Burger
«Одним тобой, одним тобой». Психологи, сексолог и гештальт-терапевт объясняют, о чем на самом деле поют в известных песнях про отношения
опубликовано — 05.03.2021
logo

«Одним тобой, одним тобой». Психологи, сексолог и гештальт-терапевт объясняют, о чем на самом деле поют в известных песнях про отношения

Ничего криминального

На календаре — весна, а значит, пришло время сменить пуховики на легкие пуховики, настроиться на романтический лад и включить музыку под настроение. О любви и — куда же без них? — страданиях. Чтобы придать этому занятию смысла, «Инде» спросил у экспертов: а о чем мы, собственно, страдаем? Что происходит с лирическими героями песен, которые мы слушаем на репите, и стоит ли вообще себя с ними ассоциировать?


Ирина Аллегрова — «Угонщица»

Елена Фоер

психолог, сексолог

Судя по тексту, женщина привлекла внимание мужчины, который уже с кем-то встречался (был женат, только познакомился — история умалчивает). Мужчина ответил ей взаимностью, женщина счастлива. Очевидно, упускает из вида тот факт, что у мужчины, в отличие от чужой «девятки», есть свобода выбора и он тоже явно ее выбрал. По тексту она берет на себя ответственность и за его выбор тоже, а учитывая количество повторов «что же тут криминального», вероятно, задается вопросом этичности своего поступка. Как психолог я бы у героини узнала, в самом ли деле у нее есть чувство вины, и если да, с ним бы работала. Для начала вернув представление об «угнанном» мужчине как о дееспособном и принимающем свои решения.

Елена Картавенко

клинический, семейный, детский психолог, сказкотерапевт

Для меня эта песня — пример объективации. В ней нет видения другого человека как личности, есть лишь объект, которым хочется обладать. Мужчина, о котором идет речь, не имеет ни собственной воли, ни выбора, лирическая героиня все делает за него. Конечно, у всех нас есть желание сделать своим, обладать тем, кого мы любим. Но если довести это желание до абсолюта, происходит расчеловечивание, овеществление.

Цепляют нас в этой песне, конечно, эмоции. Манифест женщины, которая решила и сделала. Не ждала, пока к ней придут под балкон, когда ее украдут, а сама добилась своего. Наконец-то.

Джамиля Нугманова

гештальт-терапевт

Здесь мы видим образ конкурентной женщины, которая без сомнений борется за мужчину, занимает активную сексуальную и социальную позицию. Она учит нас уважать свои потребности, но при этом — не считаться с потребностями других. Мужчина здесь — объект, чувства другой женщины не важны. Можно предположить, что в дальнейшем у героини песни возникнут проблемы в отношениях — ведь она добивается успеха, но не выстраивает диалоги.

Гульфия Салахутдинова

педагог-психолог

Достаточно дерзкая песня, которая показывает, что любовь — это не только лирика, не только светлое чувство. За любовь можно и нужно бороться, и героиня ярко это показывает. Ее оговорка «ни стыда, ни совести» — это отсылка к морально-этическим нормам. Она знает, что разрушать другие отношения неправильно, но занимает эгоцентричную позицию, ее потребности выше всего. «Я хочу, я люблю, я угнала, я не смотрю на мнение других людей». Думаю, героиня в дальнейшем будет страдать. Поскольку то, что по-настоящему ей важно — это борьба, отстаивание своих желаний и прав, а не стремление создать семью.

МакSим — «Знаешь ли ты»

Елена Фоер

Молодой человек от девушки ушел к другой девушке. Первая уверена, что слияние партнеров в отношениях («так привыкла жить одним тобой») — это что-то хорошее. И свою философию хочет передать новой партнерше молодого человека («сердце его теперь в твоих руках»). Мне бы хотелось сказать лирической героине, что растворение в партнере по отношениям — так себе идея, потому что ее собственную жизнь никто за нее не проживет. А в этой жизни может быть много важных вещей, кроме отношений. Тогда еще и не придется в открытое окно разговаривать с новой девушкой твоего бывшего.

Елена Картавенко

Похоже, речь идет о созависимых отношениях, жестком эмоциональном слиянии. Да, страдать после разрыва — это нормально. Но здесь молодой человек завершил отношения, а для героини песни еще ничего не закончилось. Она не закрывает эти отношения. Может быть, у девушки уже был когда-то травматический опыт брошенности, и она пытается повторить этот опыт в надежде, что теперь все пройдет иначе. Но надо понимать, что из зависимости (любой) просто так, быстро, выйти не получится. Нужно время, нужно прорабатывать свои травмы. С психологом в том числе. И очень велик риск выйти из текущей зависимости за счет переключения на другую зависимость.

Джамиля Нугманова

Лирическая песня об уходящей любви, причем любви как состоянии мании — «я так привыкла жить одним тобой, одним тобой». Человек, охваченный такой манией, чувствует счастье или страдание, он одержим. Но когда наваждение уходит, становится легче дышать. И вот мы слышим: «мне стало так легко дышать в открытое окно». Песня очень хорошо попадает в это состояние боли и страдания и обещает облегчение. Песня о первой любви, которая обречена на провал, так характерна для юности.

Гульфия Салахутдинова

Это очень важная девичья позиция — стремление быть единственной для мужчины независимо от того, будет он с ней или с другой. Конечно, это юношеский максимализм. Неважно, насколько благоприятно складываются отношения. Важно лишь прочувствовать все на максимальных нотах, как можно ярче. Пусть даже в страданиях. Найдет ли лирическая героиня свое счастье? Не факт, если она будет стремиться не найти взаимное чувство, а быть единственной звездой, владеть желаниями и чувствами мужчины. Но она взрослеет.

HammAli & Navai — «Девочка-война»

Елена Фоер

Лирический герой явно много конфликтует с партнершей. И это само по себе нормально: люди в отношениях могут не соглашаться и отстаивать свои границы. Но в этом случае ссоры явно важная часть отношений, а не способ перейти в «мирное» состояние. Кажется, что эмоциональные качели из ссор и примирений — основа всего романа. А это уже так себе: конечно, моменты перемирия в таких отношений приносят острую радость. И похоже, мужчине это в целом нравится.

У психологов есть правило: без запроса не работать. Поэтому тут и критиковать кажется лишним: если всех все устраивает, зачем лезть. Замечу только, что крайне редко можно услышать от людей: «я был в ужасно конфликтных отношениях, там было море эмоций, и временами обалденный секс, и куча скандалов до и после, вот бы еще раз так». Наверное, это о чем-то говорит.

Елена Картавенко

Это какая-то жесть. Наш герой обвиняет свою подругу в их общих бедах, но проблема в них обоих. Мужчины часто говорят, что женщины нарушают их границы, пытаются установить жесткий контроль, это их раздражает. Но тут и сам герой делает ровно то же самое. Он говорит: «ты — война», но они оба убивают друг друга. Наверное, если они остаются вместе, они что-то получают в этих отношениях.

Безусловно, это не взрослое, недозрелое отношение к любви. И, пожалуй, это резонирует у тех слушателей, которые сами пытаются понять: а как выстраивать отношения, не перекладывая друг на друга ответственность и не пытаясь утвердиться, устанавливая контроль.

Джамиля Нугманова

Конечно, эта песня о контроле и зависимости, о зависимых в целом отношениях. Как часто и бывает в таких отношениях, герою и его подруге тяжело вместе, и расстаться пока нет сил, а еще и надо вкладываться: «ты падала, я тебя поймал». Так откуда эти женщины, которые звонят? А как им не быть, если в паре столько агрессии. И отношения все ухудшаются. Кому нравятся такие страсти — идите сюда, но измотаетесь изрядно. На самом деле это проблема, из которой выбраться непросто, пора к семейному терапевту.

Гульфия Салахутдинова

Это песня-страдание, песня-противоборство. Трагедия, разрушение, смерть. Может быть, изначально было задумано показать взрывной характер героини, ее агрессивность и силу, но то, что получилось, — это глубокая печаль и понимание, что девочка сама себя разрушает своими эмоциями. Она причиняет себе боль своей ревностью и делает неприятно своему молодому человеку.

Понятно, почему эта песня так называется у молодежи. Девочки и правда часто позиционируют себя такими взрывными, считают, что они должны быть такими суперревнивыми, все контролировать. Они считают, что показатель их сексуальности и привлекательности — это их власть над чувствами и эмоциями молодого человека. Этот мнимый контроль и становится тем, что все разрушает.

Макс Корж — «Мотылек»

Елена Фоер

Тут вообще все хорошо и правильно: друг главного героя переживает расставание, а расставание — это горе, оно и проживается как горе, со всеми этими гневом, торгами, горечью и всем прочим. У психологов есть фраза «работа горя». Она означает, что если не мешать человеку горевать и проживать болезненные эмоции, они закончатся в какой-то момент сами собой, важно дать себе время пережить их. Вот и друг из песни советует подождать, молодец. Заталкивать в тачку силой — спорная стратегия, но вообще быть среди друзей в момент переживания горя — хорошо и правильно.

Елена Картавенко

На мой взгляд, такие истории невозможно рассказывать про кого-то другого, это всегда история про себя. Одна субличность переживает горькую обиду, а другая пытается ее поддержать, говорит: соберись, поехали, все будет хорошо.

Обида, как и вина, — это феноменологическое явление, в котором мы прослеживаем границу «свой — чужой». Ведь на чужого не станешь обижаться. А когда кто-то близкий поступает неправильно и несправедливо, это очень больно. А еще сильная обида запускает расчеловечивание, иначе с этим не справиться. «Тварь» — это как раз об этом. Значит, отношения с девушкой были (и пока остаются) очень-очень близкими.

Джамиля Нугманова

Думаю, тут можно говорить о стереотипе использования друг друга в гендерных отношениях. «Дарил ей столько добра, ввалил в нее столько бабла». О низкой самооценке героя, о несчастной любви, а еще — о братской поддержке, которая подменяет дружескую. В чем разница? В подмене ценностей ценностями отдельной субкультуры. «Я затолкаю тебя в тачку силой, я отвезу тебя к пацанам. Там банька, рыбка и пиво, братишка, я тебе сдохнуть не дам». И зарождающемся мачизме как ответном обесценивании: «Скоро твой любимый мотылек в твоих глазах станет обычной тварью».

Клава Кока & Niletto — «Краш»

Елена Фоер

У лирической героини текста есть более серьезные проблемы, чем краш: когда одновременно есть желание преследовать, устраивать из отношений хитрую стратегию (это про игру и бой), убегать, быть привязанной, чтобы не убегать, — явно есть большая внутренняя нестабильность. И сначала бы ей разобраться с собой, а потом уже с отношениями.

Елена Картавенко

У нынешней молодежи есть одна особенность, которая очень раздражает взрослых людей. Это манера говорить в шутку то, о чем вообще-то не говорят или, по крайней мере, говорят очень серьезно. Я про обещание «я тебя придушу» на фоне легкой веселенькой музыки. Люди старшего поколения воспринимают угрозу насилия буквально. Как и слова о смерти.

Еще один момент, который заставляет задуматься: то, что для лирического героя песни любовь — боль. Они равны. Может быть, он это еще перерастет. Музыка позволяет на это надеяться. А пока — чистой воды манипуляция: «Останешься со мной — я твой личный маньяк. Не останешься — я тебя убью».

Джамиля Нугманова

Ну, «милые бранятся — только тешатся». Современный Иванушка-дурачок и Василиса Прекрасная всегда на волнах моды. Не вижу глубокого смысла, но песня милая и добрая, по крайней мере призывает к добру: «Ты, ты, ты мне не враг», «Ты, ты будешь со мной и останешься жив».

Гульфия Салахутдинова

Часто такими простыми словами рассказываются очень сложные истории. Как, например, здесь — история об очень сложных отношениях, основанных на доминировании и власти. О желании владеть жизнью другого человека, иметь глубочайшее влияние на другого человека. Такие желания часто характерны для девочек: либо я, либо никто. И такое светлое и приятное, радостное чувство, как любовь, превращается в страдания, боль и смерть. Понимаю, страдать намного легче, чем проживать любовь в радости, это менее затратно эмоционально. Так что пострадать молодежь любит, и популярные песни поддерживают это настроение.

Artik & Asti — «Девочка танцуй»

Елена Картавенко

Это женский вариант песни Коржа про обиду. Только там банька, закусон, друзья, а тут — крепкий алкоголь и танцы. Попытка справиться с обидой, пережить свою брошенность. Но обратите внимание: здесь лирическая героиня не расчеловечивает своего обидчика. Ее больше занимает то, как справиться самой, как поставить стенку. Она транслирует: ты больше не из моей стаи, ты теперь чужой. Хотя, конечно, если он что-нибудь сделает для того, чтобы загладить нанесенную обиду, она его примет.

Джамиля Нугманова

Инструкция, как закончить отношения в одну ночь. «Да пошло оно к черту все! Номер его в блок». И танцевать, вытанцевать всю боль. Если не поможет танец, поможет виски. Если не поможет виски, то поможет время. Но кого мы обычно удаляем, блокируем? Того, кто дорог и ценен. Отвергая и обесценивая чувства к другому, мы сами расщепляемся. Если не проживать боль, а отстраняться от нее, подсознание вытворяет разные штуки. Вот и появляется образ того самого заблокированного мужчины в конце песни, напоминая: «Танцуй, танцуй, моя девочка» — а я никуда не ушел.

Гульфия Салахутдинова

Песня показывает, как можно вести себя, когда мы обиделись. И, надо сказать, выбранная стратегия — преодоление стресса через танцы — достаточно продуктивна. Это позволяет снизить уровень гормонов стресса, почувствовать себя лучше. А вот алкоголь — это уже деструктивно.

Ситуация, о которой идет речь, часто встречается в жизни, и, конечно, эти эмоции и переживания отзываются у слушателей.