Burger
У группы noor вышел дебютный альбом «Сәлам». «Инде» поговорил с участницей дуэта Алсу Айбушевой
опубликовано — 10.12.2021
logo

У группы noor вышел дебютный альбом «Сәлам». «Инде» поговорил с участницей дуэта Алсу Айбушевой

Излучающие свет

9 декабря вышел дебютный альбом «Сәлам» группы noor. Это музыкальный дуэт Алсу Айбушевой и Эльвины Никифоровой. Девушки учились в одной казанской школе, но общаться и сочинять музыку начали уже в Москве. «Инде» пообщался с Алсу (играет на гитаре, пишет песни) и узнал, кто помог noor в записи многообещающего «Сәлам», как его лучше слушать и когда ждать выступления дуэта в Казани.


Алсу, вы уже известны в узких кругах. Но представьтесь, пожалуйста, для наших читателей и расскажите немного о себе.

Меня зовут Алсу, мне 20 лет. Я сейчас на третьем курсе Московского государственного лингвистического университета — изучаю языки и учусь на преподавателя иностранных языков. Также преподаю в свободное время и занимаюсь творчеством.

Музыка всегда была в вашей жизни?

Музыка всегда была в моей жизни, потому что я ходила в музыкальную школу, окончила ее по классу фортепиано, потом начала играть на гитаре. Гитара мне всегда нравилась больше. Не знаю почему. Возможно, потому, что играть на ней было легче.

А на укулеле играете?

На укулеле тоже умею играть. Когда надоедает гитара, мы с Эльвиной под аккомпанемент укулеле тоже поем.

Кстати, как вы познакомились с Эльвиной?

Мы учились в Казани в одной школе, но совершенно не общались. Только пересекались иногда на баскетболе. Она уехала в Москву после девятого класса, где мы с ней и познакомились. Лицом к лицу столкнулись уже в Москве, и с первой встречи был щелчок. Мы поняли, что у нас глубокая близость — есть и будет. Будто мы сто лет уже знакомы.

Возможно, для этого стоило уехать из Казани, чтобы встретиться в другой точке. У вас недавно были выступления. Как вы себя чувствуете во время лайвов, были отзывы от слушателей?

Наши публичные выступления начались, когда я училась на первом курсе. Эльвина на год младше меня. Она тогда училась в лицее при Высшей школе экономики. Мой университет проводит квартирники, где ребята собираются и поют под гитару, фортепиано, исполняют каверы. Мы тоже перепевали на свой лад разных исполнителей весь первый курс. У нас что-то открылось, было классно выступать перед людьми. Так мы поняли, что чужими песнями не отделаемся и нужно создавать что-то свое, делиться тем, что внутри. Потому что через чужое никогда до конца не сможешь выразить себя, а если ты сам пытаешься что-то писать, то это более ценно для тебя самого и слушателя.

Допустим, мы недавно выступали в МГИМО. На прослушивании мы пели свою песню и две народные, «Туган авылым» и «Күбәләгем». Когда сыграли, попросили организаторов выбрать, какую одну из них исполнить на концерте. В результате они выбрали нашу собственную, даже не подозревая этого. Не знаю, как это работает.

Тогда же, на первом курсе, мы написали собственную песню и благополучно об этом забыли. Это был наш трек «Изге мизгел». Затем нас с Эльвиной разлучил карантин, мы разъехались по домам, совершенно забыв, что у нас есть своя песня. На втором курсе мы вспомнили об «Изге мизгел», решили, что можно написать еще что-то свое. Так мы написали много новых песен в короткий срок, они и стали альбомом. Пошли дальше и задумали свой концерт. Знаете, в Москве очень сильное татарское сообщество, как только мы решили сделать свой квартирник, нас сильно поддержали Татарский культурный центр, Татарский совет молодежи. Нам выделили огромный зал и аппаратуру. Пришел человек, который настроил микрофоны и технику. Получилось шикарное выступление. Мы собрали людей, пришли знакомые и незнакомые люди. Все были под большим впечатлением, как и мы. Не ожидали, что наше творчество получит такой отклик среди москвичей, татар, не татар — разных.

В московском татарском комьюнити много сообществ со своими проектами. Например, онлайн-школа татарского языка SkyTat, интеллектуальная игра на татарском языке «Чикләвек». Руководители этих проектов сделали нам мощную рекламу на своих страницах для того, чтобы помочь собрать деньги на альбом — 40 тысяч рублей. Уже в июне мы записали альбом.

Раз мы перешли к альбому, то расскажите о звукорежиссере Самате Гибадуллине: как вы с ним познакомились? как он помогает вам в вашем творчестве?

Эльвина однажды выиграла билеты на выступление поли дудки. Есть такая московская певица — мы пошли на концерт и видим гитариста, очень похожего на татарина. Я тогда еще сказала Эльвине, что это точно татарин! В конце поля дудка объявила исполнителей, и тогда мы поняли, что правы, услышав имя Самата Гибадуллина. Мы нашли его в «Инстаграме», хотя тогда никаких мыслей о записи альбома не было. Увидели, что он звукорежиссер и живет в Питере. Когда мы связались с Саматом, он поддержал нашу идею записать альбом. «Девочки, этим точно надо заняться», — сказал он. После того как собрали деньги, мы начали записываться дома на свой микрофон. Но все эти записи не вошли в альбом. Самат приезжал к нам в Москву со своей аппаратурой — динамиками, микрофоном, ноутбуком. Мы записали гитару, голос. Потом мы ездили в Питер дополнять бэк-вокал, дозаписывать гитару, слушали, давали свои комментарии.

Альбом вышел на лейбле Yummy Music? Какова их роль?

У нас с Эльвиной все плохо в плане организации. Не хватает менеджера, который бы контролировал и говорил: выложите, запишите. Поэтому мы решили обратиться к лейблу, чтобы они нас еще раз как-то прорекламировали. Yummy Music выкладывают нашу музыку на разных музыкальных платформах и продвигают нас.

Есть желание выступить в Казани, обсуждали ли эту идею?

Очень бы хотелось выступить в Национальной библиотеке РТ. Но нам сказали, что там проводятся мероприятия, связанные с литературой и поэзией, а чисто музыкальных нет. Летом они проводят музыкальные вечера на террасе, очень бы хотели в них поучаствовать. Но мы после записи альбома устали, и летом ничего не получилось. О террасе подумали уже когда в Москву приехали. Может, в будущем. Нас, кстати, пригласили выступить в новогодние праздники — скорее всего, в Горкинско-Ометьевском лесу.

Трек «Кызый» вышел накануне Дня матери. Это все-таки обращение матери к дочери или одной подруги к другой?

Это совпадение. На самом деле это мое обращение к Эльвине. Когда мы выступали с этой песней, для нас открывались ее новые стороны. Нам говорили: вы поете и как будто к себе самим обращаетесь. Это тоже имеет место. Независимо от того, сколько тебе лет, я думаю, эта песня подойдет каждому.

Обложка «Кызый» получилась очень красивой и многосимволичной. Кто автор?

Автор — Элина Исаева. Это наша близкая подруга, которая нас тоже очень поддержала. Она занимается гербарием, высушивает цветы и красиво их оформляет. Нам понравились фотографии в ее телеграм-канале, и мы попросили ее сфотографировать еще пару цветков на белом фоне, потому что светлые тона в нашем стиле. Получился такой шедевр. А для «Изге мизгел» обложку сделали быстро у себя дома. Мы накрыли шкаф простыней белой, надели белые платки. У Эльвины лежали цветы, взяли все в руки и за три-четыре минуты сфотографировались.

Мне послышалось или в финале «Изге мизгел» звучат духовые — это курай?

Это действительно курай, записанный вживую. Играл Самат Гибадуллин, наш аранжировщик.

У вашего телеграм-канала любопытное описание: «Писали песни, любили жизнь. Напомним, что вы татары, и познакомим с культурой». Сначала о первой части: почему написали о себе в прошедшем времени?

Мы просто так разговариваем. Такие вставочки у нас бывают. Как будто со стороны рассказываем о себе в прошедшем времени, и сразу литературный стиль.

А насколько татарскость важна в вашем творчестве?

Я думаю, все наше творчество на этом основано. Мы очень часто затрагиваем проблемы татарского языка, татарской культуры. Ценность родного ты понимаешь, когда ты далеко от него. Наверное, из этого и родилось наше творчество: мы в таком окружении, где многие хотят внести свой вклад в культуру. Мы тоже хотим что-то привнести в татарскую культуру.

Тот же вопрос, но уже из описания паблика E:\music\Татарстан. Насколько «две мусульманки» определяет вас и ваше творчество?

Да, это важно. Когда мы начинали наше творчество, ислам скорее был бэкграундом. А со временем, с развитием нашего творчества, он уже занял приоритетное место.

Интересно, быть может, в этом ваш секрет? Очень глубокие и чистые песни, что, может, и встречается, но крайне редко.

Спасибо большое!

Какие пожелания к будущим слушателям: как, где, с кем слушать ваш дебютный альбом, чтобы проникнуться?

Было бы классно, если бы человек, не знающий татарского языка, попросил кого-то переводить ему по словам либо сам в словаре смотрел. Я думаю, это очень важно. Если не захочет этого делать, то можно просто наслаждаться и думать о чем-то благом. Я бы очень хотела, чтобы у наших слушателей была не потребительская позиция, а созидательная. Чтобы, послушав наши песни, они захотели внести свой вклад в развитие татарского или просто чего-то хорошего.

Фото предоставлены собеседницей