О, Оттепель: книжная графика 1960-х годов
17 июня в Национальной библиотеке Республики Татарстан открылась выставка, посвященная советской книжной графике 1960-х годов «О, Оттепель», подготовленная Центром Вознесенского и Центром исследования Оттепели (ЦИО). В основу экспозиции легли уникальные книги, найденные в букинистических магазинах. Коллекция очерчивает круг художников-графиков 1950–1960-х годов. Всего на выставке представлено более 400 экспонатов.
Оттепель нередко рассматривают через бинарный взгляд, противопоставляя официальную культуру нонконформизму, но искусство 1960-х намного сложнее и скорее выглядит как постоянная миграция художников от сотрудничества с властью к противостоянию ей. Книжная графика прекрасно иллюстрирует эту стратегию. Более того, она выявляет тесные связи Оттепели и авангарда, которым тогда вдохновлялись многие.
Ключевым для культуры Оттепели стал 1956 год, когда Никита Хрущев выступил с критикой культа личности Иосифа Сталина. В том же году вновь было разрешено выпускать журнал «Америка», а в Москве и Ленинграде прошла выставка Пикассо. Годом позже в рамках Фестиваля молодежи показывали выставку советских художников-абстракционистов, а в 1959 году Москва увидела абстрактных экспрессионистов Джексона Поллока, Марка Ротко, Виллема де Куннинга и сюрреалиста Ива Танги. В 1961 году провели Французскую выставку, на которую привезли работы Ива Кляйна.
Выставка Пикассо, Москва, 1956 год
Выставка Пикассо, Москва, 1956 год
Такая относительная свобода продолжалась до 1962 года, до выставки студии «Новая реальность» в московском Манеже, на которой Хрущев раскритиковал полотна художников, работающих не в соцреалистической манере. Так он обозначил разделение на официальную и неофициальную культуру. Представители последней вступали в открытое сопротивление, например, организовали в 1974 году «Бульдозерную выставку».
Улица Островитянова, «Бульдозерная выставка», 1974 год
На выставке в Национальной библиотеке же представлены предметы, созданные в 1950–1980-е годы. Кураторы намеренно не ставили четких временных границ, поскольку старались отстраниться от политического контекста и показать, что дала Оттепель искусству в перспективе.
Выставка состоит из семи тематических блоков: «О-стиль и графический мир Оттепели», «Алфавит и Оттепель. Типографические опыты Соломона Телингатера 1950–1960-х», «Иностранная литература», «О-картинки. Детская иллюстрированная книга Оттепели», «Пластинка и конверт. Дизайн и музыка Оттепели», «Май Митурич. В поисках удивлений», архив Владимира Ковенацкого (1938–1986). Они иллюстрируют визуальные особенности книжной графики Оттепели. За основу кураторы взяли термин «О-стиль», введенный Владимиром Кричевским в книге «Графические знаки Оттепели».
«О-стиль» — это легкие и подвижные формы, рукописные шрифты, обилие растительных элементов. Прекрасным примером служат иллюстрации Льва (Феликса) Збарского, в работах которого видно восхищение европейскими мастерами (Пикассо, Дюфи, Матиссом), тяготение к тонким линиям и беглому рисунку. Он учился в Полиграфическом институте у Андрея Гончарова, живописца и книжного графика, который на занятиях рассказывал о западных художниках и авангарде. Но, в отличие от своего учителя, иллюстрации которого тяжеловесны и основательны, Лев Збарский предпочитал оставлять пустой фон, за счет чего создавалось ощущение легкости и наполненности пространства воздухом. В оформлении книги Ильи Эренбурга «Путевые записи» издательства «Искусство» (1960) можно увидеть все вышеперечисленные формальные особенности. Интересен шрифт, который художник разрабатывает для этой книги: буквы едва заметно прыгают, а у букв «о» и «я» затушеваны внутренние просветы.
Марциал. Эпиграммы. Переплет. Художник Лев Збарский. 1966
Илья Эренбург. Путевые записи: Япония, Греция, Индия. Обложка и корешок. Художник Лев Збарский. 1960
Работа над шрифтом занимала особое место в практике книжных графиков 1960-х годов. Соломон Телингатер в 1968 году выступил с докладом об универсальном шрифте, который он разработал на основе кириллицы и латиницы. Он проанализировал фонетику и грамматику языков, возникших на латино-греческой основе, и предложил вернуться к греко-римской форме алфавита, в котором одна буква выражает один звук, и использовать единую систему диакритических знаков. Он также разработал несколько акцидентных шрифтов, активно использовал фотомонтаж в плакатной и книжной графике 1920-х годов, а в 1960-е оформлял журналы «Иностранная литература» и «Искусство кино». Соломона Телингатера с его младшими коллегами объединяло отношение к книге как к целостному художественному высказыванию. На выставке представлено несколько его оттисков, которые иллюстрируют движение художника от графики авангарда к Оттепели.
Запись текста на болгарском языке с помощью унифицированного алфавита С.Б. Телингатера
Авторский черновик записи текста унифицированным алфавитом С.Б. Телингатера
Страница из рукописи доклада С.Б. Телингатера «Об унификации графем алфавитов на латинской и греческой основе»
Предложенный С.Б. Телингатером порядок расположения графем в алфавите, систематизированный по характеру графической формы
Самой свободной областью литературы и книжной графики были детские книги. Многие великие писатели и художники переходили из взрослой литературы в детскую, чтобы избежать цензуры. Тематический блок выставки, посвященный этому феномену, озаглавлен «О-картинки» и заключает в себе несколько формальных и концептуальных особенностей, которые можно выделить: активный цвет, фотомонтаж, драматургия разворотов, сториборды (раскадровка). Развиваются детские литературные журналы, например «Веселые картинки», «Костер», «Пионер», «Мурзилка». О детской литературе в СССР задумались еще в 1920-е годы, когда активно разрабатывалась программа по всеобщему образованию, а в 1960-е эту нишу заняли художники концептуального круга (Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, Владимир Янкилевский и другие). Иллюстрирование детских книг очень хорошо оплачивалось и давало концептуалистам финансовую стабильность, чтобы параллельно создавать свои проекты. На деньги, полученные за иллюстрации к книге «Дом, который построил Джек» (1968), Илья Кабаков построил свою мастерскую на Сретенском бульваре.
Рисунки Ильи Кабакова. С.Я. Маршак. Дом, который построил Джек. М., 1967
В детской книге было меньше цензуры, поэтому можно было встретить сюрреалистические и психоделические образы, которых не было во взрослой литературе. Виктор Пивоваров при работе над сказками Ганса-Христиана Андерсена издательства «Детская литература» (1969) заметил сложную и многослойную природу текста и объединил ее с фантазийными мирами Иеронима Босха. Для журнала «Веселые картинки» художник в 1979 году разработал логотип журнала с буквами-картинками. Коммуникация с детьми велась художниками как автономный разговор, что развивало фантазию ребенка.
Логотип журнала «Веселые картинки», автор Виктор Пивоваров, 1979 год
В оформлении научно-популярной литературы можно было встретить тревожные настроения и метафизику. Главным художником журнала «Знание» с сентября 1959-го и до 1962 года был Юрий Соболев, известный в кругах нонконформистов художник, который сплотил вокруг себя Эрнста Неизвестного, Юло Соостера, Владимира Янкилевского, Виктора Пивоварова, Николая Попова и Бориса Лаврова. Они старались создать такие иллюстрации, которые выводили бы читателя из привычного ему круга ассоциаций и дарили новое зрительное впечатление.
Юло Соостера интересовал космический и сюрреалистический мир будущего, который он создавал посредством спокойной, устойчивой линии, туго натянутых штрихов и композиции — «динамической статики». Он работал в технике линейной графики, которую можно противопоставить быстрой линии Льва Збарского. Все эти приемы художник использовал не только в графике, но и в мультипликации. Например, вместе с Юрием Соболевым он работал над фильмом Андрея Хржановского «Стеклянная гармоника» (1968).
Кадр из фильма Андрея Хржановского «Стеклянная гармоника», 1968 год
Кадр из фильма Андрея Хржановского «Стеклянная гармоника», 1968 год
Дальше экспозиция ведет к иллюстрациям Мая Митурича, сына Веры Хлебниковой и Петра Митурича. Это размашистые гуашевые работы, многие из которые художник создал на основе путевых заметок. Вместе с писателем Геннадием Снегиревым он ездил в Туву, на Командорские острова, в Центральную Азию, где наблюдал за природой и животными. Результатом стали книги «Обитаемый остров», «Пинагор», «Про оленей», «Командоры». Май Митурич работал через пятно и линию, уверенно обозначая одним мазком характер животного или особенности растения. Он смело обращался с цветом, клал его плотно, не боялся ярких и комплементарных сочетаний.
Еще одной особенностью Оттепели можно назвать свободу в интерпретации текста. Это хорошо видно, если сопоставить иллюстрации Мая Митурича и Дмитрия Бисти к «Одиссее» Гомера (1984). Май Митурич использует светлые, спокойные акварели, в которых запечатлена античная идиллия. Ксилографии Дмитрия Бисти, напротив, экспрессивны и акцентируют внимание на конфликте.
Прекрасным примером неоднозначности и многослойности художественного образа служат работы Владимира Ковенацкого. Он увлекался эзотерикой и мистикой, поэтому в его графике много символизма. Художник обращался и к реализму, но акцентировал внимание на мрачных сторонах жизни: его героями были бродяги, алкоголики, наркоманы. Это образы «темной Оттепели», напоминающие о том, что параллельно «свободе» продолжались ссылки и аресты.
Последний тематический блок посвящен музыке. Советская эстрадная музыка также обогатилась новыми веяниями: менялись дизайн обложки, мастеринг звука и аранжировки. В 1964 году была основана фирма звукозаписи «Мелодия», для которой Адриан Крюков в том же году придумал фирменный логотип. «Мелодия» выпускала пластинки как внутри страны, так и на экспорт, издавала собственный журнал «Кругозор» и до второй половины 1980-х оставалась единственной государственной организацией массового производства и распространения фонограмм. Рядом можно увидеть небольшое исследование локальной татарской музыки 1960–1970-х годов.
Магазин «Мелодия», Москва, 1970–1975 годы
Магазин «Мелодия», Москва, 1980 год
Выставка «О, Оттепель» стремится представить многообразие книжной графики 1960-х годов и выявить взаимовлияния внутри сложного художественного мира, в котором официальное и неофициальное тесно переплетены, а одни и те же художники как работают над детскими иллюстрациями, так и изображают мрачную повседневность.
Обложка: фото предоставлено организаторами; фото: 1–9 — предоставлены организаторами; 10–11 — Эммануил Евзерихин; 12 — Pastvu.com; 13–20 — Typejournal.ru; 21–22 — Typejournal.ru; 23 — Ru.bidspirit.com; 24 — Veselyekartinki.ru; 25–26 — Андрей Хржановский. «Стеклянная гармоника»; 27 — Pastvu.com: 28 — Pastvu.com