Пять причин пойти на выставку Димы Ребуса «Нормы Инсоляции»
4 июля в «Смене» откроется выставка «Нормы Инсоляции» художника Димы Ребуса. Творчество акварелиста, выставлявшегося в Лондоне, Брюсселе, Москве, Берлине и других арт-столицах, впервые представят в Казани. Вместе с Димой «Инде» рассказывает, почему экспозиция обещает быть особенной.
Первыми в Татарстане посетить выставку Димы Ребуса
Дима Ребус
То, что выставка проходит впервые в Татарстане, для меня большая честь. Я уехал из Набережных Челнов в возрасте 16 лет и, к сожалению, редко бываю в родной республике. В Казани в последний раз был лет 11 назад. Город, конечно, сильно изменился с тех пор. Естественно, у меня была мечта что-то сделать на родине. В какой бы стране или городе я ни находился, я всегда говорил, что из Татарстана. Это моя гордость, отсюда моя родня. Как-то Антон Белов (директор музея «Гараж») посоветовал мне обратить внимание на «Смену», если захочу выставляться на родине. Он сказал, что это одно из самых креативных пространств, в какой-то степени задающих тренд. В этом я и убедился лично.
Узнав всю информацию, моя галерея (Artwin Gallery. — Прим. «Инде») и проектный директор вышли на «Смену». Они тоже сказали, что давно следят за моим творчеством. Так мы и сошлись, и это замечательно. «Смена» предложила мне провести экскурсию в день открытия — я человек во многом не публичный, и мне не всегда комфортно говорить на большую публику, но я подумал, что это будет здорово, и согласился. Вообще, пожалуй, в России это мой первый подобный опыт общения с аудиторией.
Увидеть эволюцию творчества Ребуса
Дима Ребус
У меня есть инсоляционная серия, она одна из основных, именно ее я и хотел показать. Чаще всего работы находятся за рубежом, мы собирали их всеми правдами и неправдами. Какая-то часть, к сожалению, не доехала. Но, я считаю, в итоге достаточно грамотно смогли найти им замену из работ, находящихся в России, у местных коллекционеров. Работы отбирались по сериям, чтобы прослеживалась какая-то ретроспектива. В результате получился срез за семь лет. Несмотря на две серии («Инсоляция» и «Экзопланета»), можно проследить сюжетную эволюцию вселенной Underground Aquarellka и ее развитие. Присутствуют и работы 2021 года. «Состояние 8» — самая свежая, созданная накануне, буквально заходя в самолет.
Вообще, Underground Aquarellka достаточно запутанная вселенная, в ней много непростых сплетений и отсылок. Мне они понятны, потому что я их заварил. Но у меня есть пожелание для гостей выставки: попытайтесь разобраться в увиденном, хоть это и непросто. Каждая работа — один сюжет, каждая картина не существует по отдельности, вне контекста. Все мои серии, не только «Инсоляция» и «Экзопланеты», пересекаются. Если человек попытается в этом разобраться, это будет интереснее, чем просто смотреть на картинки. Всегда надо считывать контекст, на любой выставке. Прежде чем ругать квадрат Малевича, узнайте, что такое квадрат Малевича.
Пройтись по «Смене», «заросшей» борщевиком и «залитой» солнцем
Дима Ребус
Где бы я ни выставлялся, всегда стараюсь работать с местом, подхожу к этому достаточно скрупулезно. В этот раз в Казани я запустил ландшафт внутрь здания (выставочное пространство выложено сухой травой и другими растениями. — Прим. «Инде»). Это уместный ход для общего контекста, он коррелирует с представленными работами. Борщевик — один из частых образов моих картин. Это растение крайне ядовитое. Причем яд активируется при взаимодействии с ультрафиолетом, а у меня как раз инсоляционная выставка, солнечная. Другие сухоцветы тоже неслучайны, я часто работаю с ландшафтами.
В то же время полевая трава для меня — воспоминания из детства, красивая татарстанская природа. Изначально я хотел другой ландшафт, трава должна была быть стоячей. Но ее бы утоптали до сентября (выставка продлится до 12 сентября. — Прим. «Инде»), поэтому мы постелили уже утоптанную. Еще я читал историю «Смены», узнал, что здание — бывшее сенохранилище. Мне кажется, такая преемственность — это замечательно. Кстати, все сухоцветы из Татарстана, это важный момент в сочетании со сборами местной дождевой воды (с ее помощью нарисованы некоторые из представленных работ. — Прим. «Инде»). Выстраивается природное окружение родного региона с внутренней экспозицией моих работ.
В рамках выставки на фасаде «Смены» появится солнце — световая инсталляция и продолжение разговора о серии «Инсоляция». Объект представляет собой солнце-решетку, которая встречается во всех городах нашей страны и стран СНГ. Первые этажи с такими решетками чаще всего находятся в тени, прикрыты кронами деревьев, и лучи солнца физически туда попадают очень редко. Люди, как в некоем подобии карго-культа, живут с решетками в виде солнца и хотя бы так пытаются приманить свет. Это очень поэтичный и красивый момент. В «Смене» мы увидим огромное солнце, лучи которого будут распространяться на все окна.
Оценить уникальное смешение дождевой воды и неклассической акварели
Дима Ребус
Мои родители простые рабочие люди. Например, отец был бы рад, если бы я пошел по его стопам, стал механиком или водителем грузового транспорта. По крайней мере, он видел меня в этой роли. Но когда родители заметили мою тягу к искусству, сразу поддержали меня — отдали в художественную школу и ежедневно водили туда.
Большая часть моих работ написана при использовании собственных химических растворов и дождевой воды. Отец собирает для меня эту воду, хоть и не понимая зачем. В этом смысле он выступает абсолютным соавтором моих работ и пишет их вместе со мной. То есть он не всегда понимает мое искусство, но очевидно, что он всегда хочет его понять и осмыслить. Для меня это очень ценно.
Работая по всему миру, преимущественно в США и Европе, при сборе воды всегда подписываю, какой именно это сбор: «Май 2018, Берлин», «Август 2020, Казань (сбор отца)» или «Сентябрь 2019, Нью-Йорк». Это не только символично, но и важно с точки зрения архивности произведения. Если рассматривать технический момент, то он минимален — у дождевой воды другой pH (водородный показатель. — Прим. «Инде») по сравнению с водопроводной, это помогает избежать грануляции пигмента. Но это незначительный момент в этом подходе.
В мире не так много акварелистов, использующих большой формат. Я использую очень плотную бумагу ручной варки. Создаю химические растворы в своей небольшой лаборатории и на этой основе работаю акварелью. Студентом я работал преимущественно маслом, но в какой то момент я немного от него устал. Маслом можно сделать сколько угодно ошибок, закрашивать и перекрашивать бесконечное количество раз. С акварелью так не получится. Если вдруг оттенок вышел не тот, который задумывался изначально, то ты либо принимаешь, либо берешь новый лист. Акварель активно использовалась в моем иллюстраторском прошлом, когда работал в изданиях «Сноб», Esquire, GQ, в National Geographic в Бостоне. Акварель всегда было проще взять с собой, мобильно.
Вместе с художником переосмыслить понятие норм
Дима Ребус
Название выставки посвящено инсоляционной серии, в которой рассматриваю человеческие нормативы. То, как человек дошел до нормы, думал, что ниже ее, а что сверх. Как люди калибруют эти нормативы, какие остаются, а какие не подходят? Как они эволюционируют, какими могут быть в будущем? Иногда привычные вещи могут поражать, как своей функциональностью, так и своей совершенно наивной поэтичностью. Процесс эволюции быта и биологии поведения человека в этом быту. Какие сокрушительные или совершенно прекрасные формы это приобретает? Как политический режим формирует социальный запрос? Из чего вытекают «объективные улучшения», основанные на однозначном, всеобщем одобрении, и по каким причинам рождаются мнимые поиски «нормы» — принимающие ужасающие формы и выходящие за рамки разумной этики, — евгеника, как яркий тому пример. Вечный процесс формирования всевозможных норм. Вечный поиск параметров, умозрительных идеалов, глобальных и персональных.
Мне интересен этот процесс, я его прослеживаю и осмысляю.
Фото: Даша Самойлова