От Черномора к комсомольцам: советские уличные скульптуры в Казани
За 69 лет существования Советского Союза архитектурные стили довольно часто менялись. Вместе с этим нередко изменялись ориентиры в скульптуре: художники обращались к разным направлениям искусства и историческим периодам. Отражение эпох в редких скульптурах можно встретить и на улицах Казани. Ранее у нас выходил текст о пяти памятниках во дворах, а теперь мы собрали еще восемь произведений в закоулках и общественных пространствах города.
Дом на улице Эсперанто, 35, к. 1 (ныне Назарбаева), построили для сотрудников завода синтетического каучука в 1938 году. Во дворе установили эстрадную площадку и фонтан со скульптурой Черномора и следующих за ним воинов, выходящих из морской пучины. В этот период в советской скульптуре на первый план выступал интерес к красоте человеческого тела. Критики приветствовали обращение к античным корням искусства реалистической пластики.
Позже фонтан переделали под клумбу, сохранив статую, тиражируемую по СССР: точно такая же была, например, в Челябинске, Воронеже и в Нижнекамске около дома Стахеевых.
Скульптуры на входе в парк «Крылья Советов»
Координаты: 55.852616, 49.085108
Годы создания: конец 1930-х
Автор: неизвестен
Адрес
Центральная аллея парка начинается с ворот с тремя проемами. Арки украшают четыре скульптуры: по краям — две мужские, у центрального входа — две женские. Одна из них — колхозница с виноградом, олицетворяющая труд: она представлена в образе молодой девушки с корзиной ягод на плече. Другой образ — советской студентки: девушка опирается на колонну с лежащей на ней книгой, а в другой руке держит кусок мела. Мужские скульптуры: рабочий-шахтер и летчик — самые популярные профессии 1930-х годов в СССР. Первый в шароварах, в его руках молоток и моток веревки. Второй изображен в шлеме и одет в летную форму.
Памятник «Комсомольцам 1940-х от молодежи 1980-х»*
Координаты: 55.864838, 49.222784
Год создания: 1984
Автор: Виктор Рогожин
Адрес
Двухфигурная скульптура — стоящие парень-рабочий в фартуке и девушка-учительница с книгой — вознесена на невысокий, простой формы куб, облицованный плиткой. Обращение к 1940-м в названии неслучайно: поселок сильно разросся именно в это время. Летом 1941 года Ленинградский оптико-механический завод эвакуировал в поселок оборудование и значительную часть рабочих с семьями.
Фронтон театра оперы и балета имени Мусы Джалиля
Координаты: 55.795373, 49.124668
Годы создания: 1939–1953
Автор: Садри Ахун, Вилли Ламмерт
Адрес
С конца 1930-х в Казани велось строительство нового оперного театра, которое прервала война. Работы продолжились после ее окончания. На фронтоне театра установили три скульптуры. Центральная изображает богиню греческой мифологии, покровительницу пения и танца Терпсихору с лирой в руках. По бокам от нее расположены ученый с книгой и татарка-колхозница — представители двух важных профессий для страны в послевоенные годы.
Фонтан «Владыкой мира будет труд»
Координаты: 55.785554, 49.112937
Год создания: 1935
Автор: Садри Ахун
Адрес
Фонтан расположен в центральной части сада имени Кирова. В его окружность вписаны три мужские атлетические фигуры, которые на вытянутых руках держат земной шар. В образах крепких парней считывается характерное для эпохи обращение к искусству античности.
Ворота дома №11 по улице 25 Октября
Координаты: 55.814740, 49.059917
Год создания: 1956
Автор: неизвестен
Адрес
В советское время монументальные ворота с отсылками к античности стали одним из важных элементов городских фасадов. Ключевой объект этих казанских ворот — барельеф с изображением льва. Помимо него, по периметру входной группы установлены вазоны, а у самого дома расположен фонтан.
Скульптура «Нет войне»**
Координаты: 55.785554, 49.112937
Годы создания: после 1940-х
Автор: неизвестен
Адрес
Тиражированная скульптура в стиле гипсового соцреализма появилась в городах СССР после Великой Отечественной войны. Женщина машет поднятой правой рукой, предположительно, вслед уходящему. А мальчик, выставляя туловище чуть вперед, прикрывает руками женщину, защищая ее. Помимо Казани, точно такие же памятники были установлены в Томске, Кривом Роге, Калуге, Туле и других городах.
Скульптуры на воротах ВДНХ (сейчас — «Казанская ярмарка»)
Координаты: 55.759709, 49.152188
Год создания: 1956
Авторы: Георгий Солдатов, Павел Саначин
Адрес
Изначально комплекс планировался масштабным, как московский: 23 павильона, фонтаны и большая парковая зона. В 1955 году, согласно постановлению «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», главное здание лишилось ротонды и шпиля, а другие павильоны построили из дерева — поэтому до наших дней они не сохранились. Зато сохранились ворота, украшенные скульптурами колхозницы, рабочего, женщины в традиционном татарском костюме и античной музы.
*Название скульптуры — по книге Татьяны Кривошеевой «Скульптура Татарстана», 2022 год
**Название скульптуры — по книге Нияза Халита и Наили Альменовой-Халит «Стили и формы татарской архитектуры Казани 1920-х — начала 1960-х годов», 2016 год
Фото: Галина Овчинникова