Burger
Новое место. Пиксель-арт, цифровые микроскопы и администратор вместо вахтера в районной набережночелнинской школе
опубликовано — 18.09.2017
logo

Новое место. Пиксель-арт, цифровые микроскопы и администратор вместо вахтера в районной набережночелнинской школе

Как за 11 месяцев построить самую большую бюджетную школу в городе, которая была бы похожа на частный лицей

1 сентября президент Татарстана Рустам Минниханов открыл в 36-м комплексе Набережных Челнов среднюю общеобразовательную школу № 41. Во время экскурсии журналистам и официальной делегации показали два бассейна, электронные микроскопы, автоматические вышивальные машинки и цифровые металлообрабатывающие станки в учебных кабинетах, мягкие набивные лежаки, кикер, аэрохоккей и гигантские крутящиеся глобусы в коридорах, концертный зал с профессиональным освещением на полтысячи мест и навигацию, стилизованную под восьмибитную графику. Обучение в школе бесплатное — на место в 41-й могут претендовать дети, живущие в 36-м и 35-м комплексах. «Инде» побывал в новой школе, пообщался с директором и дизайнером интерьера и рассказывает, кто и как меньше чем за год воплотил проект в жизнь.


Демография Прибрежного и 13 первых классов

36-й комплекс Набережных Челнов — часть нового спального микрорайона Прибрежного. Вокруг магазина Metro cash & carry сгрудились десятки многоэтажных новостроек: стены украшены пастельного цвета рисунками — в основном цветами и бабочками, из большей части окон видно Каму. Во дворах почти нет привычных для спальников пожилых женщин на лавочках — вместо них здесь женщины с колясками, вокруг которых дети младшего школьного возраста рассекают на самокатах и велосипедах.

Большинство высоток в районе строилось для молодых семей, решивших воспользоваться соципотекой, поэтому какое-то время главной местной проблемой была нехватка детских садов и школ. С садами проблему решили несколько лет назад (здесь их три), а первую школу на 800 мест открыли в прошлом году. Всех желающих она вместить не смогла, и в руководстве города распорядились к началу 2017/2018 учебного года построить еще одну.

41-я школа стала самой большой в Челнах — она рассчитана на 1224 места. По словам директора учреждения Рустема Хузина, в этом году набрали 13 первых классов; учеников старше седьмого класса пока нет. Точное число учащихся Хузин назвать затрудняется:

— Мы сейчас сводим информацию, пока ориентируемся на цифру 1124. К нам каждый день приходят записываться новенькие — многие просто не верили, что такую большую школу построят за год, и уже успели отдать детей в другие учреждения, — рассказывает он. — Когда-то в Челнах уже была 41-я школа, сейчас это знаменитый Пушкинский лицей, победитель многих образовательных рейтингов. Но в 1990-х его переименовали, а в городе есть традиция давать новым школам номера старых с хорошей историей. Надеемся, что в этом плане тоже не подкачаем — учителей мы отбирали на конкурсной основе, коллектив молодой, средний возраст в педсоставе 35 лет.

«Армстронг» против «Грильято»

Проект 41-й школы утвердили в сентябре прошлого года, строительство началось в октябре. Подрядчиком стала фирма «Евростиль» — она же построила челнинские ИТ-парк и БСМП, местные автосалоны Lexus и Mercedes. Бюджет на возведение и обустройство школы выделяли и республика, и федеральный центр — в сумме он составил 1,023 миллиарда рублей, из них 224 миллиона пошли на оборудование для кабинетов: парты, стулья, интерактивные доски, лабораторное оснащение для уроков физики, биологии и химии, кухонную технику, швейные машины и станки для кабинетов технологии. Параллельно школы по такому же проекту строили в Альметьевске и Казани — их тоже открыли в этом году, но интерьер там другой. За внутреннее обустройство 41-й отвечали архитекторы Равиль и Елена Сафиуллины. До этого они вместе с «Евростилем» уже оформляли в Челнах несколько детских садов (в том числе в 36-м комплексе) и школ.

К моменту, когда дизайнеры приступили к разработке интерьера, проект школы уже был согласован в ГИСУ (Главном строительном управлении Татарстана. — Прим. «Инде»).

— Мы пытались внедриться на стадии проектирования и согласований, но это тяжелая неповоротливая машина, — рассказывает Елена Сафиуллина. — Если бы наши идеи были заложены в проекте изначально, работа бы шла быстрее и качественнее, а смета была бы меньше, а так приходилось с боем выбивать изменения на ходу; во многом помогла Наталия Фишман. Мы, например, хотели сделать интерьер в стиле лофт: открытые коммуникации, кирпичные стены. В итоге тот кирпич, что вы видите сейчас, — гипсовая облицовка, которую из-за сжатых сроков клали сырой на промороженные стены, поэтому некоторые элементы отклеиваются. Конечно, это устранимо, но этого можно было избежать. К счастью, подрядчик во многих случаях был готов идти нам навстречу. Например, несмотря на то, что мы не смогли оставить на потолках открытые коммуникации, «Евростиль» согласился заменить «Армстронг» (подвесной потолок из квадратных гипсокартонных плиток. — Прим. «Инде») на «Грильято» (металлический подвесной потолок-решетка. — Прим. «Инде»), а вместо керамогранитной плитки нам дали возможность сделать полимерные наливные полы — падать на такие менее больно.

В числе других изменений, которые удалось внедрить, несмотря на строгое ГИСУ, — дорогое, но прочное и красивое стеклянное ограждение на лестнице, ведущей из главного вестибюля на второй этаж, витражи и стеклянные двери вместо глухих стен в гардеробах, ковролин в библиотеке и концертном зале (Сафиуллиным пришлось потрудиться, чтобы подготовить справку о его негорючести для пожарной инспекции). Также получилось уговорить администрацию и проектировщиков не вешать на фасад огромную аляповатую вывеску с номером школы.

— Несмотря на то что в последний момент нам приходилось идти на дополнительные траты, бюджет проекта не увеличился, — объяснил «Инде» гендиректор «Евростиля» Ильнар Гайсин. — Ужимались за счет других статей расходов: например, в смете было заложено очень дорогое световое оборудование, от которого можно было отказаться без особого ущерба качеству.

Цветовая навигация и студенческий пиксель-арт

На входе в школу родителей и учеников встречает не вахтер, а администратор, столовая больше похожа на кафе, а в холле первого этажа есть стойка с зарядными устройствами для телефонов — по замыслу Сафиуллиных, ученики не должны чувствовать атмосферу казенного учреждения. Вторая определяющая дизайнерскую концепцию задача — удобство навигации. Площадь школы — почти 25 тысяч квадратных метров, в коридорах легко заблудиться, поэтому архитекторы придумали зональное цветовое разделение: пол в крыле, где учатся младшеклассники, красный, у старшего звена — зеленый, а еще в школе шесть разноцветных лестничных пролетов.

— Ребенок может забыть номер кабинета, но когда он ступает на красный пол, он понимает, что оказался «дома», а если вдруг попадает на черную лестницу вместо зеленой, чувствует, что что-то не то, — объясняет Елена Сафиуллина.

Помимо работы над интерьерами школ и детских садов Елена преподает на кафедре дизайна в местном пединституте, так что несколько оформительских идей Сафиуллиной подсказали студенты. Они, например, придумали навигационные значки в духе пиксель-арта и надписи на стенах, отсылающие к восьмибитной графике. Так, комнату с уборочным инвентарем охраняет графичный робот со шваброй, а в «коридоре вопросов» в младшем крыле один за другим следуют написанные «кирпичными» буквами темы для долгого внеклассного обсуждения: «кто я такой?», «кем я готов стать?», «кем я стану?». Рисунки и надписи студенты тоже наносили сами — в рамках летней практики.

— В коридорах школы стоит мягкая модульная мебель, которую дети могут сами комбинировать как им захочется. Ее делала компания «Регион Лидер», с ними мы в самом начале работы продумали дизайн и цветовые решения, — рассказывает Сафиуллина. — Единственное, что мне не нравится, — большие набивные желто-зелено-красные кресла-мешки. Они нам совсем не подходят, но, к сожалению, чехлы отшивают только в этих цветах.

Кроме кресел-мешков и мягкой мебели в коридорах есть кикер, аэрохоккей, большие шахматы, гигантские мягкие мячи и карандаши, разборная сцена для небольших мероприятий (например концертов во время классных часов) и сенсорные экраны, на которых в скором времени планируют транслировать передачи школьного телевидения. Что касается цветового оформления учебных классов, везде работает одна и та же схема: графитовая задняя стена и цветная — желтая, синяя или зеленая — полоса, на которой размещены информационные стенды.

— За время работы над проектом я очень полюбила графитовый цвет, он отлично смотрится и в оформлении стен, и в мебели, — говорит Сафиуллина. — Но учителя поначалу очень переживали и жаловались, что после знакомства со мной потеряли сон. Я им говорю: «Стены будут почти черные». Они мне: «Елена Алексеевна, только не это!»

Еще команда дизайнеров участвовала в выборе цвета и материала для школьной формы — Сафиуллиным было важно, чтобы она гармонично смотрелась в интерьере. Кроме того, у каждого школьника на груди пиджака или жилета есть нашивка с логотипом школы — корабликом с семью парусами. Его разработала дизайнер-график Анастасия Семенова при участии авторов проекта интерьера.

Бассейн, спортзал и особые потребности

В проекте 41-й школы предусмотрены пандусы и лифты для инвалидов-колясочников. Расстояние между сценой и первым рядом в концертном зале тоже рассчитывалось так, чтобы оставить место для зрителей с ограниченной двигательной активностью, а в бассейнах (их в школе два; большим по вечерам смогут пользоваться жители микрорайона) есть оборудование для их погружения в воду. Правда, пока все дети, которым могли бы пригодиться эти технические решения, на домашнем обучении.

Спортзалов в школе тоже два: большой подходит для игр в футбол и баскетбол, тренировки меткости, в малом есть скалодром и инвентарь для спортивной гимнастики.

— Спортзал — чуть ли не единственное место, в котором нам разрешили оставить кирпичную стену, — рассказывает Сафиуллина. — Пока мы придумывали, как ее оформлять, всплыли, кажется, все проблемы, которые сейчас существуют в российском обществе. Сначала наши студенты решили нарисовать в пиксельном стиле супергероев — Бэтмена, Супермена, Капитана Америку, Человека-паука, — которые бы говорили фразы знаменитых спортсменов. Мы подготовили эскиз, но вдруг кто-то сказал: а зачем нам чужие персонажи, неужели у нас своих нет? Студенты стали думать дальше, перебрали кучу вариантов — предлагали и хоккеистов из мультика «Шайбу! Шайбу!», и былинных богатырей, которые в пикселях смотрелись откровенно плохо. В итоге мы позвали профессионального граффитиста — им тоже оказался мой бывший ученик. Он нарисовал нам болельщиков, одетых в рыже-синюю форму. Это полностью подходило по цветовой гамме к помещению, но вдруг кто-то сказал: а не похоже ли это на флаг Украины? В конце концов форму сделали цветной.

Работа над ошибками

За 11 месяцев невозможно успеть все, поэтому недочеты будут дорабатываться, а пустые пространства — заполняться уже после открытия школы. Во дворе высадят деревья, в столовой оформят зону приема грязной посуды, во всех деревянных цветочницах появятся растения, а место на доске почета займут первые грамоты и фотографии отличников.

— После сдачи проекта я всегда спрашиваю: «Что вам не понравилось?», потому что обо всем, что получилось хорошо, я и так знаю, — говорит Сафиуллина. — Сейчас я хожу по школе и анализирую свою работу. До сих пор переживаю, что мы не успели воплотить все идеи по навигации, что я не продавила решение положить ковролин в конференц-зале, что заказала неудачный светлый линолеум в некоторые классы. Этот отклеивающийся кирпич, опять же. Может, непрофессионалы этого и не замечают, но мне все это режет глаза.

После открытия 41-й школы мэр Челнов Наиль Магдеев объявил о начале строительства нового объекта по такому же проекту. Очередную школу должны сдать в микрорайоне Замелекесье к следующему 1 сентября.

— Не знаю, пригласят ли нас туда — я ведь на этом объекте никому покоя не давала, — смеется Сафиуллина, — но у меня уже есть несколько идей.

В ближайшее время на базе школы пройдет семинар, на котором подведут итоги проделанной за год работы. Проектировщики, подрядчики, ГИСУ, городская администрация и дизайнеры обсудят, какие решения можно будет применить в дальнейшем и каких ошибок в следующий раз стоит избегать. Сафиуллина готовит выступление о том, что дизайнеров стоит подключать к работе на этапе планирования, а не после того, как все будет утверждено и согласовано.

Фотографии: Антон Малышев