Burger
Как выглядит современное нижегородское искусство: рассказываем и показываем через работы выставки «Хроника цветущих событий»
опубликовано — 22.02.2024
logo

Как выглядит современное нижегородское искусство: рассказываем и показываем через работы выставки «Хроника цветущих событий»

Дрейф по городу

Нижний Новгород — один из главных центров современного искусства в России с множеством имен и художественных направлений. Летом 2023 года его феномен попытались раскрыть на выставке «Хроника цветущих событий» в московской галерее «Триумф». Проект создавался в рамках цикла «Системная сборка», раскрывающего художественную сцену разных регионов страны.

На этой неделе та же выставка приезжает в Казань. Работы ключевых художников Нижнего Новгорода 2020-х годов можно будет посмотреть в ЦСК «Смена» с 23 февраля по середину мая. Кураторы экспозиции Кристина Романова и Алиса Савицкая изначально создавали выставку «на экспорт»: в Казани будут представлены 17 художников и три команды — активные участники арт-сцены города. В тексте ниже рассказываем о них и нижегородском искусстве.


Кураторы «Хроники цветущих событий» хотели как можно шире представить на выставке весь современный период развития нижегородского искусства, но в итоге отказались от художников старшего поколения. С ними выставка стала бы слишком объемной и требовала бы ретроспективного подхода. Поэтому многие из представленных авторов — участники процесса 2010-х. По словам организаторов, именно тогда в городе появлялись первые крупные проекты, на которых художники осмысляли себя как сообщество и стремились к объединению. Название «Хроника цветущих событий» — цитата из работы анонимного стрит-артиста Синего Карандаша — подчеркивает разнообразие стилей и направлений тех лет.

Алина Савицкая

куратор выставки «Хроника цветущих событий»

В 1990-х Нижний Новгород стал одним из первых российских городов, где появился центр современного искусства и начала формироваться активная художественная среда. В 2000-х художники были здесь «товаром штучным», но исключительным: Николай Олейников участвовал в крупных выставочных проектах ведущих кураторов; Евгений Стрелков аккумулировал вокруг себя трендовые художественные направления — от книги художника до лэнд-арта и сайенс-арта; арт-группа «Провмыза» участвовала в Венецианской биеннале и ведущих международных кинофестивалях. На рубеже 2000–2010-х локальное арт-сообщество стало стремительно расширяться за счет молодых авторов, которые с помощью разнообразных медиумов и подходов стали работать с городской средой.

В 2008 году Артем Филатов вместе с Василием Рагозиным, на тот момент куратором проектов уличного искусства, готовили первую обзорную выставку нижегородского современного искусства Crosspoint. Целью экспериментального проекта было укрепление связей внутри сообщества. В своей квартире Артем Филатов проводил встречи проектных групп, дискуссии и обсуждения будущих произведений, которые были представлены на Crosspoint. Поскольку многие художники начинали со стрит-арта, визуальные решения были близки уличному искусству — масштабные росписи, ассамбляжи и инсталляции. На «Хронике цветущих событий» также можно заметить популярность крупноформатных работ — преимущественно графики. Особая часть экспозиции отведена и фотодокументации стрит-арт-проектов.



Артем Филатов



Владимир Чернышев

К примеру, Владимир Чернышев представил серию больших абстрактных работ «Красная река». Художник переносит воск и сажу с поверхности копировальной бумаги на белые фактурные листы с помощью ластиков и других специальных инструментов. Работы Чернышева вступают в диалог с произведениями Никиты Пирумова, который также работает с большим форматом, но уже выходит за пределы холста и создает инсталляции. Его проект «Думскроллинг» состоит из диптиха картин и триптиха объектов, которые представляют размышления художника о погружении в новостную ленту. Владимиру Чернышеву и Никите Пирумову присущи экспрессивная манера работы с материалом — но их мазки и линии задают форму, и из хаоса прорисовывается изображение.



Никита Пирумов

Совсем иначе выглядят работы Андрея Оленева, который цитирует элементы уличной среды, помещая их в новый контекст, — например, для проекта «Второстепенный герой» он выбирает канализационный люк и фонарь. Последний становится своеобразным «стражем» Нижнего Новгорода, что еще раз подчеркивает любовь к городу и прошлое художника как стрит-артиста. Кроме этого, Андрей Оленев вдохновляется Северным Возрождением, что можно увидеть в его книгах-объектах: например, в представленном на выставке «Элементе». Он выглядит как пирамидка из круглых дисков, на которые нанесены изображения. В 2014 году Андрей Оленев вместе с Федором Махлаюком, Антоном Мороковым и Яковом Хоревым организовали неформальный коллектив Muddlehood — одноименным хештегом художники маркировали некоторые свои произведения или документацию повседневной жизни.



Андрей Оленев



Андрей Оленев


Андрей Оленев

Яков Хорев создал свои первые работы в 2010 году в соавторстве с другими стрит-арт-художниками — его визуальный язык основывался на графических зарисовках в блокнотах, наивных и упрощенных образах, словах и словосочетаниях. Для выставки «Хроника цветущих событий» Яков представил видео Game Design Test, в котором зафиксировал свой мастер-класс по основным художественным приемам: обращению к воспоминаниям и впечатлениям, конструированию игровых ситуаций, построению визуальных образов из шрифтов и символов, ассоциативной работе с цветами. Как и Яков Хорев, Антон Мороков начинал со стрит-арта — они даже делали совместные проекты, — но сейчас в большей степени обращается к тексту и концептуальным произведениям. Его инсталляция «Стол „Ежедневно“» строится по принципу пространства, «в котором можно существовать бесконечно». Там есть и стулья, и тихая комната для отдыха, и кран с кофе. Но центральным и смыслообразующим предметом становится пишущая машинка, на которой художник когда-то и правда работал. Антон Мороков оставляет на ней только клавиши «А» и «Д», которые складываются в два слова: «ад» и «да».

Сквозной темой для многих проектов стала тема времени. Лена Лисица посвящает серию литографий «Звезда-Полынь» аварии на Чернобыльской АЭС. Серия делится на две линии: «Деревня» представлена портретами жителей, оставшихся в зараженных местах, «Город» — индустриальными пейзажами. О травмах и памяти размышляет и Алексей Старков в серии «Женщины 23-го года». Алексей использует выброшенные фотографии женщин, которые всячески препарирует в поиске визуального отражения внутренних или телесных повреждений.



Лена Лисица. «Дед»



Лена Лисица. «Баба»



Алексей Старков. «Женщины 23-го года»

По мнению куратора выставки Алисы Савицкой, разнообразие архитектуры Нижнего Новгорода — крепости, церкви, разрушенные деревянные дома — задает контекст, к которому обращаются художники. Любимым материалом у некоторых из них становится дерево. У Никиты Этогде и Никиты Мера мы встречаем фотографии деревянных домов и деревянные артефакты. А в основе многих их проектов лежит освоение заброшенных садовых массивов. Работа о недолговечности стрит-арта «Хрусталь» Никиты Nomerz выполнена на заброшенном доме и символизирует хрупкость старинной архитектуры. Синий Карандаш пишет свои теги на фанере, ставит листы с надписями в окна домов с наличниками. Художница Ваца исследует мифологию и сказки через традиционные техники вышивки и текстиля. Ее серия «Семь белых медведей» состоит из нарочито наивных магических артефактов и напоминает о сказке Валентина Катаева «Цветик-семицветик» 1940 года.



Ваца



Ваца

Выставка «Хроника цветущих событий» будет открыта в ЦСК «Смена» с 23 февраля по 12 мая. Вход на выставку стоит 300 рублей (200 рублей — для пенсионеров, студентов, школьников и бесплатно для детей до 10 лет и людей с инвалидностью). Купить билеты онлайн можно здесь.

Фото: предоставлены организаторами