Burger
Так вижу. Режиссер казанского fashion-фильма «Юха» — о татарском фольклоре, поиске локаций и дизайне одежды
опубликовано — 21.05.2021
logo

Так вижу. Режиссер казанского fashion-фильма «Юха» — о татарском фольклоре, поиске локаций и дизайне одежды

Су Анасы на Камском Устье и лето холодной весной

В начале мая в Татарстане закончили съемки fashion-фильма «Юха» — это часть проекта Тани Черногузовой Your Yool, который переосмысливает традиционный татарский костюм. Специально для «Инде» Таня запечатлела съемочный процесс на фотоаппарат моментальной печати.


Это Юля Поликарпова, модель в роли Су Анасы, сидит на берегу реки. В основе сценария — сказка Тукая. Весь фильм построен на образах и на пластике. Нет диалогов и монологов — только образность, костюмы, хореография, которую ставил Ильдар Алекбаев. Еще там есть персонажи из книги Каюма Насыри «Поверья и приметы казанских татар»: Уряк, Албасты, Шурале и Аждаха. Сначала сценарий был другим: там поднималась тема локальности и глобальности, противостояния локальной и глобальной культур, но в итоге мы решили упростить сюжет и построить его на визуале. Это моя первая режиссерская работа, мне было важно с ней справиться, поэтому взяли сказку, которую знают все местные и с которой просто знакомиться зарубежным зрителям — это основная целевая аудитория, потому что картину я везу на европейские фестивали fashion-фильмов.

Проект Your Yool выиграл грант Федерального агентства по делам молодежи. Часть гранта мы потратили на создание костюмов. Я по образованию дизайнер одежды, на основе традиционных татарских нарядов я создала базовую коллекцию: разработала эскизы и отдала в производство. Это рубашки, свитеры, футболки, фартуки — светоотражающие и с вышивкой, бархатные шапочки бини с национальной вышивкой, платья, сарафаны. Чулпы мы создали вместе с «Достойно». С художницей Зухрой мы разработали маски для фольклорных персонажей. На фотографиях микс из этих костюмов и тех, которые мы брали в аренду. Некоторые аксессуары и головные уборы из коллекции Your Yool, некоторые создавала для фильма наша визажистка. Иллюстраторы делали принты, у нас был специальный нейл-арт для персонажей. На Юле ботфорты, сшитые специально для этого проекта, но на фотографии их не видно. Зато видно, как ассистент Маша наклеивает Су Анасы специально разработанные Ксюшей типсы с жемчугом и ракушками.

Локации выбирались под сценарий. До съемок мы с оператором Вадимом Крючковым ездили и искали подходящие площадки, подбирали ракурсы для каждой сцены. Нужен был ночной лес с прямыми деревьями, через который бы бежал главный персонаж; поле с равномерной поверхностью, чтобы снять массовые сцены танцев; берег, на котором сидит Су Анасы. Конечно, отдельное приключение — искать эти пространства. А первой локацией для съемок стал Werk, куда нас любезно пустил Руслан Чижов: ничего верковского в кадр не попало, все смотрится как кинопавильон, но вайб клуба, я думаю, в видеоряде ощущается.

Одной из локаций был этнографический музей «Татар авылы»: это выстроенная татарская деревня с перевезенными туда рабочей мельницей, гусями, павлинами и невероятным татарским вайбом. Мы снимали там небольшой фрагмент фильма, но именно там мы нашли аутентичные татарские домики без лишних примет цивилизации, как, например, в Старо-Татарской слободе. Здесь наш оператор Вадим Крючков и дублер главного актера Никита, а еще камера в неестественной среде, среди атрибутов простого деревенского быта.

Снимали мы холодной весной, а по сюжету у нас тепло и лето. Там [в фильме] нет времени года, но костюмы предполагают, что герои не в шубах. Получился такой челлендж, потому что в первые дни съемок лежал снег, был лед, и мы надеялись, что он растает. Ни о какой зелени речи не шло, поэтому наши декораторы украшали берег искусственными цветами и сухоцветами, чтобы создать иллюзию теплого времени года. Реквизит сделан по моему дизайну. Тут зеркало (по форме — элемент татарского национального орнамента) лежит на осенней листве и отражает майское солнце.

Это наша съемочная группа: на переднем плане оператор Вадим Крючков, справа его воины света (световики Никита и Мурад), ассистент Юля и флорист Алина плотной группой стоят среди скал — на непростой съемочной локации в Камском Устье. В съемках участвовало больше 60 человек — это создатели коллекции, визажисты, оператор, ассистенты, актеры массовых сцен, танцоры и модели.



Антон и Азат секунду назад тащили этот генератор по склону в гору, а теперь улыбаются мне на камеру. Красавцы, что сказать!


Вадим в резиновых сапогах снимает, стоя в Каме, и хвалит очень дорогой штатив за его безграничные возможности. А я с плейбэком сижу на камнях и слежу за кадром. Благодаря плейбэку режиссер уже во время съемки видит картинку с камеры в реальном времени. Это позволяет избежать технического брака, а еще не лезть в холодную воду за оператором.




Это принт на толстовке из коллекции Your Yool, разработанной и произведенной для фильма. На принте изображен герой картины в маске Шурале.

Главную сцену, где Су Анасы сидит на берегу, мы снимали в Камском Устье: приехали туда ночью, к рассвету, чтобы застать солнечные лучи на воде, на лице. Это был мой день рождения, 5 мая, и мы встречали его нашей прекрасной командой. Ребята кормили меня тортом — вкусно было!



Часть коллекции Your Yool: свитер и джинсовая шапка бини с традиционной объемной вышивкой из бисера, имитирующей татарский головной убор — тюбетейку.


Рамазан, играющий главного персонажа на фоне Храма всех религий — там мы снимали танец Юхи.


Исполнительный продюсер Лера и актер Рамазан на площадке под мостом Миллениум скрываются от дождя.