стили, это пластическое искусство, которое взаимодействует и может быть представлено в театре, кино, работать с музыкой и даже с изобразительным искусством. Это коммуникация. Например, два года назад мы снимали промо-ролик для фестиваля и не знали, какая будет музыка. В ролике должен был танцевать Нурбек Батулла. Режиссер сказал: «Слушай, у нас нет музыки, но у нас есть картина, которую нарисовал один из участников фестиваля».
Я убежден, что это одно из сильнейших направлений искусства, которые мы имеем в Казани. У нас много танцевальных и музыкальных фестивалей высокого уровня, на которые приезжают участники из разных городов России и зарубежья. Это говорит о том, что Казань — точка притяжения.
Думаю, стоит обратить внимание на тренд на коллаборацию людей из различных видов искусств. В процессе синтеза и экспериментирования рождается что-то новое, и это дает большой импульс к развитию того, что уже есть. Городу помогло бы появление большего количества площадок, открытых для андерграундного искусства, для современных художников во всех сферах. Также очень важно формирование института художественной критики, чтобы сделать развитие более осмысленным. Пока, на мой взгляд, в Казани этого недостаточно.
Можно бесплатно зарегистрироваться на мастер-классы:
15:00–16:00 Мастер-класс Нурбека Батуллы
Знакомство с элементарными принципами импровизации и некоторыми параметрами движения: скорость, амплитуда, плоскость и качество.
Вход по бесплатной регистрации
16:00–17:00 Мастер-класс Ильдара Алекбаева по танцевальной импровизации
Акцент — на технике владения собственным телом: гибкости, силе, пластичности.
Вход по бесплатной регистрации
17:00–18:00 Мастер-класс Марата Казиханова будет посвящен техникам работы в партере (breaking & contemporary technics)
Вход по бесплатной регистрации
На перформансы регистрироваться не нужно:
18:00–18:30 Перформанс «Архитектура заставляет танцевать»
Пять танцоров воплотят в танце здания Ново-Татарской слободы, шесть актеров озвучат тексты о ней, а битмейкер собирет музыкальное оформление на основе звуков, записанных на улицах.
Актеры: Алсу Салахова, Альбина Ногманова, Айдар Ахмадиев, Гузель Закирова, Гулчачак Шайхутдинова, Миляуша Гафурова.
Танцуют: Надежда Дунаева, Регина Гаязова, Ильнур Газизуллин, Айдар Хайруллин, Альфия Шамсетдинова.
19:30–21:00 Интерактивный перформанс «Танцевальный кружок»
Восемь представителей различных танцевальных стилей (Нурбек Батулла, Ильдар Алекбаев, Марат Казиханов, Венера Галимова, Надежда Осно, Вадим Зиятдинов, Кирилл Григорьев, Анастасия Фаттахова) и восемь музыкантов от этно до нойза (дуэт Djinn City, этно-группа Alpar, Петр Власов) будут одновременно взаимодействовать друг с другом в различных комбинациях, которые выберут зрители нажатием на кнопку рядом со сценой.