Burger
Подростки, инвалидные коляски и вопросы. Шесть коротких текстов о социальных спектаклях
опубликовано — 20.04.2021
logo

Подростки, инвалидные коляски и вопросы. Шесть коротких текстов о социальных спектаклях

Актуальный театр в самых разных зонах внимания к реальности

В Казани прошел форум-фестиваль «Особый взгляд. Регионы», он собрал социокультурные проекты, созданные в Приволжском федеральном округе. Географически его программа была привязана к Приволжскому федеральному округу, а содержательно устроена так, что понятие «социальное» выводится из специального отсека и превращается вообще в актуальное качество сегодняшнего искусства.

Фестиваль организуют сразу несколько институций, которые занимаются темой инклюзии в широком смысле слова: благотворительный фонд «Искусство, наука и спорт» внутри программы «Особый взгляд» и центр творческих проектов «Инклюзион» при поддержке фондов «Со-единение» и «Живой город».

Социальное проявляет жесткие и скрытые проблемы людей, живущих в сегодняшних Челнах, Москве, Ижевске, Перми. Герои социальных спектаклей могут передвигаться на инвалидной коляске, а могут быть подростками, переживающими невозможность коммуникации с родителями. Социальное сегодня расположено в самых разных зонах внимания к реальности. Естественно, что на этих перекрестных путях формируются новые эстетические запросы и вырастают диковинные цветы.

В самые разные спектакли и перформансы вглядывались участники семинара по критике, чтобы разгадать секрет языка: как говорить и писать про то, что напрочь выламывается из любых границ и заставляет думать о новом облике театра. «Инде» публикует тексты участников семинара — результат размышлений о социальном театре, чтобы все мы могли понять, что там происходило и зачем.


Перформанс «Касание» Елены Рэмбо и группы Gnoomes (Пермь)

Ольга Аббасова

В «комнате уединения» — шесть человек, пять из которых — зрители-участники, шестая — массажный терапевт и художница из Перми Елена Рэмбо. Приглушенный свет, подушки, медитативный саунд, и вот уже Елена объясняет правила сеанса: «Ложишься в центр круга, закрываешь глаза, пытаешься ни о чем не думать, а другие участники сеанса касаются твоего тела». Что думает в этот момент каждый из участников, можно только предполагать. Но кто-то явно конфузится.

Участников сеанса должно быть не более пяти. Так не придется распыляться. Участники пишут по телу не только тактильным почерком, касаясь рук, ног и живота, но и внутренним, погружаясь в самочувствие себя и соседей по сеансу. Каждый оказывается на пороге у непредсказуемой, но самой интересной главы перформанса, где проявляются разные реакции организма — от головокружения до фантастических историй, которыми можно поделиться вслух.

Погружаясь в собственный мир, разрешаешь то же самое сделать другим. Теперь привычные представления друг о друге не ограничиваются информацией, кто из какого города или театра. Вы — единое тело, изучить которое придется, потому что таковы правила и вы их уже приняли. Возражения озвучиваются только внутри себя: как я буду выглядеть, что буду чувствовать, а что подумают. Все это волнует первые две минуты, затем время исчезает, тело становится субстанцией, а ты сам — молекулой, к которой с разным электрическим зарядом притягивается чужой.

«Муравей в стеклянной банке» театральной студии «Пилигрим» (Пермь)

Анастасия Павлова

Черная коробка сцены, три стола под черными скатертями, цветные чашки и блюдца, плюшевый кролик: кажется, что сейчас здесь состоится кукольное чаепитие или детская игра. Но в основе спектакля «Муравей в стеклянной банке» — дневники Полины Жеребцовой, в детстве пережившей две чеченские войны. Потому день рождения здесь окрашен в непраздничные тона, а посуда смотрится как инородное тело.

Вроде как шесть подружек (седьмой — парень с гитарой) собрались отметить день рождения. Они болтают, танцуют, играют, но радостные моменты детства чередуются с воспоминаниями о боли и смерти. Все строится на контрастах: только что героиня мечтала о горах и впервые влюбилась, как через минуту рассказ о том, как под обстрелом погиб дедушка, нечего есть и болеет мама.

Режиссера спектакля зовут Алла Светлакова, у троих из семи артистов тоже фамилия Светлаковы. Тема семьи здесь важна: молодые актрисы так чувствуют друг друга, так подхватывают жесты и реплики, так искренне, до слез, сопереживают историям. Жест одной рассказчицы плавно переходит к другой, та подхватывает и начинает свою историю, затем третья, четвертая, в результате — одна «пластическая» семья. В одной из сцен девочки закрывают лица белыми масками и танцуют-шаманят, затем снимают маски и направляют в зрительный зал неловко сложенные в пистолетик руки; гаснет свет — и они плавно движутся среди звезд.

Когда о страшном говорят дети, это важно, это терапия для них и для их сверстников-зрителей. Дети словно объясняют самим себе, что такое война, как жить с этим знанием и как ничего не забыть. Режиссер в таких спектаклях — и художник, и педагог, и психолог. Ему б договориться с юными артистами, а не навязывать им свою, взрослую точку зрения, часто несвободную от стереотипов. Сотворчество на равных тут лучше спекуляции на трогательности детей-актеров и на свойственной им в силу возраста наивности. Жаль, что финальный монолог «Муравья», поделенный между всеми актерами, звучит как предвыборный политический манифест и набор типовых лозунгов о свободе-равенстве-братстве. Когда дети выходят в зал и, плача, берут каждого за руку, думаешь, что им ни к чему громкие речи и манипулятивные призывы взрослых. Детей можно обнять и взять за руку просто потому, что они дети.

«Коридор отражений» Елены Ковылиной, музея-заповедника «Казанский Кремль» и проекта «Пушкинский для всех»

Кристина Матвиенко

Елена Ковылина — перформансистка со стажем; в ее арсенале радикальные акции 2000-х вроде уплывания в открытое море без весел и прикалывания ордена на голое тело. На «Особом взгляде» Ковылина поступила скромно: пригласив шестерых перформеров участвовать в «Коридоре отражений», она попросила каждого из них рассказать про свою любимую книгу или литературный сюжет. Действие «партиципаторного» и «инклюзивного» (так он аттестован самой художницей) перформанса происходило в разных локациях Национальной библиотеки Татарстана, так что история про книги более чем уместна.

Незрячая женщина в розовом платье с улыбкой рассказывала про психологические хиты Дейла Карнеги. Другая, очень интеллигентная, стояла среди стеллажей книжной лавки. Незрячий мужчина, похожий на мудреца (педагог!), стоял в стерильном пространстве галереи на втором этаже библиотеки — и в тишине каждое слово было на вес золота. Зрители хвостиком шли за Ковылиной, торжественно плывшей на каблуках и с участием заглядывавшей в лицо каждому из рассказчиков. Те, кто на колясках, не поспевали. Зрителей становилось все меньше, и в этом исчезновении была странная печаль, которую хочется удержать в памяти.

Трудноразличимые среди суеты (в субботу в библиотеке было много людей) разговоры о важном для каждого из участников чтений искали внимания. Но почти не обрели его, как не обретают многие частные истории, мимо которых мы проходим в жизни. Может, и хорошо, что Елена Ковылина не думала ни о ком, кроме себя и своего движения по библиотечному топосу. В этом эгоизме действительно отразились, как и обещало название перформанса, мы сами.

«Дети над пропастью» студии для подростков «Театралка» Казанского ТЮЗа

Кристина Матвиенко

Выхваченная светом из темноты девушка рассказывает, как бежала от насильников по асфальтовому шоссе, не чуя ног под собой и думая, что это конец. Стоя на авансцене, другая девушка настойчиво допрашивает зал: почему одним все, а другим — ничего и почему она, избив до полусмерти одноклассницу, должна отправиться в колонию. Парень с челкой в одном углу, взрослая женщина (актриса Гузель Шакирзянова — единственная «взрослая» в этом спектакле) в другом ведут параллельно два раздраженных монолога, две несчастливые жизни. «Дети над пропастью», показанный на форуме-фестивале «Особый театр» в Казани, — это миллион невыносимых и необходимых рассказов старшеклассников о том, как на самом деле они живут и почему эта жизнь хуже смерти.

Спектакль студии «Театралка» Казанского ТЮЗа — один из результатов энтузиастской и очень важной работы режиссера-педагога Дарьи Хуртиной, которая однажды поняла, что хочет заниматься со школьниками сложными темами и делать это через театр. При этом рассказывают студийцы о своем через чужое: в «Детях над пропастью» смонтированы куски из пьес Ярославы Пулинович «Наташина мечта» и «Победила я», Андрея Иванова «Это все она», прозы Сэлинджера «Над пропастью во ржи» и повести Железнякова «Чучело», песен «Сплина» и много чего еще. Это все мощные, известные тексты, бьющие наповал, потому что их авторы точно и горько чувствовали своих героев. Поэтому, наверное, исполняя «Мечту» или «Чучело», молодые артисты легко плачут и так же легко переходят на крик. Но плакать и кричать не означает быть внутри чужого «тела», это скорее неспособность справиться с управлением своим «телом».

Смертельно захотелось увидеть, как эти взрослые дети, столкнувшиеся с литературно запечатленными драмами сверстников, смогут транслировать свое. Там точно нужно будет обойтись без романтического надрыва. Дарья Хуртина собирается делать док-спектакль.

«Плюс-минус спектакль» Ксении Шачневой, фонда «Солнце внутри» и Набережночелнинской картинной галереи

Надежда Долматова

Девять женщин разного возраста и опыта — Надежда Дресвянникова, Наталья Лапшина, Лилия Лутфрахманова, Анастасия Плеханова, Вероника Плехона, Аделина Рахматуллина, Лена Фархутдинова, Алсу Хайруллина, Эльза Ярушкина — рассказывают о том, как устроена обыденная жизнь людей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Обыденная для них, но удивительная для «условно здоровых».

Сцена расчерчена полосками для игры в бочча (паралимпийское соревнование, проводящееся на корте с использованием кожаных мячей). Актрисы по очереди берут слово и рассказывают свои истории. О личных отношениях: как знакомятся с мужчинами, какие существуют для этого тактики, стоит ли начинать отношения с инвалидами. О профессиональной занятости: какой процент людей с инвалидностью трудоустроены, готов ли работодатель к таким сотрудникам. О специальных бытовых приспособлениях: кастрюля для передвижения по дому, гаджет из пластиковой бутылки для надевания носков. О желании быть красивыми: как покупать платья, как делать макияж, как фотографироваться, чтобы скрыть инвалидность. О родственниках и о том, как в детстве не принимали в игру.

Кого подсаживают в автобус? Кому подают деньги на улице? Как общаться с «Алисой», если у тебя нарушения речи? Кого не спрашивают: «когда же ты выйдешь замуж?» Зрителей вовлекают в спектакль еще до его начала, предложив ответить на вопрос, с чем ассоциируется инвалидность. Из ответов вырастает облако тегов, главные в которых — политкорректные «Человек», «Другой», «Тренировка». Двоих зрителей приглашают на сцену поиграть в боччу. Одну зрительницу вовлекают в игру про привилегии людей с инвалидностью, из которой женщина без особенностей выходит проигравшей. Ее утешают: «Нечем гордиться, когда тебе на улице дают сто рублей „на мороженое“». Зал спрашивают про разное, а когда про отношения — выключают свет.

Спектакль интерактивен во всех смыслах этого слова, но адресован, на мой взгляд, условно здоровым. Людям с инвалидностью все озвученное более чем знакомо, как с печальной, так и с комической стороны. Зато со сцены проговорено то, о чем принято молчать. Героини «Плюс-минус спектакля», устроенного как свидетельский театр и одновременно театр художницы (здесь говорят и предметы!), показывают, как можно говорить об инвалидности без присущих теме жалостливости и неловкости. И когда все-таки появлялось желание пожалеть, то причина понятна: все хотят нравиться окружающим, но когда ты передвигаешься на коляске, на доказательство своей «нормальности» уходит слишком много времени и сил.

«Деликатес. Удмуртская история преступлений» театральной компании Les Partisans (Ижевск)

Валерия Завьялова

Три полупрозрачные занавески, за одной из которых сидят шесть человек в белых защитных комбинезонах. На занавески проецируются изображения — фотографии и биографии персонажей, абрис человеческого лица, воровская звезда и названия частей спектакля. Музыка — горловые звуки, «СБПЧ», Хаски, «25/17».

В основе спектакля Павла Зорина — реальные истории преступлений, случившихся в Удмуртии и России: убийства, каннибализм, изнасилования. Док-пьесу написал ижевский драматург и в недавнем прошлом следователь Миша Соловьев. Режиссер не констатирует ужас происходящего и не обличает преступников, а находит в страшном смешное, превращая поножовщину в рэп-баттл, а допрос — в комедийный скетч.

Медиапроекция тут — персонаж, который, как искусственный интеллект, скоро заменит всех следователей и судей. В конце концов следователь снимет маску, и перед нами окажется реальный человек, уставший от своих подопечных, но уже впустивший их в свою жизнь вместе со всеми кошмарами.

Название спектакля созвучно с сериалом «Американская история преступлений», но если там — драма, то здесь — «удмуртская» комедия. Казалось бы, смех может превратить дикую ситуацию в разрешимую, но все наоборот: число преступлений растет, о чем сообщают актеры в финальной ритмизованной сводке. Обыденность убийства и обеспечивает его повторяемость, от которой сходит с ума следователь Миша Соловьев. Похоже, все смирились, кроме независимого ижевского театра.