Burger
Обновленная мечеть имени Ризы Фахретдина в Альметьевске
опубликовано — 01.07.2024
logo

Обновленная мечеть имени Ризы Фахретдина в Альметьевске

Минималистичный религиозный центр

16 июня после шести лет реконструкции в Альметьевске открылась мечеть имени Ризы Фахретдина. Здание — когда-то бежево-кирпичное с золотым куполом — теперь претендует стать новым символом города: с белоснежным фасадом из архитектурного бетона, срежиссированной подсветкой и рельефной каллиграфией.

Обновленный объект вмещает до 1200 человек, а пространство приросло в функциях. Мы отправились на его открытие, поговорили с основателем мастерской «Арканика» (именно они отвечали за проект) Никитой Выходцевым и узнали, как сакральные смыслы отразились в современном дизайне и где в оформлении спрятался татарский орнамент.



Мечеть имени Ризы Фахретдина открылась в Альметьевске в 1995 году. Со временем зданию понадобился ремонт и эстетическое переосмысление. В 2018-м компания «Татнефть» провела архитектурный конкурс и выбрала эскиз, разработанный московской мастерской «Арканика». Компания, кроме прочего, реализовала проект научно-технического центра «Татнефть» в Сколково и их же штаб-квартиру в Альметьевске.

Помимо реконструкции, «Арканика» предложила расширить функции мечети и превратить ее в культурно-просветительский центр. К основному зданию пристроили железобетонный стилобат (одноэтажное здание на уровне цоколя) и две открытые площади: нижнюю, на месте бывшей парковочной зоны, и верхнюю, религиозную часть. Они соединяются двумя уличными лестницами. В пристройке находятся зал для собраний общины, ресторан, халяльный магазин и ритуальная зона. А в самой мечети — молельные залы, помещения для никаха, читальня, зоны омовения. В здании мечети сделали капитальный ремонт, подняли купол, поменяли конфигурацию минаретов и геометрию фасадов.

Никита Выходцев

руководитель и основатель мастерской «Арканика»

Чтобы понять, каким будет дизайн, мы рассматривали опыт других стран: были в Турции, Египте, Марокко, изучили примеры узбекистанских мечетей, их умение сочетать сакральную архитектуру и этнические узоры. Чтобы отразить татарскую идентичность в архитектурной форме, работали с поиском айдентики республики и конкретно Альметьевска, разговаривали с исламской общиной и жителями города.


У северной стороны главного фасада — двойная конструкция. Внешний фасад выполнен из архитектурного бетона с каллиграфической композицией. Это текст татарского шамаиля XIX века: «Кто ищет знания, того ищет рай». Для исполнения работы «Арканика» пригласила казанского художника-каллиграфа Наджипа Наккаша, который разработал несколько вариантов написания в традиционных арабских техниках куфи и насх. Вечером надпись подсвечивается изнутри.

Мраморный пол в мечети покрыт турецкими коврами — их делали специально для проекта, а авторы проекта следили за работой мастеров в Анталье. Интерьер минималистичен и включает лишь небольшие акценты. Например, татарский орнамент на некоторых каменных дверных проемах, разработанный ведущим архитектором «Арканики» Камилой Айметдиновой.

Никита Выходцев

руководитель и основатель мастерской «Арканика»

У комнаты прощания (с усопшими. — Прим. «Инде») — где проходят молитвы и проводы в последний путь, расположен вертикальный фонтан. Вообще, это пространство оказалось одним из самых сложных в оформлении. Важно было не просто сделать красивый архитектурный объект, а еще постараться, чтобы люди в нем чувствовали себя [комфортно]. Поэтому мы разместили здесь много важных деталей. Вода — символ очищения, в исламе важна традиция омовения, в южных странах есть бассейны перед входом. Сначала мы также планировали сделать фонтан на улице, но климат в Альметьевске к этому не располагает — остановились на текущем варианте. Но не исключено, что позже вернемся к этой идее.

Хотя исламский центр уже функционирует, проект будет дополняться. Через пару месяцев здесь появятся новые входные двери с орнаментом — вместо нынешних временных. А в стилобате разместится декорированное панно с видами альметьевского края — над ним работают московские художники. В помещении для никаха вручную собирают мозаичное панно. Снаружи появится ландшафтная композиция с растительностью Татарстана, а на площади перед мечетью установят скамейки. Пространство легко приспосабливается для молитв — обряды можно проводить на открытом воздухе. Все оставшиеся работы планируют завершить в течение полугода.

Обложка и фото: Галина Овчинникова