Burger
Основательница Urbantatar Гузеля Ахметгараева — о низовых инициативах, татарской альтернативе и предстоящем UT Fest
опубликовано — 18.08.2023
logo

Основательница Urbantatar Гузеля Ахметгараева — о низовых инициативах, татарской альтернативе и предстоящем UT Fest

Әйдә, Чаллыда очрашабыз

19 августа челнинское сообщество Urbantatar проведет второй фестиваль новой татарской культуры UT Fest c большим маркетом, фудкортом, концертом, детской и ночной программами. До этого его основательница Гузеля Ахметгараева успела поработать над городскими проектами в родном городе и Казани — когда была кураторкой летней программы набережной озера Кабан.

Перед событием мы поговорили с Гузелей о том, как этнокультурные события влияют на среду, почему Фирдус Тямаев и Усал требуют одинакового внимания и зачем общаться с администрацией своего города.


Как вы пришли в городские проекты и почему для вас важны инициативы, связанные с национальной культурой?

У меня это стремление с детства — в детском саду мечтала открыть татарскую гимназию для девочек. Победив на республиканской олимпиаде по татарской литературе в десятом классе, убедилась, что мне это очень интересно. Потом переехала в Казань, училась на отделении татарской филологии — для меня это был классный новый мир. Еще попала в команду Табриса Яруллина, который работал над Всемирным форумом татарской молодежи. Тогда и познакомилась с местной татарской тусовкой.

2017 год, когда отменили татарский язык в школах, был тяжелым и поворотным. Тогда я понимала, что хочу заниматься национальными проектами, это важно не только для меня, но также откликается у многих. В 2019-м я вернулась в Челны, и мне стало грустно, что в городе мало — точнее, даже нет — инициатив, связанных с новой татарской культурой.

Советский дух романтики и энтузиазма, когда сюда съезжались люди со всего Союза, до сих пор отражается в локальной идентичности, поэтому мы решили создать свою низовую инициативу. Набрали команду, которая больше представляла собой волонтерское движение, — и, например, собирались с историками за чашкой кофе, говорили на татарском о прошлом, делали экскурсии по городу.

В названии хотели показать, что мы про татар, которые выросли в индустриальном, не столичном городе, отличающемся бэкграундом. Невозможно отделить татарскую составляющую от городских проблем: так появился Urbantatar с аббревиатурой UT — как «огонь» на татарском. В Челнах мы адаптировали и казанские проекты. Акция «Мин татарча сөйләшәм» («Я говорю по-татарски»), в отличие от столичной, вылилась в исследовательский фестиваль, где мы говорим про городскую идентичность.

Что мотивирует вас заниматься городскими проектами?

Мы шутим между собой, что, когда мы занимаемся Челнами и татарской темой, нами движет синдром спасателя. Я вижу нашу деятельность как попытку помочь людям поверить в себя и в то, что они способны повлиять на городскую среду. Например, мы работаем с «маргинальными» спальными районами: на ЗЯБе делали фэшн-съемку, а в сквере «Айтат» — арт-объект с историями жителей о поселке. Хотелось бы, чтобы это был универсальный кейс и люди могли приехать в любой город и сделать жизнь там лучше. Наш опыт — источник вдохновения и для других сообществ: мы показываем, что можно выйти на диалог с застройщиком и проводить, например, рейвы на территории завода.

Меня очень сильно вдохновляют люди. Постоянно слежу и за казанской жизнью, и за другими кейсами. У нас есть много дружественных сообществ в Челнах, с которыми мы говорим об одних и тех же ценностях и мечтах. Когда ты видишь изменения в городской среде и людях, получаешь фидбэк — тогда то, над чем ты работаешь, становится зависимостью: это бесконечный процесс попыток сделать лучше.

Почему вы решили вернуться с фестивалем в Челны после кураторства набережной Кабана?

Мне свойственно бросать себе вызовы, пробовать делать иначе. Несмотря на то что я выросла и жила в Челнах, вернувшись из Казани, я не знала ни сообщество, ни администрацию — у меня не было никаких рычагов влияния, а только мысль, идея и желание.

Кроме того, мне комфортнее жить в малом городе: быстрее передвигаться, все успевать. Здесь развивается креативный бизнес, есть дружественные комьюнити, классные бренды, бары и кофейни. Их меньше, но создана вся необходимая инфраструктура для жизни. И ощущение дома и родного тут сильнее. К тому же я научилась не ограничивать себя одним городом и могу параллельно работать в других проектах, ездить в Казань или за границу.

Как родилась идея фестиваля в Челнах? У вас большая команда?

Для меня UT Fest — это история челнинской татарскости. У нас нет туристического направления в культурном коде, здесь про индустриальное, промышленное и андеграунд-культуру. Например, в фирменный стиль этого года попали татарские орнаменты с наших домов и очертания комплексов.

В 2022-м с нами были волонтеры, кураторы, неравнодушные ребята, которые вписывались и помогали. Людей, которым близки наши ценности, много. В прошлом году мы точно вывезли благодаря их поддержке, и сейчас есть кейс успешного феста, больше партнеров и понимания, как вообще это делается.

Нам важно выходить в городское публичное пространство с татарскими проектами. Первый фестиваль был возможностью поверить в то, что мы доросли до опен-эйров. Хочется сделать фестиваль традицией и повторить его, масштабируя, но сохраняя ценности. Возможно, для Казани это просто хороший ивент, но для Челнов — проработка многих проблем, касающихся и событийной истории города, и его репрезентации.

Костяк команды в этом году — я и Шамиль Майлунов. На мне основной креатив и продюсирование, а он — линейный продюсер по техническим моментам. Еще мы привлекли городские сообщества, которые уже берут на себя отдельные площадки. В этом тоже миссия фестиваля — объединять, побуждать создавать вместе.

Возможно ли сегодня организовать большое событие в городе без участия администрации? Если нет, то как продуктивнее сотрудничать с властью и доказать ей, что твой проект полезен городу?

Без администрации проводить мероприятия нежелательно, потому что есть процедуры, которые важно соблюдать. К тому же мы организуем события совместно с исполкомом Челнов. У нас сложились лояльные отношения. Скрещивать андеграунд-инициативу с чиновничьими структурами — тот еще вызов, но я верю в силу коммуникации. Хотя у нас иногда и не сходятся ценности, мы открыты к компромиссам. Разногласия обычно связаны с городской средой — когда мы привлекаем внимание к проблемам, например, по вопросу ЗЯБа. Людям, которые хотят развивать свои проекты, я бы посоветовала сначала изучить структуру администрации, наладить теплый контакт, принимая разность людей и мышлений.

Кто еще, кроме государства, может помочь таким инициативам, как Urbantatar? Как искать и находить такую помощь?

У татар есть такое выражение: «Еламаган балага ими каптырмыйлар» («Ребенка, который не плачет, не покормят грудью». — Прим. «Инде»). Если ты не говоришь о том, что тебе нужно, как люди узнают об этом? Поэтому нужно больше рассказывать об идеях в публичном пространстве, выбирая бережную форму, без претензий, по схеме «Как бы вы могли мне помочь и как я могу быть полезной».

Я бы начала с поиска единомышленников. Это могут быть городские сообщества, которым тоже важно то, о чем вы говорите. Потом я бы разобралась со структурой властей в городе, чтобы понимать, кто может помочь с проектом, записалась на прием к мэру или главе и презентовала идею.

Еще можно найти поддержку у бизнеса, но просить финансирование всегда сложнее. Это может быть малый предприниматель, который выйдет на фудкорт, или крупный, готовый полностью профинансировать мероприятие. Уже потом — коммуникация с жителями. Но эти составляющие помогут создать хороший продукт только при условии, что вы верите в него и понимаете его необходимость.

Как развивать городскую культуру в небольших населенных пунктах, когда активная молодежь часто уезжает в крупные — ту же Казань? Чувствуется ли дефицит кадров? Как вы с этим справляетесь?

Иногда человек уезжает учиться, но возвращается или работает над кейсом из другого города. Географические границы сегодня смываются. К нам приезжают разные специалисты из Казани и других городов России. Главное, чтобы были инициативные люди и на местах — контролировали процесс на самой площадке.

С тех пор как образовался Urbantatar, стало больше приезжающих в Челны. Есть те, кто возвращается, например архитекторы и дизайнеры. Теперь для них формируется среда и они сами хотят ее создавать. Челны быстро развиваются — это чувствуется. Мы остаемся, а за нами другие — разрастается сетка, и каждый в ней что-то меняет.

В последние годы появляется все больше молодежных инициатив, использующих зарождающийся образ «новой национальной культуры» — условно назовем ее так. Какие из них, по-вашему, действительно могут менять национальную городскую среду и как отличить среди таких проектов профанацию и попытку выехать на «татарскости»?

У нас в тусовке по-разному относятся к разрастанию всеобщего интереса к татарской культуре: кто-то дико бесится, что это становится хайповым. Несколько лет назад звучало бы странно, что люди других национальностей делают татарское, потому что быть приверженным этой культуре — привилегия. Я стараюсь не оценивать некоторые процессы, мне интересно наблюдать.

В Челнах очень много концертной аудитории: приезжает представитель татарской эстрады, неделю дает концерты на залы по 300–700 человек, и у него солд-аут. Люди привыкли быть в позиции зрителей: я сижу, меня развлекают, больше ничего не хочу, никакого исследовательского проекта.

С другой стороны, я вижу в них аудиторию. Отматывая свой бэкграунд, вспоминаю, как в школе меня водили на конкурс, одевали в татарский костюм всех оттенков, что есть на свете. И это была моя первая точка соприкосновения с национальным. Потом я начала знакомиться с творчеством классиков, а позже — альтернативой.

Точки касания — это то, как ты входишь в эту культуру. Для кого-то достаточно задержаться на первой ступени, им больше в жизни татарского не потребуется; другим важно изучить свою идентичность, копать, исследовать, участвовать. Я думаю, чем шире повестка и больше различных кейсов, тем лучше. Но лишь при условии, что будут расти также альтернативные варианты, создавая опцию выбора и сохраняя доступность, чтобы инфошум был одинаковый и от Фирдуса Тямаева, и от Усала.

Что вы посоветуете людям, которые хотят организовать городское событие в условном родном Нижнекамске или Бавлах?

Во-первых, прежде чем вы куда-то пойдете, поймите, зачем вам это нужно. Если не будет четкой цели, не получится объяснить людям ценность того, что вы делаете. После выстраивайте диалог с администрацией: идите на прием, согласуйте формат, попросите помощи. Рассказывайте о продукте честно, как если бы презентовали его друзьям на кухне. Во-вторых, важно выработать насмотренность: изучить кейсы, провести анализ форматов, контекста города и площадки. И в-третьих, нужна команда единомышленников — людей, которые верят в ваш проект.

Обложка: фото предоставлено собеседницей; фото: 1−3 — предоставлены собеседницей; 4 — Vk; 5−6 — Алия Зиатдинова; 7 — Андрей Калянов; 8 — Алия Зиатдинова; 9 — Андрей Калянов; 10 — Ильнар Фатихов; 11−12 — Андрей Калянов; 13−21 — Андрей Калянов; 22−32 — Vk