Burger
Пять причин пойти на выставку «Кажется, будет выставка в Казани»
опубликовано — 17.11.2021
logo

Пять причин пойти на выставку «Кажется, будет выставка в Казани»

Художники, музыканты, город

13 ноября в «Смене» открылась выставка «Кажется, будет выставка в Казани», в которой задействованы 22 локальных художника и музыканта. «Инде» поговорил с кураторами и участниками о том, почему региональные художники любят живопись, как электронная музыка может экспонироваться, и узнал, при чем тут Александр Родченко.

Познакомиться с актуальным искусством Казани

Это первый проект, где выставляется так много локальных авторов. Его организовала «Смена» вместе с архитектурной студией Bespoke Architects. До этого «Смена» концентрировалась на знакомстве казанской публики с произведениями художников со всей России и мира. Работы местных авторов появлялись здесь короткими вспышками, но теперь, как обещают организаторы, станут постоянной составляющей выставочной политики «Смены».

Алексей Масляев

куратор выставки

Мне претит позиция экспертизы человека, который приезжает из Москвы, смотрит, что в провинции происходит, и говорит: «Это мы покажем, а это нет». Выбирая участников, я опирался на список, который формировала «Смена» — мы общались с авторами, ориентировались на то, что они сами хотели бы показать. Это позволило отойти от колониальности кураторских методов: я не хотел обозначать тему, а хотел скорее понять, какое высказывание сами художники хотят сделать, что это за сообщение, и дальше осмыслить, как они могут рифмоваться друг с другом.

Мы не можем претендовать на то, чтобы показать всю современную художественную сцену Казани: мы ограничены и пространственно, и финансово. Важно, что эта выставка — не разовый проект, это заявление о том, что «Смена» будет уделять больше внимания современным казанским авторам. И те, кто не представлен на этой выставке, могут попасть в следующие проекты.

Для меня важно, что наша экспозиция не предполагает одной траектории: зритель сам выбирает, как ему двигаться, там нет одного нарратива — скорее смысловые поля, объединяющие художников по внутренней общности тем, которые они затрагивают. Не предполагает одной атмосферы работ, но не по формальному признаку.

22 участника — это действительно много, они используют разные медиумы, подходы к творчеству и затрагивают абсолютно разные вопросы. Есть эффектная работа Эллины Геннадьевны, которая называется «Энди»: это инсталляция, которая посвящена умершему попугайчику Энди. Художница сделала скан мертвой тушки попугая, напечатала ее на 3D-принтере, этот маленький попугайчик задает центр инсталляции, окруженный несколькими источниками звука, интерпретирующими чириканье этого попугайчика. Это попытка продлить домашнего питомца в вечность, искусство как способ преодоления смерти.

Я заметил во многих работах момент, который свойственен не только Казани, но и в целом российским регионам: внимание к конвенциональным живописным медиумам. При этом на выставке мне хотелось подчеркнуть, что художники, даже обращаясь к живописи, в своих практиках друг на друга не похожи и делают чрезвычайно убедительные работы. Это может быть живопись, тяготеющая к абстрактному экспрессионизму середины прошлого века, попытка совместить абстрактный образ с фигуративным и усложнить восприятие зрителя, могут быть очень интересные и хорошо сделанные графические серии. Я вижу интерес и озабоченность авторов живописной традицией, попытку как-то ее переосмыслить и понять, как можно заниматься живописью в контексте сегодняшней культуры.

Роман Кутнов

куратор музыкальной части

У меня были свои критерии отбора: я старался привлечь к выставке людей, которые погружены в контекст актуального искусства, потому что далеко не все музыканты могут высказаться на эту тему. Это предполагает знание актуальных процессов в обществе, обращение к социальным вопросам. Если художники в силу конъюнктуры знакомы с критической теорией, философией, то для музыкантов это редкая ситуация.

Среди работ, погруженных в современный контекст, — проект Димы Смородина, который представлен в лестничном пролете между первым и вторым этажами «Смены». Дима записал поездку в метро из «Смены» домой, а затем прошел по улице тем же маршрутом и записал свой путь. Эта работа отражает разные уровни присутствия человека, пространственную траекторию на разных высотах. Это обыгрывается в экспозиции за счет того, что колонки висят на разной высоте.

Посмотреть, как в экспозиции могут участвовать музыканты

Некоторые визуальные работы сопровождаются звуком, а кроме художников в выставке участвуют музыканты — по замыслу организаторов, такой подход позволяет отойти от разделения искусства на жанры и воспринимать культуру как единое пространство.

Роман Кутнов

куратор музыкальной части

В Казани довольно заметная электронная сцена. При этом достаточно музыкантов, которые существуют за пределами конвенционального понимания музыки — например, техно-дуэт «ПТУ»: они работают в формате выступлений, но у них есть вещи, которые было бы здорово включить в контекст выставочного пространства, чтобы люди восприняли музыку иначе, вне обычных мероприятий, с ней связанных. Поэтому на выставке демонстрируются работы, которые существуют на стыке музыки и современного искусства. Это возможность другой коммуникации со зрителем: не просто прийти и послушать музыку, а воспринять ее в новом контексте, как часть общего культурного процесса.

Закария Туктаров

музыкант, участник выставки

Я написал композицию из духовых инструментов и синтезаторов. Использовал полевые записи из поездки на Кавказ и интершумы. Композиция построена в пентатонической гармонии, народная, но без привязки к определенной местности по звучанию: это мог записать музыкант, живущий как на Балканах, так и в Тибете.

Для меня создание музыки для выставок — это знакомый формат: по профессии я композитор, саунд-дизайнер. Стараюсь браться за проекты, которые мне интересны. Я не пишу картины уже годами, и для меня участие в выставке в качестве саунд-художника — это то же самое, что создать нечто материально-идейное: звук — тоже картина, но из других миров, здесь смысл не в вербализуемой идее, а в самой композиции.

Увидеть непривычные работы уже знакомых авторов или посмотреть на них новым взглядом

Проект занимает не только выставочный зал на втором этаже: работы выставляются на лестнице, в книжном и рядом с магазином «Платформа». Смотреть выставку можно с любой стороны: кураторам дорого соучастие зрителя — появление новых смыслов у выставленных работ.

Алексей Масляев

куратор выставки

На выставке есть группы авторов, но я не хочу формализовывать эти описания. Задача выставки не в описательно-дескриптивных или аналитических моделях вроде «я вижу такой-то смысл в этом авторе, он похож на послание другого автора». Есть общие мотивы, атмосфера работ, настроение, интонации, есть природные мотивы, внимание к человеку — акцент на его психологии, эмоционально-чувственном строе, переживаниях. Поводом для объединения художников стала скорее такая общность, чем конкретные смыслы, которые я мог бы закрепить.

Авторы сами выбирали, что хотят показать, и некоторые из них открываются зрителю с новой стороны, не как в других своих проектах. Художница Neji201 выставляла живописные абстрактные работы в ярких цветах, но в этот проект попал материал совсем иного плана: это графическая серия, очень дотошное и детализированное повествование о сказочном персонаже — кролике с лапами-лебедями.

Алиса Гулканян

художница, участница выставки

На выставке будет часть моих работ из серии «Зеркало» — это небольшие зарисовки, сделанные с помощью карманного зеркальца: с одной стороны, это нечто будничное, наблюдения за окружающим миром; с другой — я использую зеркало как метафору иного измерения пространства. Я часто связываю это со своими снами, и именно с помощью зеркала мне удается показать отстраненность и двойственность, которую ощущаешь во сне. Надеюсь, процесс просмотра моих работ будет для зрителя медитативным, потому что это закольцованные видео и я преследовала только одну задачу: смотреть и думать о чем-то своем, отправиться в путешествие в свои мысли.

Недавно прошел фестиваль НУР, где я показала большую часть того, что хотела выставить. Поэтому для выставки в «Смене» я предложила что-то из своих студенческих работ. И уже давно я делала серию с зеркалами. Это показалось мне интересным, потому предполагало исключительно веб-формат: я делала запись в зеркало и выставляла в инстаграм. Увидеть работы на экране больше телефонного я не рассчитывала, так что для меня эта выставка — эксперимент и вызов.

Провести параллель между Казанью сейчас и сто лет назад

Название «Кажется, будет выставка в Казани» — цитата из письма Александра Родченко к своей возлюбленной Варваре Степановой. Эту переписку опубликовало издательство «Смена» в 2020 году.

Алексей Масляев

куратор выставки

Готовясь к проекту, я знакомился с материалами о Казани, письма Родченко были среди них. Мне попалась эта фраза, и я подумал: «Черт возьми, как она ложится на выставку!» Эта фраза фактологического свойства, она вроде бы не рефлексивна, но то, что образует ее контекст, показалось мне чрезвычайно полезным и созвучным выставке.

Родченко, на тот момент вольнослушатель Казанского художественного училища, пишет письмо Варваре Степановой, которая путешествует где-то между Москвой и Костромой. В этом письме он говорит, что все больше погружается в футуристические авангардные практики, увлекается разработкой нового художественного языка, это полностью его занимает. В связи с этим фраза начинает звучать совсем иначе: в ней слышится одновременно и присущая авангарду манифестационность, ситуация предъявления миру совершенно нового опыта, который должен принципиально переформатировать представления об искусстве, а может быть, и о жизни. Есть этот авангардистский футуристический дух, как импульс, создающий напряжение. С другой стороны, в нем чувствуется характерная для любого художника потребность в зрителе, стремление с ним встретиться, потребность в условиях, где встреча искусства и зрителя будет возможна.

Есть привносимая с позиции сегодняшнего дня потребность найти единомышленников, обнаружить близкое по духу сообщество, чувствовать себя частью социального организма. Все эти мотивы — высказаться, выставиться, встретиться и вступить во взаимодействие со зрителем, найти людей, которые видят и чувствуют мир так же, как ты, — характеризуют сегодняшнюю ситуацию: прошло уже больше века, но эти контексты и ситуации нам созвучны.

Стать частью локального культурного процесса

Продолжением проекта «Кажется, будет выставка в Казани» станет digital-каталог — лендинг на сайте «Смены» со страничками художников: биография, стейтмент, ссылки на интервью и материалы про автора. Каталог не ограничится участниками выставки и будет дополняться — «Смена» позиционирует его как часть архива современного искусства Казани.

Алексей Масляев

куратор выставки

В современном креативном сообществе есть ощущение раздробленности, фрагментированности. Нет интереса к практикам коллег по цеху. Выставка изначально мыслилась как возможность этой встречи авторов. Диалог, обмен мнениями, шанс рассказать, кто чем занимается, — очень важны для закрепления профессиональной общности.

Поскольку невозможно представить всех художников Казани в одном проекте, мне не хотелось закреплять какую-то характеристику сообщества и представлять ее зрителю как состоявшийся комплекс. Мне кажется, главная интрига и отчасти вызов — что это сообщество не вполне сложилось и мы должны мыслить его не как что-то завершенное, а как динамичный организм, части которого друг с другом сейчас могут не пересекаться, но мы можем спровоцировать их вовлеченное взаимодействие. Это сущность, полная жизни.

Я вижу выставку как предложение зрителю самому этот момент почувствовать. Будет у него потребность какие-то точки пересечения между авторами и их практиками обнаруживать — пожалуйста. Для выставки важна атмосфера, возможность оказаться внутри культурного процесса, который можно просто переживать и необязательно описывать в каких-то однозначных категориях: может быть, она [выставка] ввиду своей незавершенности, своей жизненности такому подходу сопротивляется.

Digital-каталог знакомит самую широкую аудиторию с местными художниками. Как ресурс его можно задействовать и после выставки, он будет расширяться по мере реализации следующих инициатив. Это кумулятивный ресурс, объединяющий акторов локальной художественной сцены.