Burger
Больше не онлайн. 13 театральных премьер 2020 года
опубликовано — 23.09.2020
logo

Больше не онлайн. 13 театральных премьер 2020 года

Эксперименты, неожиданная классика и зрительские хиты

В начале сентября в Татарстане полноценно заработали городские театры. Из-за карантина годовой план немного съехал: в сентябре нам покажут спектакли, запланированные на май, а некоторые осенние премьеры перекочевали на 2021 год. Но есть и долгожданные новости: до конца года коллектив театра «Угол» покажет на своей новой площадке «Моң» целых четыре новых спектакля. Об остальных премьерах нового театрального сезона читайте в нашем материале.



Театр Камала

Сайт театра

«Женюсь.tat» / «Өйләнәм.tat»

Режиссер: Ильгиз Зайниев
Когда: 25 сентября

Молодой журналист по имени Раннур решается на эксперимент. О своем желании вступить в брак он сообщает на странице в социальной сети и приглашает девушек принять участие в «кастинге» на роль будущей жены. «Пишите комментарии и назначайте свидания», — призывает новоявленный жених. Но кроме поиска своей любви в спектакле найдется место критике современной политической ситуации в стране и даже однообразности татарской эстрады.

Свежая премьера театра Камала прошла неделю назад с таким успехом, что администрации пришлось назначить дополнительные сеансы на сентябрь. Критики отмечают искрометные диалоги и в один голос говорят, что в Казани давно не было такой злой сатирической постановки, а сам автор пьесы и режиссер Ильгиз Зайниев определяет жанр спектакля как «сердитая комедия».

«На закате» / «Сагынырсызмы?»

Режиссер: Фарид Бикчантаев
Когда: 6-го, 7-го, 8 ноября

Новая работа главного режиссера театра Камала Фарида Бикчантаева поставлена по пьесе дебютанта Артура Шайдуллы. «На закате» стала победителем конкурса современной национальной драматургии «Новая татарская пьеса» 2019 года и сразу же попала в репертуар театра.

Действие современной притчи разворачивается во время страшной бури. Герои, находящиеся в здании старого автовокзала, хотят поскорее вырваться из этого места, но путникам придется смириться со своей участью и прожить друг с другом отпущенное им время до прибытия судьбоносного автобуса.

Театральная площадка «Моң»

Страница «ВКонтакте»

«Һава»

Режиссер: Туфан Имамутдинов
Когда: октябрь (точная дата будет названа позднее)

Слово «Һава» переводится с татарского как «воздух». Этим же словом в татарском называют Еву. По словам создателей, «Һава» — это попытка вдохнуть свежего воздуха в структуру национального театра, а также возможность исследовать тему женщины в татарской культуре. В спектакле рассмотрят не только тему эмансипации татарской (восточной) женщины, но и освобождение татарского зрителя от устаревших подходов в постановке спектаклей на национальные темы. Авторы говорят о нем так: «Часто общение в семье, в особенности по отношению к женщине, сводится к простым глаголам: приготовь, посмотри, погладь, сходи. Повелительные глаголы являются главным критерием „счастливой“ семьи. Глагол направлен в основном на тело. Принцип спектакля „Һава“ позволяет увидеть невидимое — отношение самой женщины к глагольному миру (существованию). И сам принцип слова-приказа дает исполнителю попытку раскрытия именно этой проблемы».

«Моң»

Режиссер: Борис Павлович
Когда: 7-го и 8 ноября

Перед нами затянувшаяся репетиция музыкальной группы, которая никак не может довести до ума свою программу — мешают как внутренние противоречия, так и внешние обстоятельства непреодолимой силы. Важным художественным решением станет то, что персонажи будут говорить на русском и татарском языках.

Режиссер спектакля Борис Павлович рассказывает об этом так: «Когда Инна Яркова, директор фонда „Живой город“, предложила нам придумать спектакль, в котором на равных существовали бы русский и татарский языки, выяснилось, что это очень редкая ситуация, почти невозможная. Звучит либо один, либо другой язык. Они существуют параллельно. Это интересный вызов — именно поэтому мы решили двигаться именно в направлении ситуативного театра, а не условного, поэтического. В данном случае нам интересно наблюдать за тем, как разговаривают люди, а не идеи. Такой разворот вывел на свет следующий уровень языковой проблемы, „вавилонский“. Мы не просто говорим на разных языках, каждый из нас говорит на своем собственном языке, и понимание — это ускользающая утопия».

За музыку в спектакле отвечают Митя Бурмистров и группа Juna.

Спектакль о Казани и казанцах в рамках проекта «Театр горожан»

Название спектакля определится в ближайшее время

Авторы и режиссеры: Наталья Боренко, Венера Галимова, Анастасия Радвогина, Дина Сафина
Когда: 20 ноября

Театр горожан — это профессиональный театр с непрофессиональными актерами. Для этой работы режиссер Наталья Боренко вместе с казанской командой провела интервью с горожанами, чтобы выявить проблемные точки города. Спектакль будет основан на полученных ответах.

«Театр горожан работает с точками социального напряжения вместе с теми, кто имеет отношение к этому напряжению. Я не хочу решать за всех, как им жить, мне неинтересно со сцены посылать правильные месседжи — это вертикально, это однонаправленно, это тот самый стиль „сверху вниз“, от которого я стараюсь избавляться в своей личной практике. Мне интересно создавать что-то вместе. И театр горожан — это еще и про опыт коллаборативности, про опыт совместного думания и придумывания. Про опыт мирной встречи очень разных людей, цель которых не только дискуссия, но и создание никогда до этого не существовавшего театрального высказывания», — говорит об этой работе режиссер Наталья Боренко.

Театральный проект «Умаление мира»

Режиссер: Марина Давыдова
Премьера: 5-го и 6 декабря

Эскиз проекта показали зрителю во время театральной лаборатории «Свияжск АРТель» в августе 2020 года. Теперь проект доработают и превратят в полноценный спектакль. «Умаление мира» — это перформативный способ представления русских букварей и попытка составить азбуку нового времени.

Театр имени Качалова

Сайт театра

«Бал воров»

Режиссер: Илья Славутский
Когда: 30 сентября

Жанровая комедия в костюмах от театра Качалова по классической пьесе Жана Ануя — первая режиссерская работа актера Ильи Славутского на большой сцене театра. Премьеру готовили к весне, но ее пришлось отложить из-за карантина.

«Захотелось сделать спектакль, который бы стал радостью и праздником для зрителя. Пьеса предполагает все это — богатство (в хорошем смысле слова — то есть богатство постановки), замечательные актерские работы, музыку, танцы, костюмы, декорации. Все в нашем спектакле есть. Да, мне было трудно выдерживать „карантинный“ марафон, но он пошел нашему спектаклю только на пользу: он получился выдержанным, игристым, приобрел опять же богатый букет с какими-то оттенками и полутонами. Аналогия с вином вполне правомерна — пьеса-то французская!» — рассказывает об этом спектакле сам Славутский.

Казанский ТЮЗ

Сайт театра

«Nедоросль»

Режиссер: Петр Норец
Когда: 9-го и 10 октября

Постановка пьесы Дениса Фонвизина 1781 года в жанре, обозначенном как «хип-хоп-комикс». Классическая история Митрофанушки зазвучит по-новому благодаря необычному сочетанию классического и современного текста, который переплетается с динамичными рэп-номерами в стимпанк-костюмах. Несмотря на эксперименты, суть пьесы осталась неизменной: она все еще живо говорит об отношении молодых людей к власти, деньгам и образованию.

«Лиса и виноград»

Режиссер: Александр Туманов
Когда: 6-го и 7 октября

Богач и философ Ксанф вернулся из путешествия с группой купленных им рабов, один из которых — Эзоп. Он настолько безобразен и уродлив, что работорговец отдал его бесплатно. После покупки Ксанф обнаруживает, что раб не так прост: оказалось, что этот Эзоп обладает не только недюжинным умом, рациональным мышлением и способностью к философским рассуждениям, но и талантом сочинителя забавных и одновременно назидательных историй. У него только один изъян — он стремится стать свободным. В этом спектакле, рассчитанном на подростков старших классов, создатели обещают тонкий юмор и необычную сценографию, отражающую высокие устремления главного героя.

«Приглашение на казнь»

Режиссер: Ильнур Гарифуллин
Когда: 23-го и 24 октября

Постановка по произведению Владимира Набокова. Цинцинната Ц. приговорили к смерти за его особенность, за то, что он был «непрозрачным». И теперь в ожидании казни он постепенно расстается с фальшивыми привязанностями, понятиями, идеями, сохраняя и оберегая в себе то единственно важное, что будет жить вечно и что является единственной реальностью.

Спектакль поставит ведущий актер Казанского ТЮЗа Ильнур Гарифуллин. «Приглашение на казнь» — его вторая режиссерская работа на сцене родного театра.

Татарский ТЮЗ имени Кариева

Сайт театра

«Озын-озак балачак» / «Долгое-долгое детство»

Режиссер: Ильсур Казакбаев
Когда: 10-го и 11 октября

«Долгое-долгое детство» — автобиографическая повесть башкирского писателя Мустая Карима, которая охватывает период от 1920-х до 1940-х годов. Работа над спектаклем в полном разгаре, и, по словам пресс-службы театра, режиссер Ильсур Казакбаев вместе с художником Башкирского драматического театра Альбертом Нестеровым создает «необычное, новое прочтение классического литературного произведения». Спектакль выйдет с возрастным ограничением 12+.

«Мио, мой Мио»

Режиссер: Екатерина Гороховская
Когда: 27 ноября

«Мио, мой Мио» — сказочная повесть шведской писательницы Астрид Линдгрен о мальчике Боссе, которого воспитывают бездушные приемные родители. Вскоре мальчик узнает, что он — сын короля сказочной страны, где мальчику Мио предстоит сразиться со злым рыцарем Като.

Спектакль о детском одиночестве, в котором переплетаются правда и вымысел, будет рассчитан на аудиторию от шести лет. Повесть на сцене театра Кариева воплотит режиссер из Санкт-Петербурга Екатерина Гороховская со своей командой.

Театр кукол «Экият»

Сайт театра

«Старик из деревни Альдермеш»

Режиссер: Ильгиз Зайниев
Когда: 2 октября

Новая премьера театра кукол «Экият» поставлена по суперхиту татарской драматургии — пьесе Туфана Миннуллина «Старик из деревни Альдермеш». Она знакома зрителям по постановке Марселя Салимжанова в театра Камала, где неугомонного старика с неистребимой жаждой жизни более 30 лет играл актер Шаукат Биктемиров. Спектакль перестали ставить после смерти актера, и если не считать постановку 2018 года Нижнекамского драмтеатра с противоречивой критикой, к пьесе никто с тех пор не обращался. Новую попытку освоить легендарный материал предпримет Ильгиз Зайниев. Спектакль рассчитан на взрослую аудиторию.